Определение степени и формы особенности личности детей с нарушениями поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:30, реферат

Описание работы

Цель данной работы - повышение эффективности социальной адаптации в обществе подростков с девиантным поведением на основе анализа особенностей личности и выраженности тревожно-депрессивных проявлений.
Материал и методы исследования. Для достижения поставленной цели в условиях свободной выборки однократно были обследованы подростки мужского пола (n=39) с признаками девиантного поведения в возрасте от 10 до 15 лет (средний возраст 11,8±0,87 лет).
В работе применялись клинико-психопатологический, экспериментально-психологический и психометрический методы исследования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Современные представления об отклонениях в развитии у детей и подростков
Глава 2. Расстройства личности, как причина формирования неадекватного поведения
Глава 3. Особенности личности детей с нарушениями поведения
Понятия, используемые при характеристике детей с нарушением поведения
Критерии отнесения к нарушениям поведения
Виды нарушения поведения
Формы нарушения поведения
Причины и механизмы нарушения поведения
Нарушения поведения в МКБ-10
Группы подростков с нарушением поведения
Сопровождение подростков с нарушением поведения
Заключение. Результаты и обсуждение
Литература

Файлы: 1 файл

особенности личности у детей с нарушением поведения.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Существует несомненная связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например с пьянством. Судебными экспертами установлено, что 68 % мужчин и 31 % женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На учете, как хронические алкоголики, состояли 12 % совершивших самоубийство мужчин и 20,2 % всех, покушавшихся на свою жизнь[10].

 

 

3.5 Причины и механизмы нарушения поведения

 

Как правило, девианты – это люди с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и социальные нормы общества, особенно – в детском и подростковом возрасте.

Причины девиантного поведения  определяются неоднозначно. Психологи  сосредотачивают свое внимание на личностных, психологических отклонениях и дезорганизациях (неврозы, психозы и др.); социологи – на отклонениях социальных групп от норм культуры.

Присоединение подростка к группе часто влечет за собой снижение запретов в отношении вовлечения в противонормативные действия. Дело в том, что присоединившись к группе, он отодвигается на второй план и морально «укрывается» в ней, поскольку внимание общества сосредотачивается прежде всего на самой группе, а уж потом – на ее конкретных членах. При этом социальный контроль за личностью конкретного подростка уменьшается, и в ситуации ожидания наказания за какой-либо проступок у него возникает возможность скрыться или рассеять ответственность путем ухода на второй план в группе. Зная, что можно уйти от наказания, подросток в группе становится равнодушным к возможным санкциям со стороны общества, и потому его поведение постепенно перестает подчиняться внешним правилам и нормам. Таким образом, в группе (толпе) у подростка высвобождается поведение, в обычных условиях сдерживаемое запретами [10].

Подростки, утрачивающие индивидуальность и присоединяющиеся к группе, плохо  сознают себя в качестве отдельных  существ. Результат – неспособность  осуществлять текущий контроль или  анализ своего поведения и неспособность извлекать соответствующие нормы поведения из хранилища долговременной памяти. Таким подросткам также недостает предвидения, и их поведение страдает дефицитом продуманности или планирования.

Чаще всего причиной конкретного  девиантного поведения выступает не одна, а несколько причин. Что касается современной России, то специалисты считают, что большинство отклонений в поведении несовершеннолетних, такие, как безнадзорность, правонарушения, употребление ПАВ, агрессия и т.п., имеют в своей основе общий источник – социальную дезадаптацию.

Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума  со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных  условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям. В отечественной литературе выделяются следующие причины социальной дезадаптации несовершеннолетних, лежащие в основе их девиантного поведения:

- дисфункциональность семьи;

- личностные особенности (возрастные, характерологические, психические);

- школьная дезадаптация;

- воздействие асоциальной неформальной  среды;

- причины социально-экономического и демографического характера.

Чаще всего причиной социальной дезадаптации выступает не одна из возможных причин, а их комплексная совокупность. Действительно, не так уж редко бывает, что подросток плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к нежелательным изменениям в сознании, а затем и в поведении такого подростка.

Однако большинство отечественных  специалистов убежденно, что истинные причины массовой социальной дезадаптации российских подростков следует искать в современной семье, в резком снижении ее воспитательного потенциала. Так, по результатам экспертных опросов, более половины российских специалистов (65,3%), работающих с детьми, склонны объяснять рост девиантного поведения среди современных подростков отсутствием заботы со стороны родителей, и только 12,2% - бедностью семьи [8].

Социальная дезадаптация приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности – потребности в полноценном развитии и самореализации. Социальной дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушены. Детство – это период интенсивного физического, психического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате – уход из семьи или из школы, где невозможны реализация внутренних ресурсов, удовлетворение потребностей развития. Другой способ ухода – эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами. И, наконец, совершения преступлений.

Основными причинами социальной дезадаптации являются факторы социального, экономического, психологического и психосоматического характера. Чтобы бороться с ростом социальной дезадаптации и девиантного  поведения среди детей и подростков, требуется найти подходы и решения, способные снизить влияние этих факторов.

 

 

3.6 Нарушения поведения в МКБ-10

 

Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) в разделе  «Классификация психических и поведенческих  расстройств» включает в себя и типологию поведенческих расстройств с началом, характерным для детского возраста:

F90 – гиперкинетические расстройства;

F91- расстройства поведения(F91.0 – расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением; F91.1 –несоциализированное расстройство поведения; F91.2 –социализированное расстройство поведения; F91.3 –оппозиционно вызывающее поведение; F91.8 – другие; F91.9 – расстройство поведения, неуточнённое);

F92 – смешанные расстройства поведения и эмоций;

F94 – расстройство социального функционирования;

F95 – тикозные расстройства;

F98.0 – неорганический энурез;

F98.1 – неорганический энкопрез;

F98.2 – расстройство питания в младенческом возрасте;

F98.3 – поедание несъедобного;

F98.4 – стереотипные двигательные расстройства;

F98.5 – заикание;

F98.6 – речь взахлёб.

Данные поведенческие расстройства диагностируются при наличии  нескольких характерных симптомов, которые при этом должны сохраняться  не менее 6 месяцев [5].

 

 

3.7 Группы подростков с нарушением поведения

Существуют группы детей, которые  более других подвержены риску возникновения у них нарушения поведения. На это влияют особые условия воспитания и жизни этих детей.

Влияние семьи:

1. Привязанность. Ненадёжная привязанность  к родителям в младенчестве  связана с возможным возникновения  поведенческих проблем в дошкольном возрасте, таких как враждебность, оппозиционность и открытое неповиновение.

2. Семейный разлад. Семейные раздоры являются благодатной почвой для возникновения антисоциального поведения, особенно у мальчиков. В частности у детей, которые часто подвергаются насилию в семье. Дети, которые подвергаются насилию у себя дома встают на путь деликвентности в более раннем возрасте и совершают более серьёзные правонарушения.

Мальчики, растущие в неполных семьях также находятся в группе риска.

3. Психопатология родителей. Приверженность  родителей к злоупотреблению  алкоголем или наркотиками является  также причиной развития нарушений  поведения у детей. Материнскую  депрессию связывают также с  возникновением поведенческих отклонений, как и ряд других вариантов плохого приспособления к окружающей обстановке.

Наиболее сильным фактором является наличие антисоциального расстройства личности у одного из родителей, которое  увеличивает и риск возникновения  и устойчивость расстройств поведения  у детей.

4. Грубое воспитание и межпоколенная агрессия.

5. Родительская непоследовательность. Противоречивое сочетание строгости  и попустительства также имеет  связь с антисоциальным поведением [10].

 

 

    1. Сопровождение подростков с нарушением поведения

 

Общество всегда прилагало усилия в борьбе с нежелательными формами поведения с целью сохранения стабильности и порядка. Совокупность средств и механизмов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами есть социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального контроля.

Особенно сложен вопрос о возможностях исправления несовершеннолетних в условиях специальных учреждений закрытого типа. В нашем обществе широко распространены представления об этих учреждениях, вызванные ассоциациями с понятиями «зоны», «зэков», непременной колючей проволокой и т.д. Соответственно, и основная функция этих учреждений воспринимается не как перевоспитание, а изоляция несовершеннолетних правонарушителей для предотвращения распространения девиантного поведения среди «нормальных» детей и подростков.

Сегодня такое представление постепенно начинает меняться, уступая место пониманию важности функции ресоциализации, или исправления несовершеннолетних правонарушителей и девиантов. Основой деятельности всех учреждений для девиантных подростков (как открытого, так и закрытого типа) сегодня является коррекционно-воспитательная составляющая.

Коррекционно-воспитательная составляющая деятельности всех учреждений для детей  с девиантным поведением направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов  поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности подростка. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить возникший у подростков конфликт «личность – общество», «личность – социальная среда», «личность – группа», «личность – личность» [9].

При этом в процессе коррекции реализуются  следующие функции:

1. Воспитательная – восстановление  положительных качеств, которые  преобладали у подростка до  появления девиантности, через обращение  к памяти подростка о его  добрых делах.

2. Компенсаторная – формирование у подростков стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит реализовать ему свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая – активизация  положительной социально полезной  предметно-практической деятельности  подростка, осуществляемая посредством  осуждения или одобрения, т.е.  заинтересованного, эмоционального  отношения к личности подростка  и его поступкам.

4. Корректирующая – исправление  отрицательных качеств личности  подростка и применение разнообразных  методов и методик, направленных  на корректировку мотивации, ценностных  ориентаций, установок, поведения [9].

 

Заключение. Результаты и обсуждение [5]

 

Напомним, что в условиях свободной  выборки однократно были обследованы  подростки мужского пола (n=39) с признаками девиантного поведения в возрасте от 10 до 15 лет (средний возраст 11,8±0,87 лет).

В работе применялись клинико-психопатологический, экспериментально-психологический и психометрический методы исследования.

Были использованы два тестовых опросника: шкала Гамильтона для  оценки тревоги и шкала Гамильтона для определения депрессии. Также  был использован патохарактерологический  диагностический опросник для определения акцентуации у подростков.

Результаты проведенного исследования представлены на рисунках.

На рис. 1 показаны данные о частоте  встречаемости различных типов  акцентуации в исследованной  группе подростков.

 

 
Рис. 1 Частота выявления различных  типов акцентуации в исследованной  группе (n=39)

Как видно из рис.1, у обследованных подростков чаще был диагностирован гипертимный тип акцентуации (40%), реже – эпилептоидный (20%). В ряде случаев имелись циклоидный (10%) и смешанные (15) типы, наиболее редко выявлены лабильный, астеноневротический и неустойчивый типы.

У 100% наблюдающихся были выявлены выраженная реакция эмансипации и значительная склонность к делинквентности. У всех психозависимых подростков выявлена склонность к алкоголизации, при этом у 60% имеется психологическая склонность, а у 40% - демонстративная алкоголизация.

Среди обследуемых (пациенты мужского пола) у 20% - имеются характерологические черты женственности, а у 10% не выявлено преобладание определенных черт.

В рамках данного исследования у  всех пациентов имеются клинически значимые признаки тревожно-депрессивных нарушений.

На рис. 2 представлены данные по частоте  встречаемости различных уровней выраженности тревоги и депрессии в обследованной выборке больных.

Информация о работе Определение степени и формы особенности личности детей с нарушениями поведения