Опыт работы с неблагополучными семьями за Рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблемы неблагополучных семей, а также методы коррекционно-педагогической работы.
Объект исследования – воспитание ребенка старшего дошкольного возраста в неблагополучной семье.
Предмет исследования – средства, формы и методы нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка дошкольного возраста в условиях учреждения образования.
Задачи:
1) Выявить причины неблагополучия в семье.
2) Раскрыть типы и виды неблагополучных семей.
3) Определить методы и формы коррекционно-педагогической работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
1 Неблагополучная семья и ребёнок как предмет научного познания……………………………………………………………………….. 5
1.1. Семья как ведущий фактор воспитания. Воспитательный потенциал семьи ……………………………………… ... ………………………………...5
1.2. Понятие «неблагополучная семья». Виды неблагополучных семей………………………………………………………………………….. .9
1.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ……………………………………………………… …………………………18
1.4. Коррекционно – педагогическая работа с детьми из неблагополучных…………………………………………… ………………23
2 Опыт работы с неблагополучными семьями за Рубежом…………………………………………………... …………..............30
2.1 Контактная модель работы с семьей в Швеции..………………………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Безусловно, существует причинно-следственная связь между, например, алкоголизмом родителей и проблемным поведением и нарушением развития у детей. Однако работа должна строиться не только на поиске и устранении причин проблемы, но и на использовании ресурсов семьи. Их бывает трудно увидеть, не всегда сразу понятно, как можно использовать. Это могут быть незаметные на первый взгляд способности и интересы членов семьи, сохраненные отношения с другими людьми, любовь между детьми и родителями; ресурсами могут стать и особенности характера, которые могли бы помочь человеку измениться. Часто бывает так, что внутренних ресурсов недостаточно для изменения ситуации. Тогда целесообразно подумать о внешних ресурсах, которые помогли бы семье преодолеть кризисную ситуацию.

Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.

 В практике  коррекционно-педагогической работы  уже сложилась определенная модель  деятельности с неблагополучными  семьями. В настоящее время  педагогами активно используются  следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений. Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы выступает ребенок.

Социальная  модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных  обстоятельств. Поэтому помимо анализа  жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т. п.).

Психологическая модель используется, когда причины  трудностей ребенка лежат в области  общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров в общении и причин его нарушений.

 Диагностическая  модель основывается на предположении  дефицита у родителей специальных  знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики — семья, дети и подростки с нарушениями общения.

 Медицинская  модель предполагает, что в основе  семейных трудностей лежат болезни.  Помощь заключается в проведении  психотерапии (лечение больного  и адаптация здоровых членов семьи к проблемам больного).

Как правило, педагог  дошкольного учреждения использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано  выше, данная модель исходит из предположения  о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:

 — психолого-педагогические  консультации на темы: «Роль семьи  в развитии ребенка», «Семейная  атмосфера», «Супружеский конфликт  и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т. д.;

 — педагогические  поручения, например: организация  труда в семье, семейного праздника,  режима дня ребенка, семейного  чтения или написание письма  своему ребенку и т. д.;

 — педагогические  практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь  ребенку учиться», «Какой у вас  ребенок», «Претензии к моему  ребенку» и т. д.

 

Объектом воздействия  могут быть все взрослые члены  семьи, ребенок и сама семья в  целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, педагог дошкольного учреждения призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.). Специалисты в области педагогики считают, что деятельность педагога с семьей протекает по трем направлениям: образовательному, психологическому, посредническому. Рассмотрим названные направления работы.

1. Образовательное  направление. Включает помощь  родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи.

2. Психологическое  направление. Включает социально-психологическую  поддержку и коррекцию и основано  на психологической и диагностической  моделях. Такая поддержка направлена  на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки воспитателя в союзе с психологом становится наиболее эффективной. Коррекция отношений осуществляется в том случае, когда в семье наблюдаются факты психологического насилия над ребенком (оскорбление, унижение, пренебрежение его интересами и потребностями).

3. Посредническое  направление. Данное направление  содержит следующие компоненты: помощь в организации, координации  и информировании. Помощь в организации  заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников,  выставок, утренников и т. д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты. Данное направление основано на использовании медицинской и социальной моделей.

 Работая  с семьей, воспитатель выступает,  как правило, в трех ролях:  советник, консультант, защитник. Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывает об особенностях развития ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства, вопросам межличностного взаимодействия в семье, разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.

 В практике  коррекционно-педагогической работы  с семьей используются в основном  две формы работы — краткосрочная  и долгосрочная.

 Как строить индивидуальную работу с неблагополучной семьей?

Принцип индивидуального  подхода к проблеме неблагополучной  семьи предполагает следующий примерный  алгоритм действий:

    • подготовка – предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы;
    • установление контакта специалистов с членами семьи;
    • выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;
    • определение плана выхода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи;
    • реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно;
    • патронат семьи (в случаях тяжкого неблагополучия может продолжаться до нескольких лет).

В ходе первичной  диагностики педагогу важно разобраться  в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснованной, частично обоснованной и необоснованной. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят  ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики — составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т. д.

Работая с семьей, воспитатель нередко прибегает к социальному патронажу или надзору. Социальный патронаж — это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда  педагог находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4—9 месяцев). Работа в рамках патронажа включает несколько этапов. Однако границы этапов условны.

1-й этап. Знакомство.

2-й этап. Вхождение  в семью, создание и поддержание  мотивации к выходу из кризиса.  Для поддержания мотивации необходимо привлечение лиц, пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи.

3-й этап. Сбор  и анализ информации о семье.  Сопоставление информации, полученной  из различных источников. По мере  необходимости педагог дошкольного  учреждения прибегает к консультативной помощи других специалистов. На основе сбора и анализа информации воспитатель формирует отношения с семьей, определяет способы взаимодействия с ней и намечает планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.

4-й этап. Выведение семьи из состояния кризиса, разрешение проблем, устранение причин их породивших. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Педагог может оказывать семье информационную и организационную помощь.

5-й этап. Выход  из семьи. По окончании интенсивного периода работы педагог составляет карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года).

Педагог может  использовать следующие формы надзора. Официальный надзор - это надзор, осуществляемый педагогом по поручению  официальных органов (органы опеки  и попечительства, органы управления образованием и т. п.), в обязанности  которых непосредственно входит контроль за деятельностью соответствующих социальных объектов. Неофициальный контроль - это взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных обязательств. Социальный надзор, осуществляемый педагогом, не предполагает активных коррекционно-реабилитационных мероприятий со стороны специалиста; в этом его отличие от социального патронажа.

Семейное консультирование представляет собой оказание педагогом  консультативной помощи при возникновении  проблем, конфликтов во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

Предметом социально-педагогического  консультирования являются:

-   в сфере организации быта - организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т. д.;

- в сфере  семейного здоровья - диагностика  и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления  детей и т. д.;

-   в сфере духовного и морального здоровья - традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентации членов семьи и т. п.;

-   в сфере воспитания детей - решение проблем адаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и неинформированность родителей;

- в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи - восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений.

Таким образом, рассмотренные основные модели, формы  и этапы коррекционно-педагогической деятельности с семьей, прежде всего, способствуют коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны в целом стабилизировать институт современной семьи. Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта коррекционно -педагогической деятельности подчеркивает актуальность проблемы поддержки института современной семьи и позволяет назвать основные направления работы в этой области как на государственном, так и на общественном уровнях:

- упрочение  положения семьи в условиях  развития современного общества  посредством разработки и внедрения законодательных, правовых, нормативных актов. На сегодняшний день в Республике Беларусь действуют следующие программы и законы: Президентская программа «Дети Беларуси», Кодекс «О браке и семье», Закон «Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь», «О государственной поддержке детского и семейного отдыха» и многие другие;

- расширение сети семейных социальных служб, организация центров семейного отдыха, социально-педагогических центров, социально-психологических и юридических консультаций, кризисных центров для женщин и т. д.; работа различных общественных движений, целью деятельности которых является защита детства и материнства;

- диагностика  семейного неблагополучия, его причин  и истоков, прогнозирование последствий; на основе диагностических данных - разработка программ социально-педагогической поддержки, комплексное сопровождение неблагополучных семей.

Информация о работе Опыт работы с неблагополучными семьями за Рубежом