Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:58, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы неблагополучных семей, а также методы коррекционно-педагогической работы.
Объект исследования – воспитание ребенка старшего дошкольного возраста в неблагополучной семье.
Предмет исследования – средства, формы и методы нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка дошкольного возраста в условиях учреждения образования.
Задачи:
1) Выявить причины неблагополучия в семье.
2) Раскрыть типы и виды неблагополучных семей.
3) Определить методы и формы коррекционно-педагогической работы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
1 Неблагополучная семья и ребёнок как предмет научного познания……………………………………………………………………….. 5
1.1. Семья как ведущий фактор воспитания. Воспитательный потенциал семьи ……………………………………… ... ………………………………...5
1.2. Понятие «неблагополучная семья». Виды неблагополучных семей………………………………………………………………………….. .9
1.3. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ……………………………………………………… …………………………18
1.4. Коррекционно – педагогическая работа с детьми из неблагополучных…………………………………………… ………………23
2 Опыт работы с неблагополучными семьями за Рубежом…………………………………………………... …………..............30
2.1 Контактная модель работы с семьей в Швеции..………………………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Актуальность
проблем современной семьи
2. ОПЫТ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ ЗА РУБЕЖОМ.
2.1.Контактнаямодель работы с семьей в Швеции.
Национальная добровольная программа «Контактная модель работы с семьей» начала действовать в Швеции с 1982года.
Суть ее в том, что местные комитеты социального обеспечения подбирают семьи или отдельных лиц для оказания поддержки другим семьям, находящимся в трудном положении. Подбираемые лица – это обычные люди без профессионального опыта, но умеющие контактировать, поддержать, помочь другим. Кроме основной цели – оказание поддержки, контактная модель работы с семьей позволяет: 1) расширить сеть обслуживания клиента; 2) предотвратить отчуждение родителей и детей; 3) дать детям возможность устанавливать отношения с другими взрослыми и иметь в качестве образца человека мужского или женского пола; 4) дать родителям возможность провести выходные по собственному усмотрению; 5) поддерживать родителей в их родительской роли.
Контактная модель используется в работе с разными типами семей: неполными, находящимися в разводе, употребляющими алкоголь и наркотики, имеющими детейинвалидов, молодыми семьями.
Для работы с семьей по контактной модели готовятся так называемые секретари по контактам, которые являются социальными работниками и выполняют только эту функцию. Шведские специалисты отмечают, что социальные работники, специализирующиеся на этой работе, обычно очень заинтересованы в ней, долгое время остаются на этой работе, поскольку она позволяет увидеть положительную обратную связь со стороны семей для контакта и клиентов.
Секретари контактного обслуживания проходят специальную подготовку. Она включает в себя индивидуальное консультирование, а также групповую работу в форме тренинга. Это позволяет социальным работникам глубже понять роли членов семьи, вовлеченных в различные конфликты. Проводятся также курсы, на которых секретари разных районов встречаются, обмениваются взглядами, опытом. Например, секретари контактной службы из шести агентств г. Стокгольма встречаются один раз в месяц, чтобы обсудить различные вопросы, связанные с работой с семьей.
Подбор семей или лиц для контакта осуществляется разными способами.
1. Подбор, ориентированный на клиента. В этом случае осуществляется поиск лица или семьи для контакта с определенным клиентом. Иногда клиент сам предлагает семью или отдельного человека, которому он доверяет.
2. Индивидуально ориентированный подбор. Он заключается в попытках убедить определенных лиц, подходящих для контакта взять на себя ответственность и поработать с семьей.
3. Общий подбор. Он заключается в использовании средств массовой информации для привлечения широкого круга людей, из числа которых могут быть подобраны лица для контакта.
Начальный этап работы с семьей или лицами для контакта обычно связан с обсуждением многочисленных вопросов, которые возникают у лиц, желающих общаться с той или иной семьей. Как правило, эти вопросы связаны с мерой активности контактной семьи. Должны ли они сами звонить клиенту или ждать, пока тот сам позвонит? Каким должен быть контакт? Обсуждая эти вопросы, секретарь контактной службы обязательно проясняет и то, что можно ожидать от клиента.
В дальнейшей работе с семьями или лицами для контакта используются групповые методы. Организуются встречи семей или лиц для контакта для совместного обсуждения возникающих проблем. Обычно такие встречи проходят раз в месяц и на них обсуждаются темы общего характера. Отдельные случаи обсуждаются в условиях строгой профессиональной тайны.
Кроме этой формы работы с семьями или лицами для контакта используется обучение в форме вечерних семинаров по определенной теме или в форме кружков. Кружки обычно состоят из группы людей и подготовленного лидера, они встречаются один раз в неделю и обсуждают интересующие темы на основе заранее составленного плана. Обсуждаться могут, например, такие темы как: 1) риск для детей; 2) помощь избиваемым женщинам;. 3) семейные отношения; 4) работа в качестве лиц для контакта. Опыт шведских специалистов показывает, что очень важно привлекать людей к планированию образовательных программ.
Когда принято решение представить, например, одинокой матери семью для контакта, устраивается встреча этой матери с секретарем службы. Это необходимо для осуществления лучшего выбора. Как говорят шведские специалисты, профиль клиента должен быть как можно более ясным и четким. Обычно первая встреча с клиентом, которую секретари называют «печем пироги», посвящена повседневным делам. Родителю необходимо дать возможность разговориться о своих детях, атмосфере в семье. При этом очень важно, чтобы клиент почувствовал заинтересованность специалиста в семейных делах и благополучном разрешении проблемных ситуаций.
Секретарь контактной службы знакомит клиента с тем, как выбирается «правильная» семья и что будет представлять собой контракт о контактных отношениях, когда обе стороны примут решение. Важно отметить, что выбор семьи для контакта производит секретарь службы. Стороны не выбирают друг друга. Если контактные отношения не действуют, следовательно, секретарь сделал неправильный выбор. Именно поэтому необходимо обсуждение многих вопросов на первой встрече. Это делает процесс контакта семей менее драматичным. На ранней стадии дети в контакт не вовлекаются. Необходимо, чтобы прошло какоето время для установления прочных отношений.
Для того чтобы найти «правильную» контактную семью для клиента, требуется немало интуиции и импровизации. Понимание потребностей клиента и нахождение нужных людей, отвечающих этим потребностям, это две стороны трудной задачи. Здесь необходимо обдумать все, даже самые, казалось бы, незначительные факторы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все хорошее и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается главным образом из того, в чем ребенок подражает взрослым и что взрослые культивируют в нем. Поэтому влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико.
Во все времена,
во все эпохи были хорошие и
плохие семьи, но неблагополучные семьи
формируют неблагополучных
Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение.
Чтобы оказать помощь родителям из неблагополучных семей конкретную помощь в воспитании детей, педагогу следует хорошо знать психологические особенности родителей, своевременно выявить недостатки, трудности в воспитании детей, которые возникают в этих семьях. Составленная своевременно психолого-педагогическая характеристика семьи, систематическое целенаправленное наблюдение семьи позволит педагогу четко определить имеющиеся недостатки в характере родителей, проследить наметившиеся изменения в их поведении, изменить стиль общения родителей с ребенком. При внимательном изучении биографии родителей из неблагополучных семей выясняется, что их детство прошло в алкогольных семьях или в семьях с другими формами неблагополучия. Это сыграло в их судьбе немаловажную роль. Жизнь в дисфункциональной семье связана с постоянным ожиданием стресса, оскорбления, боли (физической или психологической), которое постепенно превращается в привычку, становится образом жизни. Даже после того, как все заканчивается, человек продолжает жить так, будто это может повториться в любой момент. За время жизни в алкогольной семье ребенок вырабатывает свои принципы выживания: "не выражай открыто своих чувств - это могут использовать против тебя"; "не верь никому, даже родным"; "не открывайся, не подпускай никого слишком близко, не рассказывай о своих слабостях и проблемах…". С возрастом люди забывают, что это правила, существовавшие только в родительской семье, и распространяют их на весь мир и навсегда. Повзрослев, они находят таких же израненных партнеров и воспроизводят систему отношений своей родительской семьи. Это семьи с "хроническим неблагополучием". Данную проблему решить очень сложно, только через несколько поколений успешной работы с семьёй можно сказать, что семья "выздоровела" и может стать условно-адаптированной.
Проведение
индивидуальных бесед и
Таким образом, раннее выявление семей "группы риска" и своевременная помощь им, а также целенаправленная работа с неблагополучием из поколения в поколение, являются самыми эффективными методами профилактики семейного неблагополучия
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Опыт работы с неблагополучными семьями за Рубежом