Опытно-экспериментальная работа и формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. Актуальность данной проблемы заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Данной темой занималось большое количество специалистов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретические основы формирования психологической готовности ребёнка к обучению в школе……………………………………………………..8
1.1. Понятие психологической готовности к школе …...………………………8
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу..12
1.3. Структура психологической готовности ребёнка к обучению в школе . 20
Выводы по первой главе ………………………………………………………..30
Глава II. Опытно-экспериментальная работа и формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе …………………33
2.1. Диагностические методы определения психологической готовности ребёнка к школе …………………………………………………………………33
2.2. Описание и результаты диагностики сформированности психологической готовности ребёнка и обучение в школе ……………………
2.3. Анализ результатов исследования ………………………………………….
Выводы по второй главе …………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………….
Список использованной литературы ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Psikhologich_gotovnost_DIPLOM.docx

— 97.29 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….4

Глава I. Теоретические основы формирования психологической  готовности ребёнка к обучению в школе……………………………………………………..8

1.1. Понятие психологической готовности к школе …...………………………8

1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу..12

1.3. Структура  психологической  готовности ребёнка к обучению  в школе . 20

Выводы по первой главе ………………………………………………………..30

Глава II. Опытно-экспериментальная работа и формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе …………………33

2.1. Диагностические методы  определения психологической готовности  ребёнка к школе …………………………………………………………………33

2.2. Описание и результаты  диагностики сформированности психологической  готовности ребёнка и обучение  в школе ……………………

2.3. Анализ результатов  исследования ………………………………………….

Выводы по второй главе …………………………………………………………

Заключение ……………………………………………………………………….

Список использованной литературы ……………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. Актуальность данной проблемы заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Данной темой занималось большое количество специалистов. У истоков этого подхода стоит Л.И. Божович, которая еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал и А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.

Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. Выражением готовности к школе является ряд новообразований развития, которые начинают «заявлять» о себе в конце дошкольного детства и проявляются в качественно новых чертах и возможностях деятельности, поведения, отношения ребенка к социальному и предметному миру. Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.

Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности игры, познания, общения, предметно – трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой+ – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.).

В нашей стране изучение этой проблемы имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.). Вместе с тем интерес к данной проблеме не угасает, происходит все более глубокая ее разработка.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная готовность, которая включает формирование  у ребенка готовности к принятию  новой социальной позиции - положение  школьника, имеющего круг прав  и обязанностей. В личностную  готовность входит определение  уровня развития мотивационной  сферы.

2. Интеллектуальная готовность  ребенка к школе. Данный компонент  готовности предполагает наличие  у ребенка кругозора и развития  познавательных процессов.

3. Социально-психологическая  готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в  себя формирование у детей  нравственных и коммуникативных  способностей.

4. Эмоционально-волевая готовность  считается сформированной, если  ребенок умеет ставить цель, принимать  решения, намечать план действий  и принимать усилие к его  реализации. 

Выбранная тема данной дипломной работы «Психологическая готовность ребёнка к школе» является актуальной, т.к. с проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах.

Результаты тестирования могут помочь вовремя заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную программу.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности психического развития и уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.

Целью данной дипломной работы является исследования особенностей психологической готовности ребёнка к школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Проанализировать структуру психологической готовности ребёнка к школьному обучению.

3. Подобрать методики комплексной психолого-педагогической диагностики ребёнка к обучению в школе.

4. Определить уровень сформированности психологической готовности ребёнка к обучению в школе.

Теоретико-методологической основой исследования явилась концепция развития личности, предложенная отечественными и зарубежными учёными в данной области.

Практическая значимость заключается в том, что данный материал исследования можно использовать на практических занятиях по изобразительному искусству.

Гипотеза исследования. Готовность ребенка к обучению в школе представляет собой интегральное общесистемное свойство детской индивидуальности, которое возникает, развивается и проявляется в процессе деятельности. В качестве тотального интегрального свойства готовность к обучению в школе не сводима к парциальным свойствам (психическим, психофизиологическим и личностным) и является продуктом системогенеза индивидуальности как целостности.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы формирования психологической  готовности ребёнка к обучению в школе

1.1. Понятие психологической  готовности к школе


Проблема психологической готовности детей к обучению в школе одна из ключевых проблем возрастной психологии и психологии развития, ставшая популярной в период перехода начальной школы на обучение детей с шестилетнего возраста. Психологическая готовность детей к школьному обучению - предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Н.И. Гуткина, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек и др.). Традиционно выделяют анатомо-физиологическую, интеллектуальную, мотивационную и личностную готовность к школьному обучению. При этом в психологической литературе отмечается тот факт, что у одного и того же ребенка может быть высокий уровень интеллектуальной и низкий уровень мотивационной готовности к школьному обучению или высокий уровень мотивационной и низкий уровень личностной готовности к школьному обучению. Иными словами, разные стороны психологической готовности к школьному обучению развиваются разными темпами. Однако на сегодняшний день практически нет исследований, результаты которых объясняли бы данный феномен [13].

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости» [11,78].

Психологическая готовность к школе  - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его  физиологической, педагогической  и психологической подготовки. 

Анна Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками» [2, с.95].

И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты [3, с.56].

Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д. [6, с.72].

На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная готовность. Включает  формирование у ребенка готовности  к принятию новой социальной  позиции - положение школьника, имеющего  круг прав и обязанностей. Эта  личностная готовность выражается  в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность  входит и определенный уровень  развития мотивационной сферы. Готовым  к школьному обучению является  ребенок, которого школа привлекает  не внешней стороной (атрибуты  школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать  новые знания, что предполагает  развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо  произвольно управлять своим  поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при  сформированной иерархической системе  мотивов. Таким образом, ребенок  должен обладать развитой учебной  мотивацией. Личностная готовность  также предполагает определенный  уровень развития эмоциональной  сферы ребенка. К началу школьного  обучения у ребенка должна  быть достигнута сравнительно  хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно  развитие и протекание учебной  деятельности.

2. Интеллектуальная готовность  ребенка к школе. Данный компонент  готовности предполагает наличие  у ребенка кругозора, запаса конкретных  знаний. Ребенок должен владеть  планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения  к изучаемому материалу, обобщенными  формами мышления и основными  логическими операциями, смысловым  запоминанием. Однако, в основном, мышление  ребенка остается образным, опирающимся  на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная  готовность также предполагает  формирование у ребенка начальных  умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить  учебную задачу и превратить  ее в самостоятельную цель  деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной  готовности к обучению в школе  предполагает:

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа и формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе