Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 11:56, курсовая работа
Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. Актуальность данной проблемы заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Данной темой занималось большое количество специалистов.
Введение ………………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретические основы формирования психологической готовности ребёнка к обучению в школе……………………………………………………..8
1.1. Понятие психологической готовности к школе …...………………………8
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу..12
1.3. Структура психологической готовности ребёнка к обучению в школе . 20
Выводы по первой главе ………………………………………………………..30
Глава II. Опытно-экспериментальная работа и формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе …………………33
2.1. Диагностические методы определения психологической готовности ребёнка к школе …………………………………………………………………33
2.2. Описание и результаты диагностики сформированности психологической готовности ребёнка и обучение в школе ……………………
2.3. Анализ результатов исследования ………………………………………….
Выводы по второй главе …………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………….
Список использованной литературы ……………………………………………
Основной целью психологического обследования ребенка при приеме в школу является выявление актуального уровня его психического развития, а также индивидуально-психологических особенностей, специфики поведенческих характеристик. Только своевременная диагностика может обеспечить надежный прогноз дальнейшего развития и обучения ребенка, а также успешность построения коррекционно-развивающей работы, приводящей к полноценному формированию готовности к обучению к школе.
Ряд авторов таких, как Н.Я. Семаго и М.М. Семаго считают, что психологическая диагностика с целью определения готовности к школе должна носить интегративный характер и опираться на следующие принципы: [16]
1. Процедура обследования должна строиться в соответствии с актуальным возрастом ребенка, особенностями его поведения, а также с учетом взаимодействия в диаде «взрослый – ребенок»;
2. Используемый методический аппарат должен быть адекватен возрасту обследуемого, целям и гипотезе обследования;
3. Применяемый комплекс методик должен давать максимальную информацию не только о специфике развития ребенка и формирования различных его психических функций и систем на феноменологическом уровне, но и позволять выявить комплекс и иерархию причин, обусловливающих данный вариант развития;
4. Психолого-педагогическая квалификация уровня актуального развития ребенка, сформированности психологических предпосылок к началу школьного обучения должна быть многоаспектной и сопровождаться постановкой многоуровнего психологического диагноза на основе учета вклада каждого их трех критериев (обучаемость, адекватность, критичность), что позволит определить прогноз дальнейшего развития и направления развивающей или коррекционной работы.
Диагностическая программа, целью
которой является определение
готовности к школьному
· обследование не может быть слишком длительным, так как оно должно вписываться во временные рамки записи детей в школу (апрель – май);
· методики должны давать сведения о компонентах психологической готовности детей к школе;
· программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.
Согласно мнению Н.Я Семаго, в зависимости от результатов выполнения тех или иных диагностических методик гипотеза обследования может изменяться, а это в свою очередь потребует от психолога внести соответствующие изменения в комплекс методик. Это положение служит одним из оснований того, что психолог должен владеть достаточным диагностическим арсеналом, чтобы иметь возможность гибко изменять ход обследования.
Следующим этапом диагностики
является осуществление самой
процедуры определения
Психолог может проводить как массовые обследование готовности к обучению в школе, т.е. со всеми детьми, подавшими заявление в школу, используя набор психодиагностических экспресс-методик, так и индивидуальные, нацеленные на трудные случаи, когда педагоги затрудняются в принятии решения о записи соответствующего ребенка в 1-й класс. В последнем случае используется специализированный набор психологических методик.
Не подлежит
сомнению, что в соответствии с общепринятыми
профессионально-этическими стандартами
психодиагностики определение готовности
к школьному обучению не может быть проведено
без согласия родителей или других законных
представителей ребенка.
Перечислим условия, которые необходимы
для проведения эффективного психологического
обследования:
· специальное помещение, оборудованное для работы психолога;
· наличие в нем игрушек, детской мебели, что создает комфортную и во многом знакомую для ребенка обстановку, и одновременно отсутствие каких-либо предметов или оборудования, которые могли бы отвлечь или испугать ребенка;
· отсутствие при обследовании посторонних лиц, которые могут помешать или смутить ребенка;
· психологическая поддержка и поощрение ребенка в течение всего обследования, сохранение благоприятной эмоциональной атмосферы [32, С. 578].
Результаты определения готовности к школьному обучению заносится психологом в карту психического развития ребенка, кратко называемую психологической картой. По окончании обследования всех детей, после обработки и анализа их результатов психологи проводит индивидуальные консультации для родителей, в ходе которых знакомит их с итогами диагностики детей, а также в случае необходимости дает рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить ребенка к школе.
Различные задачи предполагают разные виды психодиагностики, проводимые с детьми старшего дошкольного возраста. Так, Н.Я. Семаго предлагает к ним относить следующие:
· скрининговую диагностику, которая обычно проводится с группой детей и ориентирована на выделение детей, обладающих теми или иными свойствами, на оценку постоянства тех или иных психологических характеристик у данной группы детей;
· динамическую диагностику – с ее помощью прослеживается динамика развития, эффективность развивающих или коррекционных мероприятий;
· углубленную диагностику, которая проводится уже после выделения детей, нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, и носит комплексный характер [49, С. 53].
Сам автор выступает за комплексную психологическую диагностику дошкольников, предлагая называть ее интегративной. Конечным итогом, которой должно стать описание уровня сформированности высших психических функций, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер с точки зрения готовности психологических предпосылок к началу школьного обучения.
Следует отметить, что существует значительное количество методик по оценке психологической готовности ребенка к школе, которые различаются по следующим параметрам:[17]
1. Форма проведения – индивидуальные или групповые;
2. Изучаемые признаки психологической готовности – интеллектуальные или личностные;
3. Характер показателей готовности – качественные или количественные;
4. Степень формализованности процедур диагностирования – проведения, протоколирования, оценивания, интерпретации результатов;
5. Достоверность полученных результатов – надежные, ненадежные, с неизвестными показателями надежности;
6. Уровень прогностической валидности – валидные, невалидные, с неизвестными показателями валидности.
Поскольку готовность к школьному обучению – системный феномен, имеющий сложную, многокомпонентную структуру, то для ее изучения требуется целый методический комплекс. Характерно, что большинство психологов-практиков испытывают недовольство имеющимися диагностическими программами, поэтому в настоящее время появляются все новые и новые их модификации, такие как экспресс-диагностики готовности к школьному обучению. Основным параметром подобных программ является минимизация длительности обследования, что удобно в ситуации массовой диагностики готовности детей к обучению в школе.
Данные программы позволяют условно разделить их на три категории. К первой, наиболее содержательной и цельной, можно отнести диагностические программы, имеющие четкие, концептуально оформленные диагностические методы. К ним, в первую очередь, относятся программа И.В. Дубровиной, основной составляющей которой является программа Н.И. Гуткиной, программа под редакцией Д.Б. Эльконина и его сотрудников, психодиагностический комплекс Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, тест П. Кеэса, комплекс Е. Екжановой, который хоть и ориентирован на детей первого класса, но может быть правомерно использован и в подготовительных группах детского сада, и некоторые другие. Из зарубежных, хорошо зарекомендовавших себя программ, можно отметить, в первую очередь, диагностическую программу Г. Витцлака и тест Керна-Йирасека.
Ко второй группе
Некоторые авторы считают
Для диагностики
1.Отдельные методики в
2.Диагностические программы, позволяющие разносторонне исследовать психологические особенности испытуемых и оценить сформированность некоторого комплекса психологических характеристик, составляющих понятие психологической готовности к школе [16,С.37].
Таким образом, вышеперечисленные методики определяют развитие того или иного компонента психологической готовности, но не дают достаточной информации о психологической готовности ребенка к школе в целом, в связи с этим возникает проблема адаптации ребенка к школе, предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников неизбежно ставит пред психологом задачу выбора соответствующих диагностических средств.
Тем самым, правильно подобранные методики диагностики, позволят вовремя выявить параметры неготовности, откорректировать их для того, чтобы первокласснику легче было адаптироваться к процессу обучения. Следует отметить, что адаптация к школе – процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным и с систематическим обучением [43, С. 78].
2.2. Описание и результаты диагностики сформированности психологической готовности ребёнка и обучение в школе
Практическую часть проводила в"детском саду комбинированного вида №7 "солнышко" г.Соль-Илецка".Заведующий Илова Наталья Григорьевна, старший воспитатель Кузина Галина Валиевна.
Цель явилось исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; диагностическая; анализ результатов деятельности.
Кабинет психолога находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а так же от залов музыкальных и физкультурных занятий. Помещение психологического кабинета, разделено на несколько «рабочих» зон психолога, которые соответствуют основным направлениям его работы в учреждении.
Первая зона - пространство взаимодействия с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. Вторая зона кабинета - пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности.
Третья зона обеспечивается средствами интерпретационной и организационно-планирующей деятельностей психолога. Организационное обеспечение и перечень оборудования данных пространств . В кабинете созданы не только рабочие зоны психолога, но и функциональные уголки (зоны), привлекательные для детей). Таким образом, кабинет оборудован в соответствии со специальными требованиями к помещениям и материально-технической оснащенности кабинета детского психолога, все зоны подчинены решению главной задачи: созданию условий для обеспечения психического здоровья детей.
В последующей работе я ознакомлась с организацией работы психолога в МДОУ. Определение сферы деятельности в соответствие с возрастной группой. Знакомство с детьми, подготовка к наблюдению за детьми.
Наблюдение за детьми в процессе деятельности. Подбор психодиагностического инструмента. Психологическая диагностика готовности ребенка к школе.
Подготовка рекомендаций по проведению психокоррекционных мероприятий для детей, имеющих по результатам диагностики средний и низкий уровень развития. II. На следующем этапе проведена диагностическая работа по проведению психологической диагностики на определение психологической готовности к школе.
Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление: 1) уровня психического развития; 2) наличия необходимых навыков и умений; 3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.