Опытно-экспериментальная работа и формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. Актуальность данной проблемы заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Данной темой занималось большое количество специалистов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретические основы формирования психологической готовности ребёнка к обучению в школе……………………………………………………..8
1.1. Понятие психологической готовности к школе …...………………………8
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу..12
1.3. Структура психологической готовности ребёнка к обучению в школе . 20
Выводы по первой главе ………………………………………………………..30
Глава II. Опытно-экспериментальная работа и формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе …………………33
2.1. Диагностические методы определения психологической готовности ребёнка к школе …………………………………………………………………33
2.2. Описание и результаты диагностики сформированности психологической готовности ребёнка и обучение в школе ……………………
2.3. Анализ результатов исследования ………………………………………….
Выводы по второй главе …………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………….
Список использованной литературы ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Psikhologich_gotovnost_DIPLOM.docx

— 97.29 Кб (Скачать файл)

        Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматриваются в качестве ошибки. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ , если он удовлетворяет формальному правилу игры.    Каждая ошибка оценивается в 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, за его результат выставляется 0 (ноль). Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл.

        В группу с относительно хорошим развитием произвольности относятся дети, получившие не более одного балла, при этом берется лучший результат из двух попыток. Вторая попытка предоставляется испытуемому, если с первого раза он потерпел неудачу в игре. Перед второй попыткой проводится дополнительная беседа об условия игры.

       Если остаются сомнения после проведения методики «Да и нет» относительно умения ребенка работать по правилу, то можно провести с ним еще одну игру, направленную на выявление того же умения.

Методика «Вежливость».

        Методика представляет собой известную игру, в которой команды ведущего выполняются только в том случае, если он говорит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физкультурными упражнениями: 1) «руки вперед»; 2) «руки на пояс, пожалуйста»; 3) «присядь»; 5) «руки к плечам, пожалуйста»; 6) «прыгай»; 7) «прыгай, пожалуйста»; 8) «перестань прыгать, пожалуйста». До начала игры надо проверить, понимает ли ребенок, как следует выполнять использующиеся в ней упражнения.  Как и в методике «Да и нет», успешность выполнения задания зависит от произвольного внимания, памяти, реализации сформированного намерения, т.е. всего того, что определяет понятие «подчинение правилу».

       Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются выполнение команды без слова «пожалуйста» и невыполнение команды при слове «пожалуйста». Каждая из них оценивается в 1 балл. За правильно выполненное задание выставляется 0 (ноль). Чем хуже справился ребенок, тем выше суммарный балл. [9,c.99].

Методика «Эхо» .

       Методика представляет собой игру, в которой ребенок исполняет роль эха. Перед игрой экспериментатор объясняет ему, что такое «эхо»: «Ты слышал когда-нибудь про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только слышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. Если ты попадешь в горное ущелье и скажешь: «Здравствуй, Эхо!», - то оно ответит тебе так же: «Здравствуй, Эхо!, - потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит». После этого рассказа испытуемому предлагается поиграть в игру, где он должен будет в точности повторять любой звук, который услышит. В качестве материала воспроизведения берутся отдельные звуки и звукосочетания: три гласных звука (напр., «а», «о», «и»), три глухих согласных звука (напр., «п», «с», «т»), три звонких согласных звука (напр., «б», «з», «д»), три слова, состоящие из двух звуков (напр., «ша», «ру», «лы»), три звукосочетания, состоящие из двух согласных звуков (напр., «ст», «вр», «кт»).

        Обработка результатов проводится количественно и качественно. Каждый неправильно произнесенный звук оценивается 1 баллом, при этом важно зарегистрировать, что произнес ребенок вместо требуемого звука. Отказ от воспроизведения также оценивается  1 баллом независимо от количества воспроизведенных звуков.

        Методика позволяет выявить не только возможность произвольность произнесенных отдельных звуков и звукосочетаний, без чего невозможно обучение чтению, но и особенности развития фонематического слуха и нарушения артикуляции. В случае обнаружения серьезных дефектов в этой области требуется обратить внимание родителей .Приведённый  выше обзор методик позволяет на основе некоторых из них провести диагностику детей на предмет их готовности к школьному обучению.  Полученные результаты  должны  помочь выявлению  сторон  психической деятельности детей,  нуждающихся в коррекции.на необходимость занятий ребенка с логопедом. 

Тест: "Переплетенные линии"(Приложение 2) 

Оценка устойчивости внимания.

        Предложите ребенку рисунок, на котором изображены,25 переплетенных линий . Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.

       Попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.

       Фиксируйте время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок.

Тест: "Корректурная проба"(Приложение 3)

        Выявление скорости распределения и переключения внимания, eгo объема и устойчивости ребенку предлагается таблица с любыми  фигурами. В корректурной матрице с фигурами ребенок просматривает пять строчек и как можно быстрее зачеркивает разными способами три каких-либо различных элемента.

        Фиксируется время выполнения задания. Большинство детей 6-7 лет выполняют эти задания за 2-3 минуты.

        Этот тест можно использовать и для получения информации о работоспособности ребенка.

Тест: "Нелепицы"(Приложение 4)

Оценка образно-логического мышления.

       Покажите ребенку картинку ,на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.

        На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

        Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц — это хороший результат развития образно-логического мышления.

Тест: "Лишний предмет"(Приложение 5)

        Оценка образно-логического мышления — умственных операций анализа и обобщения.

        На рис.  изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек,

         Покажите ребенку первую (тренировочную) карточку и объясните ему, что из А предметов, нарисованных на карточке, один — лишний. Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он липший. После этого предложите ребенку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

Если ребенок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум л 4 карточках — это хороший уровень развития образно-логического мышления. 

Тест: "Запомни фразы"

Оценка смысловой памяти. 

      Прочитайте ребенку фразы, такие, например:

1) Осенью идут дожди.

2) Дети любят играть.

3) В саду растут яблони  и груши

4) В небе летит самолет.

5) Мальчик помогает своей  бабушке.

        Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.

        Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

         Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки 

      Приведённый  выше обзор методик позволяет на основе некоторых из них провести диагностику детей на предмет их готовности к школьному обучению.  Полученные результаты  должны  помочь выявлению  сторон  психической деятельности детей,  нуждающихся в коррекции.

Ф.И. :  Гераськина  Катя.

Возраст: 7 лет

Тест Керна- Йирасека

        На тест была настроена положительно. Задание нарисовать мужскую фигуру не вызвало затруднений.

       При выполнении остальных упражнений ребенок чувствовал себя спокойно, проявлял заинтересованность.

       Результаты теста хорошие.

Методика «Да и Нет»  

      Ребенок с удовольствием отвечал на вопросы. При ответах допущена одна ошибка. На вопросы отвечала достаточно быстро. Для ответов использовала глаголы вопросов.

       На вопрос- Хочешь ли остаться еще на год в дет. саду? – ответила неуверенно!

       Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Результаты тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  3балла

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «В» (высокий уровень)

МЕТОДИКА :«Домик»    1балл

МЕТОДИКА:«ЭХО»       0 баллов

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии»  - Затратила 2,5 мин. 2 ошибки. «В».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба»  -Затратила  3,5 мин. 1 ошибка. – «В».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашла 7 «нелепиц». – «В».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток  повторила 4 фразы. «С»

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 5 карточках. «В».

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Рекомендации:

Развивать смысловую память.

Ф.И.:  Кевбрин   Дима

Возраст:  7 лет.

Тест Керна- Йирасека  

     Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось желание выполнить еще не известное задание. Установка на рисование мужской фигуры не вызвало у мальчика дополнительных вопросов. Задание выполнял с интересом, спокойно.

        На втором упражнении уточнил значение слова «скопировать». С упражнением справился.

3. Задание выполнил хорошо. Затруднений не возникало.

        Во время работы Дима  чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты хорошие.

Методика «Домик»

       Перед выполнением методики ребенок испугался, что не справится с заданием. Благодаря подбадриванию с моей стороны мальчик сразу согласился выполнить упражнение. Во время работы у Димы проснулся интерес к тесту. Ребенок проявлял усидчивость и точность расчетов.

«Да и Нет»

         С удовольствием отвечал на все вопросы. Допустил только одну ошибку. При ответах  использовал глаголы вопросов. Чувствовал себя спокойно, уверенно. Игра ему понравилась.

Результаты тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  3балла

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «В» (высокий уровень)

МЕТОДИКА :«Домик»    0 баллов.

МЕТОДИКА:«ЭХО»       0 баллов.

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии»  - Затратил  2 мин. 1 ошибки. «В».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба»  -Затратил   3 мин. 1 ошибка. – «В».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашёл  8 «нелепиц». – «В».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток  повторил 5фраз «В».

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно  ответил  на 6-ти  карточках.  «В».

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Рекомендации:

        Продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память.

Ф.И. :  Алмакаев   Женя

Возраст: 7лет

Тест Керна- Йирасека

 

        При проведении теста дополнительных вопросов не возникало. Ребенок работал заинтересованно, спокойно, но временами отвлекался. Старался аккуратно и точно выполнить задания.

Методика «Да и Нет»

 

      На вопросы отвечал быстро. Для ответов поначалу использовал кивки головой, но после моего замечания стал использовать фразы: «не знаю», «не очень», «так себе», «когда как». Ошибок не допустил.

Результаты тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  6 баллов.

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «С» (высокий уровень)

МЕТОДИКА :«Домик»    2 балла.

МЕТОДИКА:«ЭХО»       0 баллов.

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии»  - Затратил  3 мин. 3 ошибки. «С».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба»  -Затратил   4 мин. 2 ошибки  – «С».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашёл  5 «нелепиц». – «С».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После трёх попыток  повторил 4фразы «С».

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 4-х карточках-«В».

Результаты  тестов показали, что ребёнок к школе условно готов, и нуждается в некоторой  коррекции.

Рекомендации:  

     Больше уделять внимания упражнениям на развитие интеллектуальной сферы ребенка,  наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать  на  развитие произвольного внимания. Уделять внимание  развитию смысловой  памяти и  образно-логического  мышления.

Ф.И.: Фоменкова Юля.

Возраст: 6лет. 

Тест Керна- Йирасека:

        На выполнение теста была настроена положительно. После рисования мужской фигуры ребенок сказал мне обратить внимание на то, что на поясе у мужчины надет ремень, так как в рисунке у нее это не понятно. Пери выполнении оставшихся двух заданий девочка уточняла, где ей выполнять упражнение.

Ребенок работал сосредоточенно, спокойно.

Методика «Домик»

        Перед выполнением задания ребенок сказал, что справится с ним без проблем. Задание выполнила быстро, но неаккуратно.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа и формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе