Опытно-экспериментальная работа и формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. Актуальность данной проблемы заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Данной темой занималось большое количество специалистов.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретические основы формирования психологической готовности ребёнка к обучению в школе……………………………………………………..8
1.1. Понятие психологической готовности к школе …...………………………8
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу..12
1.3. Структура психологической готовности ребёнка к обучению в школе . 20
Выводы по первой главе ………………………………………………………..30
Глава II. Опытно-экспериментальная работа и формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе …………………33
2.1. Диагностические методы определения психологической готовности ребёнка к школе …………………………………………………………………33
2.2. Описание и результаты диагностики сформированности психологической готовности ребёнка и обучение в школе ……………………
2.3. Анализ результатов исследования ………………………………………….
Выводы по второй главе …………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………….
Список использованной литературы ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Psikhologich_gotovnost_DIPLOM.docx

— 97.29 Кб (Скачать файл)

Работала с интересом, спокойно, уверенно.

Методика «Да и Нет»

 

       Для ответов на вопросы использовала глаголы вопросов. Допустила ошибку в вопросе о желании учиться. В результатах ответов выяснилось противоречие: ребенок хочет учиться и в то же время остаться в детском саду. На мое предложение выбрать одно желаемое из двух был дан ответ: остаться в детском саду. На мой уточняющий вопрос ответ остался таким же.

Результаты тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  4 балла.

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл.

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «Н»

МЕТОДИКА :«Домик»    13 баллов.

МЕТОДИКА:«ЭХО»       0 баллов

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии»  - Затратила 6 мин. 4ошибки. «Н».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба»  -Затратила  5 мин. 5 ошибок. – «С».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашла 6 «нелепиц». – «С».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток  повторила 3 фразы. «С»

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 3 карточках. «С».

 

Результаты тестов показали, что ребенок к школе не готов.

Рекомендации:   

 Учитывать слабую подготовку ребенка к школе. Развивать интеллектуальную сферу,  произвольное внимание.

Родителям:  настоятельно рекомендуется оставить ребенка еще на год в детском саду.!!!  Ребенок сам хочет остаться). Особенно развивать произвольное внимание девочки с помощью специальных упражнений.

Психологу: психологически готовить ребенка к смене условий, наблюдать за развитием произвольного внимания, мотивационной сферы ребенка.

Ф.И.: Мехвалыев  Рухин.

Возраст: 6 лет. 

Тест Керна- Йирасека 

     Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось желание выполнить еще не известное задание. Установка на рисование мужской фигуры не вызвало у мальчика дополнительных вопросов. Задание выполнял с интересом, спокойно.  

С упражнением справился.

3 Задание выполнил хорошо. Затруднений  не возникало.

Во время работы Рухин  чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты хорошие.

Методика «Домик»

Перед  выполнением задания Рухин проявил большую заинтересованность.

.  Ребенок проявлял усидчивость и точность расчетов. Результаты  хорошие.

«Да и Нет»

         С удовольствием отвечал на все вопросы. Допустил только одну ошибку. При ответах  использовал глаголы вопросов. Чувствовал себя спокойно, уверенно. Игра ему понравилась.

Результаты тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  3балла

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «В» .

МЕТОДИКА :«Домик»    0 баллов.

МЕТОДИКА:«ЭХО»       0 баллов.

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии»  - Затратил  2 мин. 4 ошибки. «С».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба»  -Затратил   4 мин. 3 ошибки. – «С».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашёл  8 «нелепиц». – «В».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток  повторил 5фраз «В».

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно  ответил  на 6-ти  карточках.  «В».

        Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Рекомендации:

        Продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память.

Ф.И.: Толмачёва Наташа

Возраст: 6 лет. 

Тест Керна- Йирасека

        На выполнение теста была настроена положительно.  На задание- нарисовать мужскую фигуру отреагировала отрицательно- попросила разрешение нарисовать женскую. Получив отрицательный ответ приступила к работе. Во время выполнения всех заданий ребенок отвлекался, но не нервничал. При преступлении к выполнению очередного задания девочка спрашивала, как его выполнять.

Методика «Да и Нет»

 

        На вопросы отвечала не сразу. Для ответов на вопросы использовала не только глаголы вопросов, но и такие фразы как: «очень», «не очень». Допустила ошибку при ответе на вопрос о желании еще на год остаться в детском саду. Из теста явно видно, что ребенок больше хочет пойти в школу, нежели остаться в детском саду.

Результаты тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  3балла

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «В» .

МЕТОДИКА :«Домик»    1балл

МЕТОДИКА:«ЭХО»       0 баллов

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии»  - Затратила 2,5 мин. 2 ошибки. «В».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба»  -Затратила  3,5 мин. 1 ошибка. – «В».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашла 7 «нелепиц». – «В».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток  повторила 4 фразы. «С»

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 5 карточках. «В».

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Рекомендации:  

  Особое внимание уделять развитию произвольного внимания и интеллектуальной  сферы ребенка, учитывать эти особенности в процессе обучения.

       Прибегая к специальным развивающим упражнениям развивать интеллектуальную сферу ребенка и произвольное внимание.

Ф.И:  Пронин  Егор

Возраст: 6 лет.

Тест Керна- Йирасека

        На тест была настроен положительно. Задание нарисовать мужскую фигуру не вызвало затруднений.

       При выполнении остальных упражнений ребенок чувствовал себя спокойно, проявлял заинтересованность.

Результаты теста хорошие.

Методика «Да и Нет»

 

       Ребенок с удовольствием отвечал на вопросы. При ответах допущена одна ошибка. На вопросы отвечала достаточно быстро. Для ответов использовал глаголы вопросов.

       На вопрос- Хочешь ли остаться еще на год в дет. саду? – ответил неуверенно!

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Результаты тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  4балла

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «С»

МЕТОДИКА :«Домик»    1балл

МЕТОДИКА:«ЭХО»       0 баллов

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии»  - Затратил 3,5 мин. 2 ошибки. «С».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба»  -Затратил  3,5 мин. 1 ошибка. – «В».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашёл 7 «нелепиц». – «В».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток  повторил 4 фразы. «С»

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 4 карточках. «В».

Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.

Рекомендации:

        Развивать смысловую память, внимание.  Уделить внимание самостоятельной работе по заданию взрослого.

Ф.И.:  Лешенко  Миша.

Возраст: 6лет.

Тест Керна- Йирасека

 

        При проведении теста дополнительных вопросов не возникало. Ребенок работал заинтересованно, спокойно, но временами отвлекался. Старался аккуратно и точно выполнить задания.

Методика «Да и Нет»

На вопросы отвечал быстро. . Ошибок не допустил.

Результаты тестов

ТЕСТ: Керна-Йирасека  6 баллов.

МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл

МЕТОДИКА: «Графический диктант» -  «С»

МЕТОДИКА :«Домик»    2 балла.

МЕТОДИКА:«ЭХО»       0 баллов.

МЕТОДИКА: «Переплетённые линии»  - Затратил  3 мин. 3 ошибки. «С».

МЕТОДИКА: «Корректурная проба»  -Затратил   3 мин. 1 ошибка. – «В».

МЕТОДИКА: «Нелепицы»   - Нашёл  5 «нелепиц». – «С».

МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После трёх попыток  повторил 4фразы «С».

МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 4-х карточках-«В».

Результаты  тестов показали, что ребёнок к школе готов, но нуждается в некоторой  коррекции.

Рекомендации: 

       Больше уделять внимания упражнениям на развитие интеллектуальной сферы ребенка,  наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать  на  развитие произвольного внимания. Уделять внимание  развитию смысловой  памяти и  образно-логического  мышления.

 

2.3. Анализ результатов исследования

Результаты исследования методики и тестов показали относительную готовность ребенка к школе. В связи с этим хотелось бы дать рекомендации: 
        Воспитателю: особое внимание уделять развитию произвольного внимания и интеллектуальной сферы ребенка, учитывать эти особенности в процессе обучения.

        Родителям: прибегая к специальным развивающим упражнениям развивать интеллектуальную сферу ребенка и произвольное внимание. Спокойно относиться к возникающим при учебе сложностям- они неизбежны. Помогать ребенку.

       По проделанной работе я пришла к заключению.

       Возвращаясь к истокам моей работы необходимо вспомнить, что под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Личностная и социально- психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование - Москва, 2002г.

2. Буре Р.С. Готовим детей к школе - Москва, 2007г.

3. Божович Л.И. Личность и ее  формирование в детском возрасте - Москва, 2008г.

4. Божович Л.И. Проблема развития  мотивационной сферы ребенка // Изучение  мотивации поведения детей и подростков - Москва, 2002г.

5. Большая советская энциклопедия - Москва: изд. «Советская энциклопедия», 2000г.

6. Бухвалов В.А. Технология педагогического творчества - М., 2003.

7. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Опыт психологического  консультирования детей дошкольного  возраста//Вестник Московского университета, Психология. 2006. № 3.

8. Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин  Б.Д. Проблемы детской психологии  и научное творчество Д.Б. Эльконина//Вопр. психологии. 2008. №3.

9. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.Л. Дети, взрослые и мир вокруг - М., 2003.

10. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада - М., 2000.

11. Выготский Л.С. Воображение и  творчество в детском возрасте - М., 2009.

12. Выготский Л.С. Проблема обучения  и умственного развития в школьном  возрасте//Избранные психологические исследования. М., 2006г.

13. Гаврилова Т.П. О кризисах в  психическом развитии личности  ребенка//Психологические особенности  формирования личности школьник М., 2003г.

14. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 2008г.

15. Гинзбург М.Р. Психологическое  содержание личностного самоопределения.//Вопросы психологии, 2004г.

16. Гуткина Н.И. Психологическая  готовность к школе: Руководство  практического психолога -- М.: Академический  Проект, 2000г.

17. Гуткина Н.И. Диагностическая  программа по определению психологической  готовности детей 6-7 лет к школьному  обучения - Москва: МГППУ, 2002г.

18. Диагностика психического развития/ Под ред. Й. Шванцары. Прага, 2008г.

19. Диагностика умственного развития  дошкольников/Под ред. Л.А. Вегнера, В.В. Холмовской - Москва, 2008г.

20. Диагностика учебной деятельности  и интеллектуального развития  ребенка/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Вегнера - Москва,2001г.

21. Дьяченко О.М. О соотношении  речевых и образных средств  при решении задач на воображение // Новые исследования в психологических науках, 2008г.

22. Дьяченко О.М. Развитие воображения  дошкольника. - М.: Мозаика-Синтез, 2008г.

23. Запорожец А.В. Интеллектуальная  подготовка детей к школе//Дошкольное воспитание, 2007г. № 8

24. Запорожец А.В. Значение ранних  периодов детства для формирования  детской личности//Принцип развития в психологии - Москва, 2008г.

25. 3апорожец А.В. Развитие произвольных  движений//Избр. психол. труды. Т. 1 - Москва, 2006г.

26. Как подготовить ребенка к  школе. Ситуации, упражнения, диагностика/ Волков Б.С., Волкова Н.В. - Москва: Ось-89, 2004г.

27. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний  ребенок. Психологическая готовность к школе. - М, Знание, 2007г.

28. Кулагина И.Ю. «Возрастная психология» - Москва, 2001г.

29. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения - М.: Педагогика, 2006.

30. Методы изучения и диагностики  психического развития ребенка/Под  ред. Н.И. Непомнящей. М., 1975. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе - Москва, 2006г.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа и формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе