Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 11:56, курсовая работа
Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. Актуальность данной проблемы заключается в том, что детский сад, являясь первой ступенью в системе народного образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Данной темой занималось большое количество специалистов.
Введение ………………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретические основы формирования психологической готовности ребёнка к обучению в школе……………………………………………………..8
1.1. Понятие психологической готовности к школе …...………………………8
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу..12
1.3. Структура психологической готовности ребёнка к обучению в школе . 20
Выводы по первой главе ………………………………………………………..30
Глава II. Опытно-экспериментальная работа и формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе …………………33
2.1. Диагностические методы определения психологической готовности ребёнка к школе …………………………………………………………………33
2.2. Описание и результаты диагностики сформированности психологической готовности ребёнка и обучение в школе ……………………
2.3. Анализ результатов исследования ………………………………………….
Выводы по второй главе …………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………….
Список использованной литературы ……………………………………………
Работала с интересом, спокойно, уверенно.
Для ответов на вопросы использовала глаголы вопросов. Допустила ошибку в вопросе о желании учиться. В результатах ответов выяснилось противоречие: ребенок хочет учиться и в то же время остаться в детском саду. На мое предложение выбрать одно желаемое из двух был дан ответ: остаться в детском саду. На мой уточняющий вопрос ответ остался таким же.
ТЕСТ: Керна-Йирасека 4 балла.
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл.
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «Н»
МЕТОДИКА :«Домик» 13 баллов.
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратила 6 мин. 4ошибки. «Н».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратила 5 мин. 5 ошибок. – «С».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашла 6 «нелепиц». – «С».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторила 3 фразы. «С»
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 3 карточках. «С».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе не готов.
Рекомендации:
Учитывать слабую подготовку ребенка к школе. Развивать интеллектуальную сферу, произвольное внимание.
Родителям: настоятельно рекомендуется оставить ребенка еще на год в детском саду.!!! Ребенок сам хочет остаться). Особенно развивать произвольное внимание девочки с помощью специальных упражнений.
Психологу: психологически готовить ребенка к смене условий, наблюдать за развитием произвольного внимания, мотивационной сферы ребенка.
Ф.И.: Мехвалыев Рухин.
Возраст: 6 лет.
Тест Керна- Йирасека
Ребенок на тест был настроен положительно. Чувствовалось желание выполнить еще не известное задание. Установка на рисование мужской фигуры не вызвало у мальчика дополнительных вопросов. Задание выполнял с интересом, спокойно.
С упражнением справился.
3 Задание выполнил хорошо. Затруднений не возникало.
Во время работы Рухин чувствовал себя спокойно, уверенно. Результаты хорошие.
Перед выполнением задания Рухин проявил большую заинтересованность.
. Ребенок проявлял усидчивость и точность расчетов. Результаты хорошие.
«Да и Нет»
С удовольствием отвечал на все вопросы. Допустил только одну ошибку. При ответах использовал глаголы вопросов. Чувствовал себя спокойно, уверенно. Игра ему понравилась.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «В» .
МЕТОДИКА :«Домик» 0 баллов.
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов.
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 2 мин. 4 ошибки. «С».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 4 мин. 3 ошибки. – «С».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 8 «нелепиц». – «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторил 5фраз «В».
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 6-ти карточках. «В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Продолжать развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также произвольное внимание, логическое мышление, память.
Ф.И.: Толмачёва Наташа
Возраст: 6 лет.
Тест Керна- Йирасека
На выполнение теста была настроена положительно. На задание- нарисовать мужскую фигуру отреагировала отрицательно- попросила разрешение нарисовать женскую. Получив отрицательный ответ приступила к работе. Во время выполнения всех заданий ребенок отвлекался, но не нервничал. При преступлении к выполнению очередного задания девочка спрашивала, как его выполнять.
На вопросы отвечала не сразу. Для ответов на вопросы использовала не только глаголы вопросов, но и такие фразы как: «очень», «не очень». Допустила ошибку при ответе на вопрос о желании еще на год остаться в детском саду. Из теста явно видно, что ребенок больше хочет пойти в школу, нежели остаться в детском саду.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 3балла
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «В» .
МЕТОДИКА :«Домик» 1балл
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратила 2,5 мин. 2 ошибки. «В».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратила 3,5 мин. 1 ошибка. – «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашла 7 «нелепиц». – «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторила 4 фразы. «С»
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 5 карточках. «В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Особое внимание уделять развитию произвольного внимания и интеллектуальной сферы ребенка, учитывать эти особенности в процессе обучения.
Прибегая к специальным развивающим упражнениям развивать интеллектуальную сферу ребенка и произвольное внимание.
Ф.И: Пронин Егор
Возраст: 6 лет.
На тест была настроен положительно. Задание нарисовать мужскую фигуру не вызвало затруднений.
При выполнении остальных упражнений ребенок чувствовал себя спокойно, проявлял заинтересованность.
Результаты теста хорошие.
Ребенок с удовольствием отвечал на вопросы. При ответах допущена одна ошибка. На вопросы отвечала достаточно быстро. Для ответов использовал глаголы вопросов.
На вопрос- Хочешь ли остаться еще на год в дет. саду? – ответил неуверенно!
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 4балла
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «С»
МЕТОДИКА :«Домик» 1балл
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 3,5 мин. 2 ошибки. «С».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 3,5 мин. 1 ошибка. – «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 7 «нелепиц». – «В».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После двух попыток повторил 4 фразы. «С»
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильные ответы на 4 карточках. «В».
Результаты тестов показали, что ребенок к школе готов.
Рекомендации:
Развивать смысловую память, внимание. Уделить внимание самостоятельной работе по заданию взрослого.
Ф.И.: Лешенко Миша.
Возраст: 6лет.
При проведении теста дополнительных вопросов не возникало. Ребенок работал заинтересованно, спокойно, но временами отвлекался. Старался аккуратно и точно выполнить задания.
На вопросы отвечал быстро. . Ошибок не допустил.
Результаты тестов
ТЕСТ: Керна-Йирасека 6 баллов.
МЕТОДИКА:«Да и Нет» 1балл
МЕТОДИКА: «Графический диктант» - «С»
МЕТОДИКА :«Домик» 2 балла.
МЕТОДИКА:«ЭХО» 0 баллов.
МЕТОДИКА: «Переплетённые линии» - Затратил 3 мин. 3 ошибки. «С».
МЕТОДИКА: «Корректурная проба» -Затратил 3 мин. 1 ошибка. – «В».
МЕТОДИКА: «Нелепицы» - Нашёл 5 «нелепиц». – «С».
МЕТОДИКА: «Запомни фразы» - После трёх попыток повторил 4фразы «С».
МЕТОДИКА: «Лишний предмет» - Правильно ответил на 4-х карточках-«В».
Результаты тестов показали, что ребёнок к школе готов, но нуждается в некоторой коррекции.
Рекомендации:
Больше уделять внимания упражнениям на развитие интеллектуальной сферы ребенка, наблюдать за работой ребенка, особенный акцент в работе делать на развитие произвольного внимания. Уделять внимание развитию смысловой памяти и образно-логического мышления.
2.3. Анализ результатов исследования
Результаты исследования методики
и тестов показали относительную готовность
ребенка к школе. В связи с этим хотелось
бы дать рекомендации:
Воспитателю: особое внимание уделять
развитию произвольного внимания и интеллектуальной
сферы ребенка, учитывать эти особенности
в процессе обучения.
Родителям: прибегая к специальным развивающим упражнениям развивать интеллектуальную сферу ребенка и произвольное внимание. Спокойно относиться к возникающим при учебе сложностям- они неизбежны. Помогать ребенку.
По проделанной работе я пришла к заключению.
Возвращаясь к истокам моей работы необходимо вспомнить, что под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Личностная и социально- психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, с учителем.
Список используемой литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование - Москва, 2002г.
2. Буре Р.С. Готовим детей к школе - Москва, 2007г.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - Москва, 2008г.
4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков - Москва, 2002г.
5. Большая советская энциклопедия - Москва: изд. «Советская энциклопедия», 2000г.
6. Бухвалов В.А. Технология педагогического творчества - М., 2003.
7. Бурменская Г.В., Карабанова О.А.,
Лидере А.Г. Опыт психологического
консультирования детей
8. Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина//Вопр. психологии. 2008. №3.
9. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.Л. Дети, взрослые и мир вокруг - М., 2003.
10. Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада - М., 2000.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М., 2009.
12. Выготский Л.С. Проблема обучения
и умственного развития в
13. Гаврилова Т.П. О кризисах в
психическом развитии личности
ребенка//Психологические
14. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 2008г.
15. Гинзбург М.Р. Психологическое
содержание личностного
16. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога -- М.: Академический Проект, 2000г.
17. Гуткина Н.И. Диагностическая
программа по определению
18. Диагностика психического
19. Диагностика умственного
20. Диагностика учебной
21. Дьяченко О.М. О соотношении
речевых и образных средств
при решении задач на
22. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
23. Запорожец А.В. Интеллектуальная
подготовка детей к школе//
24. Запорожец А.В. Значение ранних
периодов детства для
25. 3апорожец А.В. Развитие произвольных движений//Избр. психол. труды. Т. 1 - Москва, 2006г.
26. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации, упражнения, диагностика/ Волков Б.С., Волкова Н.В. - Москва: Ось-89, 2004г.
27. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М, Знание, 2007г.
28. Кулагина И.Ю. «Возрастная психология» - Москва, 2001г.
29. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения - М.: Педагогика, 2006.
30. Методы изучения и диагностики
психического развития ребенка/