Организация и проведение эксперимента в психолого-педагогических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

В психологии, как и в других науках, эксперимент получил решающее значение: только посредством эксперимента психология приобрела статус науки и только посредством эксперимента освободилась от бесплодных и произвольных гипотез.
Необходимость экспериментального исследования стала особенно очевидной в начале XX в. Так, известный представитель гештальтпсихологии К. Левин настаивал на том, что развитие психологии должно идти не по пути собирания эмпирических фактов (пути, по которому идет и сейчас американская психология), а что решающей в науке является теория, которая должна быть подтверждена экспериментом. Не от эксперимента к теории, а от теории к эксперименту — генеральный путь научного анализа. Всякая наука нацелена на нахождение закономерностей — психология должна тоже стремиться к нахождению психологических закономерностей. Курт Левин подчеркивал это положение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Общие сведения о методе эксперимент………………………….6
История экспериментального метода в России………………………..6
Понятие и виды эксперимента в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………………………….9
Валидность эксперимента и экспериментальные гипотезы…………14
Вывод по главе 1…………………………………………………………….18
Глава 2. Организация и проведение эксперимента в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………….20
2.1 Подготовка экспериментального психолого-педагогического исследования и проведение эксперимента………………………………..20
2.2 Анализ результатов эксперимента…………………………………….27
2.3 Практические психолого-педагогические рекомендации и программа их внедрения в практику.…………………………….................................30
Вывод по главе 2……………………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………..38
Список используемой литературы………………………………...............42

Файлы: 1 файл

курсовая - копия.docx

— 89.94 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Общие сведения о методе эксперимент………………………….6

    1. История экспериментального метода в России………………………..6
    2. Понятие и виды эксперимента в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………………………….9
    3. Валидность эксперимента и экспериментальные гипотезы…………14

Вывод по главе 1…………………………………………………………….18

Глава 2. Организация и проведение эксперимента в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………….20

2.1 Подготовка  экспериментального психолого-педагогического исследования и проведение эксперимента………………………………..20

2.2 Анализ результатов эксперимента…………………………………….27

2.3 Практические психолого-педагогические рекомендации и программа их внедрения в практику.…………………………….................................30

Вывод по главе 2……………………………………………………………...35

Заключение…………………………………………………………………..38

Список используемой литературы………………………………...............42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

К выводу о необходимости экспериментального исследования психических явлений (будь это даже в рамках функциональной психологии) исследователи пришли еще в конце XIX в.

В психологии, как и в других науках, эксперимент получил решающее значение: только посредством эксперимента психология приобрела статус науки и только посредством эксперимента освободилась от бесплодных и произвольных гипотез.  
 Необходимость экспериментального исследования стала особенно очевидной в начале XX в. Так, известный представитель гештальтпсихологии К. Левин настаивал на том, что развитие психологии должно идти не по пути собирания эмпирических фактов (пути, по которому идет и сейчас американская психология), а что решающей в науке является теория, которая должна быть подтверждена экспериментом. Не от эксперимента к теории, а от теории к эксперименту — генеральный путь научного анализа. Всякая наука нацелена на нахождение закономерностей — психология должна тоже стремиться к нахождению психологических закономерностей. Курт Левин подчеркивал это положение. Он говорил о том, что задачей психологической науки должно быть даже не только установление законов, а предсказание индивидуальных явлений (в терминологии Левина "событий") на основании закона. Но они предсказуемы только при наличии достоверной теории. Критерием научной достоверности является не повторяемость единичных фактов, а, наоборот, единичные факты должны подтвердить теорию.

Посредством эксперимента появилась возможность изучать ощущения, восприятия, представления и их отношения к внешним влияниям, законы памяти и связи представлений, степень и качество воспроизведений по их отношению к первоначальным восприятиям, условия возникновения внимания, его колебания, некоторые проявления бессознательной мозговой деятельности, автоматические акты, явления внушения, дающие возможность наблюдения сложнейших проявлений психической деятельности.

Наиболее плодотворное исследование возможно только по отношению к тем  психическим явлениям, которые характеризуются  более определенной зависимостью от внешних объектов, с которыми связана  наша психическая деятельность, —  с ощущениями, восприятиями, представлениями, понятиями и их сочетанием, словом, с той частью психического содержания, которая называется интеллектуальной сферой. Что же касается настроения, чувств, влечений, то они имеют характер гораздо более изменчивый, в высокой степени зависящий от неуловимых внутренних изменений.

Таким образом, актуальность темы исследования состоит в том, что она  дает сведения об основных понятиях и процедурах психолого-педагогического эксперимента, освещает основные проблемы психолого-педагогической науки применительно к экспериментальному методу, знакомит с основными требованиями к планированию и проведению экспериментального исследования, обработке и обсуждению результатов в психолого-педагогического исследования.

Изучить явление — значит определить его составные части, его общие  свойства и характерные признаки, причины, его вызывающие, и следствия, им обусловленные, следовательно, привести его в полную связь с остальными, уже проверенными фактами. Эта задача не всегда может быть исполнена в  настоящее время, с одной стороны, вследствие недостатка точно проверенных  фактов, с другой — вследствие сложности  явлений. Для того чтобы добытые  частные факты могли дополняться  впоследствии, чтобы они представляли собой научный материал, необходимо эти наблюдения и эксперименты проводить  по строгому методу, что даст возможность  их повторения и проверки другими  лицами [12].                                                                                                                                                                 

В нашей  курсовой работе рассматриваются два  основных вопроса – общие сведения о методе эксперимент и организация и проведение эксперимента в психолого-педагогических исследованиях.

Объектом исследования является эксперимент как комплексный метод психолого-педагогического исследования.

Предметом исследования является процедура проведения эксперимента относительно психолого-педагогического исследования.

Цель работы – изучить содержание и структуру психолого-педагогического эксперимента, выявить основные требования к планированию и проведению экспериментального исследования, обработке и обсуждению результатов.

В соответствии с целью, объектом, предметом, определяются основные задачи:

  1. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Изучить историю экспериментального метода в России.
  3. Изучить понятие и виды эксперимента в психолого-педагогических исследованиях.
  4. Изучить валидность эксперимента и экспериментальные гипотезы.
  5. Изучить процедуру организации и проведения эксперимента относительно психолого-педагогического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие сведения о методе эксперимент

    1. История экспериментального метода в России

 
 Успехи психологии были обусловлены  внедрением в нее эксперимента. Это  относится и к ее развитию в  России. Научная молодежь стремилась освоить метод эксперимента. Многие из тех, кто увлекся психологией, отправлялись с этой целью в Германию, в Лейпциг, ставший благодаря  Вундту Меккой экспериментальной психологии. Эксперимент требовал организации  специальных лабораторий. Психолог Н.Н.Ланге организовал лабораторию  в Новороссийском университете (Одесса). В Московском университете лабораторную работу вел А.А.Токарский, в Юрьеве (ныне Тарту) В.В.Чиж, в Харькове –  Л.И.Ковалевский, в Казани – В.М.Бехтерев. 
 В 1893 году Бехтерев переехал в Петербург, заняв кафедру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии. Его любимым детищем стал организованный им в Петербурге в 1907 году Психоневрологический институт. Здесь лабораторией психологии ведал А.Ф. Лазурский (1874-1917), врач по образованию. Последний разрабатывал характерологию как учение об индивидуальных различиях. Объясняя их, он выделил (совместно с С.Л.Франком) две сферы: эндопсихику как прирожденную основу личности и экзосферу, понимаемую как система отношений личности с окружающим миром. На этой базе Лазурский построил классификацию личностей.  Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами побудила его выступить с планом разработки естественного эксперимента как метода, при котором преднамеренное вмешательство в поведение человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому становится возможным изучать не отдельные функции, а личность в целом.   
 Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии. Главным центром разработки проблем экспериментальной психологии стал созданный в Москве Г.И.Челпановым на средства мецената С.И.Щукина Институт экспериментальной психологии.   
 Было построено исследовательское и учебное заведение, равного которому по условиям работы и оборудованию в то время в других странах не было (официальное открытие института состоялось в марте 1914 года). Обладая большим организаторским и педагогическим талантом, Челпанов приложил немало усилий для обучения экспериментальным методам будущих научных работников в области психологии.   
 Положительной стороной деятельности института являлась высокая экспериментальная культура проводившихся под руководством Г.И.Челнанова исследований. Из круга молодых сотрудников этого института вышло несколько крупных отечественных психологов (К.Н.Корнилов, Н.А.Рыбников, Б.Н.Северный, В.Н.Экземплярский, А.А.Смирнов, Н.И.Жинкин и др.), работавших в советское время.   
 При организации эксперимента Челпанов продолжал отстаивать как единственно допустимую в психологии такую разновидность эксперимента, которая имеет дело со свидетельствами наблюдений субъекта за состояниями собственного сознания. Иначе говоря, решающее отличие психологии от остальных наук усматривалось в ее субъективном методе. Сам этот метод к тому времени претерпел в работах западных психологов изменения, и это отразилось на позиции Челпанова, всегда находившегося в курсе мировой психологической литературы.   
 В 1917 году институт начал издавать печатный орган "Психологическое обозрение" (под редакцией Г.И.Челпанова и Г.Г.Шпета). Первый выпуск открывался программной статьей Челпанова "Об аналитическом методе в психологии". По этой статье нетрудно судить о программе, которая предлагалась в ту пору институтом. Теперь Челпанова не устраивала даже вюрцбургская школа, которую он недавно высоко ставил. Он подвергает критике мнение о том, что нельзя считать исследование психологическим, если оно не использует эксперимент. Ведь сам эксперимент, утверждал Челпанов, базируется на первичных понятиях. Они существуют априорно как элементы идеального знания, обладающего абсолютной достоверностью. Извлечь эти элементы можно только из внутреннего опыта путем их непосредственного усмотрения. Это и есть аналитический метод, который должен лечь в основу всех видов конкретного психологического исследования – экспериментального, генетического и т.д.   
  Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии. Совсем другую позицию занял профессор Новороссийского университета (Одесса) Н.Н.Ланге (1858-1921). Именно он в те годы выступал как главный оппонент Челпанова. 
 Николай Николаевич Ланге окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, где обучался у Владиславлева. После стажировки во Франции и Германии (в Лейпцигском психологическом институте Вундта) он стал профессором Новороссийского университета, где проработал до конца дней. Первая крупная психологическая работа Ланге – "Элементы воли" (опубликована в 1890 году в журнале "Вопросы философии и психологии"). Как уже было сказано, он создал в университете при кафедре философии кабинет экспериментальной психологии с целью развития психологии как объективной науки и преподавания ее как учебной дисциплины. Это была первая университетская лаборатория экспериментальной психологии в России. Последний обобщающий труд Ланге – книга "Психология" (1914). Наряду с научной он активно занимался и общественной деятельностью, защищая принципы общедоступности образования, организовывал деятельность школ, пытался реализовать там принципы трудового обучения и методы пробуждения у детей научных интересов и умения самостоятельно мыслить.   
 Разрабатывая объективные методы исследования сознания, Ланге изучает акт внимания и становится автором моторной теории внимания. В соответствии с этой теорией колебания внимания при так называемых двойственных изображениях (когда, например, рисунок воспринимается то как лестница, то как нависшая стена) определяются движениями глаз, оббегающих изображенный контур. Моторная теория внимания Ланге принесла ему широкую известность, в том числе на Западе.   
 Работы Лаете ознаменовали начало открытой борьбы за утверждение экспериментального метода в отечественной психологии, которая в то время определялась главным образом как наука о сознании, открываемом субъекту его самонаблюдением. Этому воззрению, сопряженному с субъективным методом, Ланге противопоставил понятие о психическом мире – огромном целом, простирающемся по планете, – "от едва брезжущей зари сознания у низших животных и до высокого его развития у исторического и социального человека". Следуя генетическому стилю мышления, Ланге представил систему движений, совершаемых организмом, в образе ступеней, "лестницы форм". Тем самым он предвосхитил идею различных уровней построения движений. Он также пересмотрел (вслед за Сеченовым) исходное понятие о рефлексе как своего рода "дуге", которое он заменил схемой "кольца".   
  Таким образом, в конце концов Ланге переходил от дарвинизма к истинному историзму. В этих его суждениях отразилась одна из общих тенденций развития мировой психологической мысли. Работы Ланге явились самым крупным достижением русской экспериментальной психологии в дооктябрьский период [20].

1.2  Понятие и виды эксперимента в психолого-педагогических исследованиях

 

Единственным способом для исследователя  установить причинно — следственные отношения (то есть определить, вызывает ли изменение одной переменной изменение  другой переменной) является проведение эксперимента. Именно по этой причине  экспериментальный метод можно  считать идеальной стратегией для  изучения центральных вопросов, касающихся личности.

Ключ к пониманию экспериментального метода и основного различия между  ним, методом изучения клинических  случаев и корреляционным методом  заключается в следующем: первый позволяет исследователю манипулировать одной переменной и в условиях тщательного контроля наблюдать  ее влияние на другую интересующую его переменную. Переменная, которой  манипулируют, называется независимой  переменной. Независимая переменная — это некое условие, которое  экспериментатор систематически изменяет, чтобы оценить его влияние  на другую переменную. Переменная, предположительно меняющаяся в ответ на изменение  независимой переменной, называется зависимой переменной. Зависимая  переменная — это любой аспект поведения субъекта, наблюдаемый  или измеряемый как ответ на действие независимой переменной. Таким образом, зависимая переменная является функцией от независимой переменной; она «зависима» от изменений, вызванных влиянием экспериментатора на независимую переменную.

Хотя логика экспериментального метода проста, в действительности процесс  постановки эксперимента довольно сложен. Хорошо организованный эксперимент  должен принимать в расчет множество  факторов, которые могут повлиять на точность и научную значимость результатов. На практике это означает, что все переменные и условия (кроме интересующей независимой  переменной), могущие оказать хоть какое-нибудь влияние на то, что мы измеряем, следует устранить или они должны поддерживаться на постоянном уровне в течение всего эксперимента. Существует много способов исключения посторонних переменных, способных оказывать влияние на зависимую переменную. Но наиболее распространенный — поместить объекты случайным образом в разные экспериментальные условия или группы. Случайное распределение (часто достигаемое такими средствами, как выбрасывание орла/решки или использование таблицы случайных чисел) гарантирует, что у всех объектов имеются равные шансы быть отнесенными к любому условию или группе в эксперименте. В этом случае исследователь может быть уверен в том, что любые характеристики испытуемого, которые могли бы оказать влияние на эксперимент (возраст, интеллект, этническая принадлежность или порядок рождения), имеют равные шансы при распределении в различных экспериментальных условиях или группах. Рандомизация как определяющая характеристика экспериментального метода основывается на предположении о том, что все субъекты в начале эксперимента одинаковы, за исключением одного параметра: присутствие или отсутствие независимой переменной. После того, как исследователь изменил независимую переменную, любой аспект наблюдаемого или измеряемого поведения субъекта не может быть следствием действия какой — либо другой переменной, поскольку никакая другая не допускается в течение всего эксперимента [13].

Эксперимент («проба», «опыт», «испытание») – наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем более точный и полезный в познавательном плане. Известные психологи – экспериментаторы П. Фресс и Ж. Пиаже писали: « Экспериментальный метод – это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические требования. Он не терпит спешки, но взамен медлительности и даже некоторой громоздкости дарует радость уверенности, частичной, может быть, но зато окончательной» [22].

Одной из частных разновидностей эксперимента, является психолого-педагогический эксперимент.

Ю.К. Бабанский в своей работе дает определение понятию психолого-педагогический эксперимент.                                                                                                                                       Психолого-педагогический эксперимент – комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Он позволяет глубже, чем другие методы, проверить эффективность тех или иных нововведений в области обучения и воспитания, сравнить значимость различных факторов в структуре педагогического процесса и выбрать наилучшее (оптимальное) для соответствующих ситуаций их сочетание, выявить необходимые условия реализации определенных педагогических задач. Эксперимент позволяет обнаружить повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи между явлениями, т. е. изучать закономерности, характерные для педагогического процесса” [1].                                                                  И.П. Образцов пишет, что психолого-педагогический эксперимент решает ряд задач:

– установления неслучайных взаимосвязей между воздействием исследователя и достигаемыми при этом результатами; между определенными условиями и полученной эффективностью в решении педагогических задач;

– сравнения  продуктивности двух или нескольких вариантов психолого-педагогического воздействия и выбора из них оптимального по критериям результативности, времени, приложенным усилиям, используемым средствам и методам;

– обнаружения причинно-следственных, закономерных связей между явлениями, представления их в качественной и количественной формах;

Так же автор пишет о преимуществах психолого-педагогического эксперимента.                                                                                           

И. П. Образцов выделяет также преимущества, которыми, по его мнению, обладает метод эксперимента в психологических и педагогических исследованиях:

Информация о работе Организация и проведение эксперимента в психолого-педагогических исследованиях