Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:55, курсовая работа
В психологии, как и в других науках, эксперимент получил решающее значение: только посредством эксперимента психология приобрела статус науки и только посредством эксперимента освободилась от бесплодных и произвольных гипотез.
Необходимость экспериментального исследования стала особенно очевидной в начале XX в. Так, известный представитель гештальтпсихологии К. Левин настаивал на том, что развитие психологии должно идти не по пути собирания эмпирических фактов (пути, по которому идет и сейчас американская психология), а что решающей в науке является теория, которая должна быть подтверждена экспериментом. Не от эксперимента к теории, а от теории к эксперименту — генеральный путь научного анализа. Всякая наука нацелена на нахождение закономерностей — психология должна тоже стремиться к нахождению психологических закономерностей. Курт Левин подчеркивал это положение.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Общие сведения о методе эксперимент………………………….6
История экспериментального метода в России………………………..6
Понятие и виды эксперимента в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………………………….9
Валидность эксперимента и экспериментальные гипотезы…………14
Вывод по главе 1…………………………………………………………….18
Глава 2. Организация и проведение эксперимента в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………….20
2.1 Подготовка экспериментального психолого-педагогического исследования и проведение эксперимента………………………………..20
2.2 Анализ результатов эксперимента…………………………………….27
2.3 Практические психолого-педагогические рекомендации и программа их внедрения в практику.…………………………….................................30
Вывод по главе 2……………………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………..38
Список используемой литературы………………………………...............42
Для того чтобы исключить эти
две и возможные иные альтернативные
гипотезы, конкурирующие с основной,
необходимо включить в эксперимент
по крайней мере две дополнительные
контрольные проверки или группы,
каждая из которых предназначается
для доказательства несостоятельности
одной из альтернативных гипотез. Для
отклонения первой гипотезы желательно
было бы до и после эксперимента независимо
оценить мотивацию учения у детей, и если
за время эксперимента она действительно
не менялась, то гипотеза отклоняется.
Для опровержения второй гипотезы достаточно
было бы до и после эксперимента выяснить
мотивацию обучения детей у учителей и
в случае отсутствия ее изменений отклонить
как несостоятельную вторую гипотезу.
Следующий этап подготовки экспериментального
психолого-педагогического исследования
— подбор и апробация необходимых психодиагностических
методик, а также выбор средств статистической
обработки результатов, нужных для
точного, уверенного доказательства гипотез.
Следующий этап — определение времени,
места и процедуры поэтапного проведения
эксперимента. Время обычно выбирается
таким образом, чтобы испытуемые были
в нормальном, привычном для них физическом
и психологическом состоянии, никуда не
спешили, не были чем-то особенно озабочены.
Обстановка и место проведения исследования
также не должны вызывать у испытуемых
не свойственной им в повседневной жизни
напряженности, должны сводить к минимуму
возможное действие посторонних факторов,
способных повлиять на результаты эксперимента.
Процедура проведения эксперимента есть
совокупность и последовательность действий,
предпринимаемых исследователем для реализации
принятой программы.
В заключение подготовительного этапа
эксперимента разрабатываются его общий
план и программа. Они обычно
представляют собой письменные документы,
в которых определены основные этапы проводимого
исследования, их последовательность,
время, необходимое для практической реализации
каждого этапа, сроки выполнения и ожидаемые
результаты. Эти документы являются руководством
к действию и одновременно выступают как
средство контроля над правильностью
проводимого эксперимента.
Проведение эксперимента.
С точки зрения Р. Немова эксперимент
начинается с проведения пилотажного, или пробного, исследования.
Его задача — проверка того, насколько
хорошо продуман и подготовлен эксперимент,
правильно ли определена его тема, точно
ли сформулированы гипотезы, хорошо ли
подобраны психологические методики,
средства статистической обработки и
способы интерпретации полученных результатов.
Пилотажное обследование зачастую обнаруживает
существенные недочеты в общем замысле
и отдельных элементах планируемого эксперимента,
которые трудно предвидеть заранее.
Если проведенный пилотажный эксперимент
дал положительные результаты, то после
устранения замеченных недостатков приступают
к проведению основного эксперимента.
Если же в процессе пилотажного исследования
в замысле основного эксперимента обнаруживаются
серьезные недостатки, то его перерабатывают
и проверяют заново в ходе повторного
пилотажного исследования.
В основном эксперименте собирают первичные
данные, необходимые для доказательства
предложенных гипотез. Их далее систематизируют
и представляют в виде таблиц, графиков,
вводят, если в этом есть необходимость
(она возникает при наличии множества
первичных данных и машинных программ
для их обработки), в память компьютера
и обрабатывают. Если результаты эксперимента
имеют не количественный, а качественный
характер, то их также систематизируют,
обобщают и логически обрабатывают.
Нередко в ходе проведения основного этапа
эксперимента обнаруживаются новые, неожиданные
и интересные результаты, которые заранее
не планировались. Их также необходимо
собирать и обобщать, так как анализ подобных
данных может привести к новым полезным
выводам, касающимся предложенных гипотез,
темы и проблемы исследования.
2.2 Анализ результатов эксперимента
Если данные, полученные в эксперименте,
качественного характера, то правильность
делаемых на основе их выводов полностью
зависит от интуиции, эрудиции и
профессионализма исследователя, а
также от логики его рассуждений.
Если же эти данные количественного
типа, то сначала проводят их первичную,
а затем вторичную
Вторичная статистическая обработка (сравнение
средних, дисперсий, распределений данных,
регрессионный анализ, корреляционный
анализ, факторный анализ и др.) проводится
в том случае, если для решения задач или
доказательства предложенных гипотез
необходимо определить статистические
закономерности, скрытые в первичных экспериментальных
данных. Приступая к вторичной статистической
обработке, исследователь, прежде всего,
должен решить, какие из различных вторичных
статистик ему следует применить для обработки
первичных экспериментальных данных.
Решение принимается на основе учета характера
проверяемой гипотезы и природы первичного
материала, полученного в результате проведения
эксперимента. Приведем несколько рекомендаций
на этот счет.
Рекомендация 1. Если экспериментальная
гипотеза содержит предположение о том,
что в результате проводимого психолого-педагогического
исследования возрастут (или уменьшатся)
показатели какого-либо качества, то для
сравнения до- и пост- экспериментальных
данных рекомендуется использовать критерий
Стъюдента или х2~критерий. К последнему
обращаются в том случае, если первичные
экспериментальные данные относительны
и выражены, например, в процентах.
Рекомендация 2. Если экспериментально
проверяемая гипотеза включает в себя
утверждение о причинно-следственной
зависимости между некоторыми переменными,
то ее целесообразно проверять, обращаясь
к коэффициентам линейной или ранговой
корреляции. Линейная корреляция используется
в том случае, когда измерения независимой
и зависимой переменных производятся
при помощи интервальной шкалы, а изменения
этих переменных до и после эксперимента
небольшие. К ранговой корреляции обращаются
тогда, когда достаточно оценить изменения,
касающиеся порядка следования друг за
другом по величине независимых и зависимых
переменных, или когда их изменения достаточно
велики, или когда измерительный инструмент
был порядковым, а не интервальным.
Результаты количественного и качественного
анализа материала, полученного в ходе
проведения эксперимента, первичной и
вторичной статистической обработки этого
материала, используются для доказательства
правильности предложенных гипотез. Выводы
об их истинности являются логическим
следствием доказательства, в процессе
которого в качестве основного аргумента
выступает безупречность логики самого
доказательства, а в качестве фактов —
то, что установлено в результате количественного
и качественного анализа экспериментальных
данных.
Факты в ходе доказательства обязательно
должны соотноситься с гипотезами. Для
того чтобы полностью доказать гипотезу
именно в той ее формулировке, которая
предложена изначально, необходимо сделать
следующее:
Описанная ситуация неполного доказательства
гипотезы по объему и содержанию включенных
в нее понятий на практике встречается
довольно часто и, к счастью, не является
фатальной для судьбы самого эксперимента.
Из этой ситуации почти всегда можно выйти,
если уже после проведения эксперимента
сузить, конкретизировать его гипотезу,
приведя ее в соответствие с имеющимися
данными. В описанном выше примере можно
было бы переформулировать гипотезу так:
«Интерес к учебному предмету положительно
влияет на успеваемость учащихся». В этом
случае содержание включенных в гипотезу
понятий и факты были бы приведены в соответствие
друг с другом.
Постэкспериментальная переформулировка
гипотезы требует разрешения еще одного
важного вопроса: соответствует ли новая
формулировка гипотезы объему и содержанию
проблемы, целей и задач эксперимента?
Несоответствие, как правило, возникает
или, если оно присутствовало с самого
начала, усиливается после того, как по
результатам эксперимента была конкретизирована
формулировка исходной гипотезы. Данное
несоответствие также необходимо устранить,
но эта задача решается несколько иным
путем, чем устранение несоответствия
между гипотезой и фактами. Прежде всего
требуется констатация того, что проведенное
исследование не полностью разрешило
поставленную проблему, что ряд задач
и вопросов остались без ответа и требуют
дальнейших исследований. Далее производится
(как правило, уже в форме выводов из проведенного
исследования) сужение, конкретизация
совокупности решенных задач. Заметим,
что несоответствие замысла результатам
на уровне проблем и задач исследования
— это такое же типичное явление, как несоответствие
гипотез фактам. Важно только, чтобы это
несоответствие в заключении исследования
было оговорено.
В соответствие с реальными фактами должны
быть приведены и выводы из исследования.
Их также нельзя делать слишком поспешно.
Выводы должны строго вытекать из того,
что на самом деле доказано. Выводы обычно
предлагаются в виде кратких и конкретных
утверждений, формулировки которых опираются
на факты, существование которых до начала
проведения исследования лишь гипотетически
предполагалось. Объем и содержание понятий,
используемых в выводах, должны соответствовать
объему и содержанию понятий, имеющихся
в новых формулировках экспериментальных
гипотез.
2.3 Рекомендации по вопросам внедрения экспериментального метода в психолого-педагогическую практику
Для того чтобы экспериментальное,
прикладное психолого-педагогическое
исследование было полностью завершено,
недостаточно сделать научные выводы.
Необходимо также, чтобы на основе этих
выводов были сформулированы и по
возможности внедрены в жизнь
практические психолого-педагогические
рекомендации. Внедрение, в свою очередь,
предполагает выработку соответствующей
программы и ее последующую реализацию.
Однако прежде, чем приступать к разработке
программы внедрения полученных результатов
в практику, желательно соотнести эти
результаты с реальной педагогической
ситуацией.
Все эти и другие подобные вопросы неизбежно
возникают тогда, когда от экспериментатора
требуется переход от теории к практике,
от экспериментальных выводов к практическим
рекомендациям и их внедрению в реальную
педагогическую действительность. Следовательно,
необходим внимательный анализ жизненной
психолого-педагогической ситуации в
связи и под углом зрения полученных экспериментальных
данных пишет Р. Немов.
Этот анализ предполагает выяснение следующих
вопросов:
Р. Немов предлагает рассмотреть каждый
из этих вопросов более подробно.
Поиск ответа на первый вопрос предполагает
анализ полученных в эксперименте результатов
с точки зрения потребностей педагогической
практики. Допустим, что эксперимент обнаружил
следующее: вновь предлагаемая и экспериментально
проверенная методика обучения математике
при одной и той же учебной программе дает
лучшие результаты, чем старая методика.
В этом случае, сравнивая новую методику
обучения со старой, мы обнаруживаем, что
последнюю целесообразно изменить в соответствии
с полученными экспериментальными данными.
Ответ на второй вопрос представляет собой
конкретизацию первого вопроса. Однако
в этом случае с педагогической практикой
соотносится каждый конкретный вывод,
сделанный в результате проведенного
эксперимента. Воспользуемся для иллюстрации
сказанного тем же примером.
Предположим, что выводы, касающиеся нового
метода обучения, следующие:
Соотнося первый вывод с традиционной
методикой обучения, мы можем обнаружить,
что эта методика не активизирует учащихся,
поэтому целесообразно рекомендовать
внедрение в практику экспериментально
проверенных приемов активизации познавательной
деятельности. Сравнивая реальную жизнь
со вторым выводом эксперимента, мы могли
бы прийти к заключению о том, что в условиях
применения традиционной методики обучения
основная нагрузка падает главным образом
на слуховой анализатор. Констатация этого
факта должна была бы далее привести нас
к выводу о том, что в практическую методику
обучения необходимо внедрять экспериментально
проверенные приемы, связанные с более
активным использованием в учебных целях
зрительного анализатора.
Наконец, изучая сложившуюся методику
обучения с позиций третьего вывода из
эксперимента, можно было бы решить, что
мотивация учения действительно требует
усиления, и рекомендовать для этого как
можно шире и разнообразнее представлять
учащимся возможные выводы, которые они
получат в жизни, усвоив соответствующие
знания и приобретя те или иные умения
в процессе обучения.
Третий вопрос относится к непосредственному
переходу от теории к практике. Нередко
обнаруживается, что материальные и моральные
затраты, понесенные в связи с внедрением
экспериментальных результатов в практику,
выше, чем действительная выгода от них.
Поэтому, прежде чем что-то изменить в
практике, необходимо тщательно проанализировать
и точно посчитать, с одной стороны, те
выгоды, которые можно будет получить
в итоге внедрения, а с другой стороны
— затраты, связанные с таким внедрением.
И только в том случае, если ожидаемые
выгоды окажутся больше ожидаемых потерь,
можно будет принимать положительное
решение о внедрении и приступать к нему.
Методика подобных расчетов еще, к сожалению,
не разработана в деталях, но основное,
что в ней должно приниматься во внимание,
известно. Это — следующее:
Немаловажен и четвертый вопрос
— о целесообразной последовательности
внедрения в практику полученных
экспериментальных данных. Нельзя начинать
внедрение нового с того, что требует
предварительной подготовки. Например,
неразумно начинать внедрение нового
метода обучения до того момента, пока
учителя и учащиеся не будут подготовлены
к переходу к данному методу. Процесс
внедрения должен свести к минимуму
разного рода непродуктивные затраты.
То, что вводится в практику раньше, должно
готовить почву для того, что должно последовать
за ним, а то, что следует, должно в полной
мере опираться на уже достигнутое.
Первыми должны предприниматься шаги,
способные сразу же дать очевидный эффект
и не требующие для своей реализации слишком
больших материальных и моральных затрат.
В последнюю очередь обычно делается то,
что наиболее сложно и трудоемко и для
чего необходима большая предварительная
подготовительная работа.
После того как установлена основная последовательность
шагов, вновь можно вернуться к решению
вопроса о том, как свести к минимуму затраты,
необходимые на реализацию каждого из
задуманных шагов. В этом случае под углом
зрения экономичности каждый из запланированных
шагов рассматривается отдельно. На данном
этапе работы можно, если в этом возникает
необходимость, привлечь к сотрудничеству
экономиста-профессионала.
Заключительный момент — о формах и средствах
контроля эффективности внедрения — последний
по порядку, но далеко не последний по
значимости. Без его тщательного продумывания
и нахождения правильного решения вряд
ли можно рассчитывать на доведение всего
дела до успешного финала. Точно и определенно
должно быть установлено следующее:
В группу экспертов, оценивающих результаты
внедрения рекомендаций, вытекающих
из проведенного психолого-педагогического
эксперимента, обязательно должны включаться
независимые специалисты и
После того как продуман каждый из последовательно
осуществляемых шагов, на основе намеченной
последовательности можно составлять
программу внедрения выводов и рекомендаций
исследования. Такая программа представляет
собой документ, в котором даны подробные
и достаточно четкие ответы на все вопросы,
связанные с внедрением результатов в
практику, и, кроме того, намечен план осуществления
этой работы. В плане указываются конкретные
шаги по внедрению, сроки их осуществления,
лица, ответственные за внедрение, или
лица, осуществляющие контроль внедрения,
его критерии и признаки, формы отчетности.
Программа и план внедрения согласуются
с автором эксперимента [18].
Вывод по главе 2
Проанализировав работу Р. Немова можно выделить последовательность подготовки экспериментального психолого-педагогического исследования:
Для проведения эксперимента необходимо знать:
Информация о работе Организация и проведение эксперимента в психолого-педагогических исследованиях