Необходимо отметить, что
в экспериментальном психолого-педагогическом
исследовании очень важен анализ результатов
эксперимента. К анализу
результатов психолого-педагогического
эксперимента относят:
- Проведение первичных статистических расчетов, их порядок.
- Проведение вторичной статистической обработки экспериментальных данных.
- Использование полученных материалов для доказательства или опровержения предложенных гипотез.
- Формулировка выводов из исследования.
Нельзя
не согласиться с мнением Р. Немова
относительно того, что для того чтобы
экспериментальное, прикладное психолого-педагогическое
исследование было полностью завершено,
недостаточно сделать научные выводы.
Необходимо также, чтобы на основе этих
выводов были сформулированы и по возможности
внедрены в жизнь практические психолого-педагогические
рекомендации.
К рекомендациям
по вопросам внедрения экспериментального
метода в психолого-педагогическую практику
Р. Немов относит:
- Анализ реальной педагогической ситуации в связи с полученными экспериментальными данными.
- Определение путей улучшения педагогической ситуации на основе имеющихся данных.
- Основные вопросы, на которые необходимо ответить прежде, чем внедрять результаты эксперимента в практику.
- Разработка программы внедрения предложенных рекомендаций в жизнь.
Заключение
Изначально целью нашей курсовой
работы являлось изучение содержания
и структуры психолого-педагогического
эксперимента, выявление основных требований
к планированию и проведению экспериментального
исследования, обработке и обсуждению
результатов.
В соответствии с целью, объектом,
предметом, определялись основные задачи
работы, которые в дальнейшем были выполнены.
- Проанализировав, имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной проблеме мы изучили: историю экспериментального метода, понятие и виды эксперимента в психолого-педагогических исследованиях, валидность и экспериментальные гипотезы, организацию и проведение эксперимента в психолого-педагогических исследованиях, а также рекомендации по вопросам внедрения экспериментального метода в психолого-педагогическую практику.
- Изучив историю экспериментального метода в России, мы выяснили, что первым психологом, открывшим психологическую лабораторию, которая располагалась в Новороссийском университете, был Н.Н. Ланге. Ученый внес большой вклад в развитие научной психологии в России, его последователями были: А.А. Токарский (вел лабораторную работу в Московском университете), В.В. Чиж (вел работу в Юрьеве), В.М. Бехтерев (переехал в Петербург, заняв кафедру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии), А.Ф. Лазурский (ведал лабораторией психологии в Психоневрологическом институте), Г.И. Челпанов (создал Институт экспериментальной психологии) и др.
- Изучив понятие и виды эксперимента в психолого-педагогических исследованиях, можно сказать, что эксперимент это - наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане. Без экспериментального метода, как в науке, так и в практике, несмотря на его сложность и трудоемкость, обойтись невозможно. В.Н. Дружинин в своей работе выделяет следующие виды эксперимента:
лабораторный, естественный, полевой,
поисковый, пилотажный, подтверждающий,
констатирующий, формирующий.
- Изучив проблему валидности эксперимента и экспериментальные гипотезы, мы можем выделить следующие факторы угрожающие внутренней и внешней валидности эксперимента, которые выдвигал Д. Кемпбелл:
- Внутренняя валидность (фактор фона, фактор естественного развития, фактор тестирования, погрешность измерения, статистическая регрессия, неслучайный отбор, отсеивание)
- Внешняя валидность (реактивный эффект, эффект взаимодействия отбора и влияния, фактор условий, фактор интерференции влияния)
Р. Немов в своей работе дает
определение понятию гипотеза.
Гипотеза – это утверждение предположительного
характера, научное суждение, для выдвижения
и экспериментальной проверки которого
требуются веские основания научного
и практического характера. Также Р. Немов
пишет, что в науке выделяют три разновидности
гипотез:
1. о наличии феноменов (явлений);
2. о наличии связи между феноменами;
3. о существовании причинно-следственной
связи между феноменам.
5. На основе
изучения процедуры организации и проведения
эксперимента относительно психолого-педагогического
исследования мы можем
выделить последовательность подготовки
экспериментального психолого-педагоги-ческого
исследования:
- Уточнение проблемы, целей и задач исследования.
- Выбор вида исследования исходя из заданной проблемы. Принцип экономии сил и ресурсов и его реализация в процессе подготовки экспериментального исследования.
- Установление объекта и предмета исследования.
- Формулировка и уточнение гипотез.
- Определение конкретных задач эксперимента.
- Выбор экспериментальной и контрольной групп.
- Подбор и апробация психодиагностических методик. Выбор средств статистической обработки экспериментальных результатов.
- Определение времени, места и процедуры проведения эксперимента.
- Разработка плана и программы эксперимента.
Необходимо
отметить, что для проведения эксперимента важно знать:
- Понятие о пилотажном исследовании.
- Проведение пилотажного эксперимента.
- Уточнение общего замысла и деталей исследования на основе результатов пилотажного эксперимента.
- Проведение основного этапа исследования.
- Сбор и систематизация первичных данных.
- Построение таблиц, графиков, схем, представляющих эти данные.
- Сбор и анализ дополнительного материала.
В научно-познавательных психолого-педагогических
исследованиях в основном добываются
знания, которые обогащают соответствующую
науку, но не всегда находят практическое
применение, а в прикладных психолого-педагогических
исследованиях выдвигаются и
научно проверяются гипотезы и предположения,
практическая реализация которых должна
дать существенный учебно-воспитательный
эффект. Речь идет, прежде всего, о практике
обучения и воспитания детей, подготовки
и повышения квалификации специалистов,
в том числе преподавателей, учителей
и руководителей системы образования.
Основными признаками любого экспериментального
психолого-педагогического исследования
являются следующие:
- Наличие проблемы, т.е. актуального и жизненно значимого вопроса.
- Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования.
- Наличие научной гипотезы.
- Наличие такого гипотетического решения данной проблемы, которое не является очевидным и требует доказательства или проверки.
- Подготовка и проведение научного эксперимента, предназначенного для проверки этой гипотезы.
- Подбор и анализ литературы.
- Уточнение проблемы, гипотез и задач исследования.
- Выбор схемы организации и проведения эксперимента.
- Подготовка и проведение эксперимента.
- Обработка и анализ полученных в эксперименте результатов.
- Формулировка на основе полученных данных выводов и практических рекомендаций.
Практически почти каждый из перечисленных этапов
подготовки, организации и проведения эксперимента,
за исключением только некоторых, может
выступать и как вполне автономное, независимое
исследование.
Эксперимент — это особый вид исследования,
направленного на проверку научных и прикладных
гипотез-предположений вероятностного
характера, требующих строгой логики доказательства,
опирающегося на достоверные факты, установленные
в эмпирических исследованиях. Без гипотез
нет эксперимента, как нет его без убедительного
теоретического и статистического доказательства,
отвечающего современным требованиям.
Список используемой литературы
- Бабанский, Ю. К. Педагогический эксперимент. Введение в науч. исследование по педагогике.
- М.: Просвещение, 1988.
- Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. -Л., 1989.
- Блохин В.Г., Глудкин О.П, Гуров А.И. и др. Современный эксперимент: подготовка, проведение, анализ результатов. Учебник. - М.: Радио и связь, 1997.
- Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И.Журавлев, В. К. Розов и др. / Под ред. В.И. Журавлева. - М., 1988.
- Воробьев В.Я. Елсуков А.Н. Теория и эксперимент. – Минск.: Высш. шк., 1989, 111 с.
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
(Основы планирования эксперимента: 49-93с.)
- Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. - М., 1933. — 116 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003.
- Забродин Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития // История становления и развития экспериментальной психологии в России. - М.: Наука, 1990.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М., 2-е издание. - М.: Издательство "Академия", 2005.
- Закс Л. Статистическое оценивание. - М., 1976. (Принципы планирования эксперимента: 507-515.)
- Зейгарник Б.В. «Патопсихология» Принципы построения патопсихологического исследования. - М.: Издательство Московского университета, 1986
- Зиглер Дэниел Дж., Хьелл Ларри А. "Теории личности" 3-е издание, Спб.: ПИТЕР, 2013, 607 с.
- Копнин П.В., Попович М.В. (ред.) Логика научного исследования. -М.: Наука, 1965, 360 с.
- Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. -М.: Аспект Пресс, 2005.
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - М., Прогресс 1980.
- Ломов Б. Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента // История и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. М., 1990.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
- Образцов П.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования - Курс лекций. - Орел, 2002 . - 292 с.
- Подкорытов Г.А. О природе научного метода.- Л. Изд-во ЛГУ, 2002.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. - М.: Педагогика, 1979.
- ФрессА., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - М., 1966.
- Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Политиздат 1985.