Организация и проведение эксперимента в психолого-педагогических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

В психологии, как и в других науках, эксперимент получил решающее значение: только посредством эксперимента психология приобрела статус науки и только посредством эксперимента освободилась от бесплодных и произвольных гипотез.
Необходимость экспериментального исследования стала особенно очевидной в начале XX в. Так, известный представитель гештальтпсихологии К. Левин настаивал на том, что развитие психологии должно идти не по пути собирания эмпирических фактов (пути, по которому идет и сейчас американская психология), а что решающей в науке является теория, которая должна быть подтверждена экспериментом. Не от эксперимента к теории, а от теории к эксперименту — генеральный путь научного анализа. Всякая наука нацелена на нахождение закономерностей — психология должна тоже стремиться к нахождению психологических закономерностей. Курт Левин подчеркивал это положение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Общие сведения о методе эксперимент………………………….6
История экспериментального метода в России………………………..6
Понятие и виды эксперимента в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………………………….9
Валидность эксперимента и экспериментальные гипотезы…………14
Вывод по главе 1…………………………………………………………….18
Глава 2. Организация и проведение эксперимента в психолого-педагогических исследованиях…………………………………………….20
2.1 Подготовка экспериментального психолого-педагогического исследования и проведение эксперимента………………………………..20
2.2 Анализ результатов эксперимента…………………………………….27
2.3 Практические психолого-педагогические рекомендации и программа их внедрения в практику.…………………………….................................30
Вывод по главе 2……………………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………..38
Список используемой литературы………………………………...............42

Файлы: 1 файл

курсовая - копия.docx

— 89.94 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что  в экспериментальном психолого-педагогическом исследовании очень важен анализ результатов эксперимента. К анализу результатов психолого-педагогического эксперимента относят:

  • Проведение первичных статистических расчетов, их порядок.
  • Проведение вторичной статистической обработки экспериментальных данных.  
  • Использование полученных материалов для доказательства или опровержения предложенных гипотез.
  • Формулировка выводов из исследования.

Нельзя  не согласиться с мнением Р. Немова относительно того, что для того чтобы экспериментальное, прикладное психолого-педагогическое исследование было полностью завершено, недостаточно сделать научные выводы. Необходимо также, чтобы на основе этих выводов были сформулированы и по возможности внедрены в жизнь практические психолого-педагогические рекомендации.  
 К рекомендациям по вопросам внедрения экспериментального метода в психолого-педагогическую практику Р. Немов относит:

  • Анализ реальной педагогической ситуации в связи с полученными экспериментальными данными.
  • Определение путей улучшения педагогической ситуации на основе имеющихся данных.
  • Основные вопросы, на которые необходимо ответить прежде, чем внедрять результаты эксперимента в практику.
  • Разработка программы внедрения предложенных рекомендаций в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изначально целью нашей курсовой работы являлось изучение содержания и структуры психолого-педагогического эксперимента, выявление основных требований к планированию и проведению экспериментального исследования, обработке и обсуждению результатов.

В соответствии с целью, объектом, предметом, определялись основные задачи работы, которые в дальнейшем были выполнены.

  1. Проанализировав, имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной проблеме мы изучили: историю экспериментального метода, понятие и виды эксперимента в психолого-педагогических исследованиях, валидность и экспериментальные гипотезы, организацию и проведение эксперимента в психолого-педагогических исследованиях, а также рекомендации по вопросам внедрения экспериментального метода в психолого-педагогическую практику.
  2. Изучив историю экспериментального метода в России, мы выяснили, что первым психологом, открывшим психологическую лабораторию, которая располагалась в Новороссийском университете, был Н.Н. Ланге. Ученый внес большой вклад в развитие научной психологии в России, его последователями были: А.А. Токарский (вел лабораторную работу в Московском университете), В.В. Чиж (вел работу в Юрьеве), В.М. Бехтерев (переехал в Петербург, заняв кафедру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии), А.Ф. Лазурский (ведал лабораторией психологии в Психоневрологическом институте), Г.И. Челпанов (создал Институт экспериментальной психологии) и др.
  3. Изучив понятие и виды эксперимента в психолого-педагогических исследованиях, можно сказать, что эксперимент это - наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане. Без экспериментального метода, как в науке, так и в практике, несмотря на его сложность и трудоемкость, обойтись невозможно. В.Н. Дружинин в своей работе выделяет следующие виды эксперимента:

лабораторный, естественный, полевой, поисковый, пилотажный, подтверждающий, констатирующий,  формирующий.

  1. Изучив проблему валидности эксперимента и экспериментальные гипотезы, мы можем выделить следующие факторы угрожающие внутренней и внешней  валидности эксперимента, которые выдвигал Д. Кемпбелл:
  • Внутренняя валидность (фактор фона, фактор естественного развития, фактор тестирования, погрешность измерения, статистическая регрессия, неслучайный отбор, отсеивание)
  • Внешняя валидность (реактивный эффект, эффект взаимодействия отбора и влияния, фактор условий, фактор интерференции влияния)

Р. Немов в своей работе дает определение понятию гипотеза.                         Гипотеза – это утверждение предположительного характера, научное суждение, для выдвижения и экспериментальной проверки которого требуются веские основания научного и практического характера. Также Р. Немов пишет, что в науке выделяют три разновидности гипотез:

1.  о наличии феноменов (явлений);

2.  о наличии связи между феноменами;

3.  о существовании причинно-следственной связи между феноменам.

5. На основе  изучения процедуры организации и проведения эксперимента относительно психолого-педагогического исследования мы можем выделить последовательность подготовки  экспериментального психолого-педагоги-ческого исследования:   

    1. Уточнение проблемы, целей и задач исследования.
    2. Выбор вида исследования исходя из заданной проблемы. Принцип экономии сил и ресурсов и его реализация в процессе подготовки экспериментального исследования.
    3. Установление объекта и предмета исследования.
    4. Формулировка и уточнение гипотез.
    5. Определение конкретных задач эксперимента.
    6. Выбор экспериментальной и контрольной групп.
    7. Подбор и апробация психодиагностических методик. Выбор средств статистической обработки экспериментальных результатов.
    8. Определение времени, места и процедуры проведения эксперимента.
    9. Разработка плана и программы эксперимента. 

Необходимо  отметить, что для проведения эксперимента важно знать:

    • Понятие о пилотажном исследовании.
    • Проведение пилотажного эксперимента.
    • Уточнение общего замысла и деталей исследования на основе результатов пилотажного эксперимента.
    • Проведение основного этапа исследования.
    • Сбор и систематизация первичных данных.
    • Построение таблиц, графиков, схем, представляющих эти данные.
    • Сбор и анализ дополнительного материала. 

 

  В научно-познавательных психолого-педагогических исследованиях в основном добываются знания, которые обогащают соответствующую  науку, но не всегда находят практическое применение, а в прикладных психолого-педагогических исследованиях выдвигаются и  научно проверяются гипотезы и предположения, практическая реализация которых должна дать существенный учебно-воспитательный эффект. Речь идет, прежде всего, о практике обучения и воспитания детей, подготовки и повышения квалификации специалистов, в том числе преподавателей, учителей и руководителей системы образования. Основными признаками любого экспериментального психолого-педагогического исследования являются следующие:

  1. Наличие проблемы, т.е. актуального и жизненно значимого вопроса.
  2. Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования.
  3. Наличие научной гипотезы.
  4. Наличие такого гипотетического решения данной проблемы, которое не является очевидным и требует доказательства или проверки.
  5. Подготовка  и проведение научного эксперимента, предназначенного для проверки этой гипотезы.
  6. Подбор  и анализ литературы.
  7. Уточнение проблемы, гипотез и задач исследования.    
  8. Выбор схемы организации и проведения эксперимента.
  9. Подготовка и проведение эксперимента.
  10. Обработка и анализ полученных в эксперименте результатов.
  11. Формулировка  на основе полученных данных выводов  и практических рекомендаций.

Практически почти каждый из перечисленных этапов подготовки, организации и проведения эксперимента, за исключением только некоторых, может выступать и как вполне автономное, независимое исследование.

Эксперимент — это особый вид исследования, направленного на проверку научных и прикладных гипотез-предположений вероятностного характера, требующих строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях. Без гипотез нет эксперимента, как нет его без убедительного теоретического и статистического доказательства, отвечающего современным требованиям.  
 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Бабанский, Ю. К. Педагогический эксперимент. Введение в науч. исследование по педагогике. - М.: Просвещение, 1988.
  2. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. -Л., 1989.
  3. Блохин В.Г., Глудкин О.П, Гуров А.И.  и др. Современный эксперимент: подготовка, проведение, анализ результатов. Учебник. - М.: Радио и связь, 1997.
  4. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И.Журавлев, В. К. Розов и др. / Под ред. В.И. Журавлева. - М., 1988.
  5. Воробьев В.Я. Елсуков А.Н. Теория и эксперимент. – Минск.: Высш. шк., 1989, 111 с.
  6. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М.: Изд-во МГУ, 1982. (Основы планирования эксперимента: 49-93с.)
  7. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. - М., 1933. — 116 с.
  8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003.
  9. Забродин Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития // История становления и развития экспериментальной психологии в России. - М.: Наука, 1990.
  10. Загвязинский В.И., Атаханов Р Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М., 2-е издание. - М.: Издательство "Академия", 2005.
  11. Закс Л. Статистическое оценивание. - М., 1976. (Принципы планирования эксперимента: 507-515.)
  12. Зейгарник Б.В. «Патопсихология» Принципы построения патопсихологического исследования. - М.: Издательство Московского университета, 1986
  13. Зиглер Дэниел Дж., Хьелл Ларри А. "Теории личности" 3-е издание, Спб.: ПИТЕР, 2013, 607 с.
  14. Копнин П.В., Попович М.В. (ред.) Логика научного исследования. -М.: Наука, 1965, 360 с.
  15. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. -М.: Аспект Пресс, 2005.
  16. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - М., Прогресс 1980.
  17. Ломов Б. Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента // История и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. М., 1990.
  18. Немов Р.С.  Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
  19. Образцов П.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования - Курс лекций. - Орел, 2002 . - 292 с.
  20. Подкорытов Г.А. О природе научного метода.- Л. Изд-во ЛГУ, 2002.
  21. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. - М.: Педагогика, 1979.
  22. ФрессА., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. - М., 1966.
  23. Ярошевский М.Г. История психологии. - М.: Политиздат 1985.

 

 

 

 

 


Информация о работе Организация и проведение эксперимента в психолого-педагогических исследованиях