Организация мероприятий и методы психофизиологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что на границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений, в том числе психология труда, инженерная психология и эргономика, объектом исследования которых является человек труда. Основная задача этих дисциплин - изучение широкого круга психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психофизиологическая сущность профессионального отбора. 6
1.1. Понятие психофизиологического отбора. 6
1.2. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности. 9
Глава 2. Организация мероприятий и методы психофизиологического исследования. 13
2.1. Организация мероприятий профессионального психофизиологического исследования. 13
2.2. Методы психофизиологического исследования. 19
2.3. Профессиограмма. 30
Заключение.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.33 Кб (Скачать файл)

 

                                             Оглавление

Введение                                                                                                                  3

Глава 1. Психофизиологическая сущность профессионального отбора.          6

1.1. Понятие психофизиологического отбора.                        6

1.2. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности.          9

Глава 2. Организация мероприятий  и методы психофизиологического      исследования.                                                                                                         13

2.1. Организация мероприятий профессионального                 психофизиологического исследования.                                                              13

2.2. Методы психофизиологического  исследования.                                       19

2.3. Профессиограмма.                                                                                          30

Заключение.                                                                                                            34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы данной курсовой работы обусловлена тем, что на границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений, в том числе психология труда, инженерная психология и эргономика, объектом исследования которых является человек труда. Основная задача этих дисциплин - изучение широкого круга психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы.

 В связи с постоянным изменением характера труда, насыщением его интеллектуальным содержанием и увеличением напряженности существенными направления гуманизации и повышения надежности труда становятся психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профессионального отбора и профпригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности, и оптимизация неблагоприятных психических состояний.

 

Цель  работы – подробно охарактеризовать особенности профессионального отбора с позиций психофизиологии профессиональной деятельности.

 

 

 

Задачи:

      1. раскрыть понятие психофизиологического отбора;
      2. охарактеризовать психофизиологию профессионального и профпригодности;
      3. рассмотреть организацию мероприятий профессионального психофизиологическоко исследования;
      4. изучить методы психофизиологического исследования;
      5. научиться составлять профессиограмму.

 

Объект  исследования  - процесс психофизиологическиго профессионального отбора.

 

Предмет исследования.

    • Понятие профессионального отбора.
    • Взаимосвязь индивидуально-психологических и личностных качеств с нейрофизиологическими особенностями субъекта.
    • Психофизиологические качества индивидуальности: эмоциональная уравновешенность, самообладание, выдержка, способность к сосредоточению, психическая выносливость, переключаемость, объем и распределение внимания и т. п.

 

Методология и методика работы.

Методологическую  основу курсовой работы составляют общенаучные  методы: психологический, психофизиологический.

 

Теоретическую основу курсовой работы составили труды таких ученых, как:  Бугаев А.В., Александров Ю.И.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования содержащихся в курсовой работе выводов и предложений для совершенствования работы

 

Структура работы.

Представленная  работа состоит из двух глав.

Первая глава  посвящена теоретическому понятию психофизиологии профессионального отбора и профпригодности. В ней рассматривается необходимость разработки объективных и количественных критериев психофизиологического отбора, возникшая в связи с развитием техники и ее усложнением, а также появлением профессий, предъявляющих к психическим качествам и психофизиологическим возможностям работающего человека все более жесткие требования.

 Во второй главе рассматриваются условии системного подхода к научной разработке и последующей практической реализации профессионального отбора и его методы.

 

 

 

 

 

Глава 1.    Психофизиологическа сущность   профессионального отбора.

 

1.1. Понятие психофизиологического  отбора.

 

            Психофизиологический отбор является составной частью профессионального отбора, который предусматривает оценку пригодности человека по комплексу информативных показателей для выполнения определенной деятельности.

Профессиональный  психофизиологический отбор - это система  мероприятий, направленных на выявление  лиц, у которых уровень развития профессионально важных психофизиологических качеств с достаточной вероятностью соответствует требованиям конкретной специальности, обусловливает успешность ее освоения в установленные сроки  и обеспечивает в последующем  необходимую эффективность военно-профессиональной деятельности. Профессиональный психофизиологический отбор проводится в тех случаях, когда имеется достаточный резерв кандидатов, из которых можно отобрать лиц, наиболее соответствующих психофизиологическим требованиям, предъявляемым конкретной специальностью. Если же такой резерв отсутствует, то проводится распределение  личного состава по специальностям с учетом результатов психофизиологического  обследования.

В принципе можно любого физически и психически здорового человека обучить выполнению обязанностей какой-либо профессии. Однако практика подготовки специалистов при  учете фактора времени и экономической  целесообразности показывает, что наибольшей эффективности обучения можно добиться у людей, обладающих необходимым  комплексом психофизиологических качеств, выявление которых может быть осуществлено проведением психофизиологического  отбора. Поэтому целесообразно до начала обучения проводить индивидуальную оценку этих качеств с целью определения лиц, наиболее способных к обучению и овладению конкретной специальностью. Это позволяет значительно сократить сроки подготовки и снизить отсев в процессе обучения.

Исходя из этого, оценка психофизиологических качеств  человека является довольно актуальной задачей, которая особенно остра  сейчас, при включении человека в  сложные технические системы "человек-машина", высокой "ценой" ошибочных действий, следствием которых является не только снижение качества профессиональной деятельности, но и возникновение аварий и даже катастроф.

Применение  психофизиологических методов обусловлено  следующими обстоятельствами:

физиологические характеристики имеют важное значение для контроля состояния испытуемых;

любое психологическое  проявление имеет физиологическую  основу;

в клинической  практике и физиологии труда накоплен определенный опыт обработки и анализа  физиологических характеристик, имеется  также богатый арсенал приборов для проведения физиологических  измерений.

Психофизиологические  качества человека являются во многом тем лимитирующим звеном в профессиональной деятельности, которое необходимо обязательно  учитывать (особенно в деятельности, протекающей в субэкстремальных или экстремальных условиях).

Оценка психофизиологических качеств человека осуществляется в  процессе психофизиологического отбора, направленного на выявление лиц, которые по своим психофизиологическим качествам, профессиональным способностям наиболее соответствуют требованиям  какой-либо деятельности.

Требования  деятельности к психофизиологическим качествам человека оцениваются  на основании ее психофизиологического  анализа, составления психофизиограммы этой деятельности. После этого подбирается соответствующий методический аппарат, позволяющий оценить анализируемые психофизиологические качества. При этом необходимо отметить, что психофизиологический отбор должен носить комплексный характер, быть активным, отвечать принципу дифференцированности, динамичен, научно обоснован, а методики должны отвечать требованиям надежности, прогностичности, дифференцируемости; они должны быть объективны и практичны. Только при соблюдении всех этих требований возможна достаточно исчерпывающая оценка интересующих психофизиологических качеств человека.

 

1.2   Психофизиология профессионального  отбора и профпригодности.

 

Применение  психофизиологических методов в  психологии труда было вызвано необходимость  разработки объективных и количественных критериев психофизиологического  отбора. Эта проблема возникла в  связи с развитием техники  и ее усложнением, а также появлением профессий, предъявляющих к психическим  качествам и психофизиологическим возможностям работающего человека все более жесткие требования. В отечественной психологии разработка методических приемов отбора основана на знании психофизиологической природы  применяемых испытаний и определенных теоретических концепциях (Н.И.Майзель, Б.М.Теплов и др.).

В процессе профотбора процедура выявления  статической картины наличных знаний, навыков и умений человека была заменена системой проверки и измерения у  данного индивида его способностей к приобретению новых, специфических  для данной деятельности, функций  и навыков к обучению. Кроме  того, в систему профотбора стали  включать испытания, оценивающие индивидуально-психологические  и личностные качества человека, одни из которых поддаются целенаправленному  воздействию или воспитанию, а  другие являются более стойкими и  находятся в более тесной связи  с нейрофизиологическими особенностями  субъекта и поэтому были охарактеризованы как психофизиологические качества индивидуальности. К ним можно отнести такие качества субъекта, как эмоциональная уравновешенность, самообладание, выдержка, способность к сосредоточению, психическая выносливость, переключаемость, объем и распределение внимания и т.п. Особенностью этих качеств «психофизиологической группы» является то, что они сами и свойства нервной системы (НС), их определяющие, поддаются экспериментальному изучению и количественной оценки.

В число методов, используемых в задачах профотбора и определения профпригодности, принято включать методы определения основных и частных (парциальных) свойств НС и особенностей вегетативной регуляции (по параметрам пульса, дыхания и КГР).

В основу психофизиологической системы профотбора вошли такие  представления, достаточно теоретически и практически проработанные, как  сквозь силы Нс с порогами ощущения, с концентрацией внимания, со спонтанной отвлекаемостью и помехоустойчивостью; зависимость скорости перезаключения с одной деятельности на другую от подвижности нервных процессов  в микроинтервалы времени; влияние уравновешенности нервных процессов и соотношения силы и возбуждения нервных процессов на пропускную способность оператора и реакцию на предвиденные стимулы, появление периода психической рефрактерности в период принятия логических решений. Под психической рефрактерностью понимается состояние, когда человек в течение определенного периода не может воспринимать любую информацию вследствие измененного функционального состояния и необходимости восстановления пониженной возбудимости нервной, мышечной и других систем организма.

Позже количество профессионально значимых психофизиологических свойств НС. было расширено за счет включения в систему профотбора такого параметра, как «концентрируемость» не6рвынх процессов, который определяет реакции индивида на некоторые особые ситуации, например на аварийную сигнализация («сверхсильные раздражители») при дежурстве у распределительных щитов электростанций. Еще одним практически важным для профотбора и работы субъекта свойством НС. является «прочность» однажды образованных связей, составляющая основу прочности запоминания.

Без включения  оценки этих свойств в систему  профотбора нельзя объяснить и предвидеть особенности поведения человека в различных ситуациях, так как  в каждой из них к нему предъявляется  набор специфических требований. Так, для экстремальных ситуаций, вызывающих у человека состояния стресса или психического напряженности, роль свойств НС существенно увеличивается, и решающее значения начинают приобретать врожденные свойства НС. Однако если экстремальность условий деятельности не очень велика, то возможна компенсация недостающих качеств, впервые замеченная Е.А.Климовым для рабочих профессий, например силы или уравновешенности НС. Особенно важна такая компенсация для профессий, постоянно связанных с экстремальными ситуациями, например диспетчера, машиниста, летчика, водителя. Установлены факты одинаково высокой профессиональной успешности лиц с различной силой НС, а данные о формировании специфических психофизиологических приспособительных механизмов сняли вопрос о профпригодности лиц даже со слабой НС для профессии водителя.

Определение наличия необходимых в этих ситуациях  качеств может помочь индивиду не только найти пути и способы компенсации  недостающих у него качеств там, где эта компенсация необходима и возможна, но и профессионально  сориентироваться. В этом авторы видели основной смысл изучения свойств  НС у человека в практических целях.

В целом можно  сказать, что в настоящее время  исследования по психологическому отбору или профессиональной пригодности  базируются на методологических принципах  системно-структурного подхода, разрабатываемого в отечественной психологии, к  оценке функционального соответствия требований профессиональной психологии, к оценке функционального соответствия требований профессиональной деятельности и среды, в которых она выполняется, и возможностей профессионала. Применительно  к анализу системы «человек –  техника – профессиональная среда» это означает, что необходимо целостное  представление о структурной  взаимосвязи – «ансамбля» профессионально-значимых статистических и динамических свойств  и качеств личности, психофизиологических характеристик функционального  состояния работающего человека, параметров структуры и условий деятельности, показателей ее эффективности и надежности.

Информация о работе Организация мероприятий и методы психофизиологического исследования