Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:23, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что на границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений, в том числе психология труда, инженерная психология и эргономика, объектом исследования которых является человек труда. Основная задача этих дисциплин - изучение широкого круга психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы.
Введение 3
Глава 1. Психофизиологическая сущность профессионального отбора. 6
1.1. Понятие психофизиологического отбора. 6
1.2. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности. 9
Глава 2. Организация мероприятий и методы психофизиологического исследования. 13
2.1. Организация мероприятий профессионального психофизиологического исследования. 13
2.2. Методы психофизиологического исследования. 19
2.3. Профессиограмма. 30
Заключение.
Именно результаты исследований по проблемам психофизиологии и индивидуальности стали основой для дифференциальной психофизиологии профотбора и нашли широкое применение при решении этих актуальных задач психологии труда.
Глава 2. Организация мероприятий и методы психофизиологических исследований.
2.1. Организация мероприятий профессионального психофизиологического отбора.
Профессиональный
отбор, как свидетельствует
Система профессионального психологического
отбора не может эффективно функционировать
без соответствующего организационного
обеспечения, представляющего собой комплекс
взаимосвязанных и последовательных мероприятий,
которые позволяют применять на практике
методы и средства оценки и прогнозирования
профессиональной пригодности. Организационная
структура должна иметь иерархический
характер и содержать центральное управляющее
звено, промежуточные звенья и исполнительные
органы.
Основные функции центрального управляющего
звена заключаются прежде всего в аргументированной
постановке самой задачи профессионального
отбора, исходящей из потребностей практики.
Основаниями для этого могут быть различные
факторы, например недостаточная производительность
труда и низкое качество продукции у определенной
части работающих; повышенная текучесть
кадров, высокий травматизм, а также другие
факторы, влияющие на успешность деятельности
производственного коллектива в целом.
Обнаруженные негативные явления в деятельности
производственного коллектива должны
быть глубоко и всесторонне проанализированы
специалистами в областях эргономики,
инженерной психологии, гигиены и физиологии
труда. Результатом такого анализа может
оказаться не только обоснование комплекса
мероприятий, направленных на улучшение
организации и условий труда, но и обоснование
целесообразности введения профессионального
психофизиологического отбора. Решение
о создании на предприятии или в отрасли
системы профессионального отбора принимается
на таком административном уровне, которым
обеспечивается необходимый правовой
и юридический статус этого ответственного
социального мероприятия. Вместе с тем
должны быть решены основные организационные
вопросы, связанные с постановкой необходимых
научных исследований в целях разработки
методик прогнозирования профессиональной
пригодности и научно-методического обеспечения
системы отбора в целом, с созданием в
отрасли (на предприятии) специального
аппарата, осуществляющего организацию
профессионального отбора и контроль
за его проведением. Такой орган может
быть в составе имеющегося кадрового аппарата
или существовать отдельно.
После завершения научных исследований
и создания методического арсенала, позволяющего
по результатам практических проверок
успешно оценивать и прогнозировать профессиональную
пригодность, разрабатываются два основополагающих
документа, утверждаемых руководством
отрасли (предприятия). Один из них - методическое
руководство (пособие, инструкция), содержащее
четкое описание порядка и объема психологических
исследований, применяемых методик, критериев
и математического аппарата; другой - организационный
документ (положение, приказ по отрасли
или предприятию и т.п.), устанавливающий
правовые функции и конкретные организационные
решения, а также регистрирующий материально-техническое
обеспечение отбора.
Основными задачами центрального управляющего
звена в отрасли являются планирование
основных мероприятий психологического
отбора, организация и планирование комплекса
мероприятий (финансовых, кадровых, материально-технических
и др.), обеспечивающих практическое проведение
отбора, а также осуществление контроля
за функционированием всей системы отбора.
Центральное управляющее звено должно
быть обеспечено достоверной информацией
о функционировании системы психологического
отбора, ее эффективности и тенденциях
развития.
Промежуточные звенья, управляющие системой
психологического отбора непосредственно
на предприятии (в учебном заведении),
осуществляют организацию, планирование
и контроль всех мероприятий по обеспечению
должного качества и эффективности психодиагностических
обследований. Здесь принимаются решения
по результатам психологических исследований,
уточняются цели и задачи последних с
учетом социально-демографических ситуаций
на предприятии, а также разрабатывается
комплекс ближайших и перспективных мероприятий
по учету человеческого фактора в интересах
дальнейшего совершенствования производства.
В этом управляющем звене накапливается,
обрабатывается, анализируется и обобщается
информация, поступающая от исполнительных
звеньев, и в обобщенном виде представляется
в центральное управляющее звено.
Исполнительное звено в системе психологического
отбора должно быть представлено прежде
всего подготовленными специалистами-психологами,
проводящими психологические исследования
и вырабатывающими соответствующие рекомендации,
основанные на оценке и прогнозировании
профессиональной пригодности обследованных
в соответствии с принятыми методиками
и критериями. Функции этого звена не ограничиваются
только психодиагностическими испытаниями.
В задачу психофизиологов входят также
изучение и анализ характера и условий
профессиональной деятельности специалистов
на предприятии, накопление конкретных
профессиографических материалов, анализ
и контроль качества применяемых методик
и критериев, периодическая оценка надежности
и валидности психологических методик,
разработка материалов, характеризующих
эффективность профессионального отбора
и уточняющих пути развития и совершенствования
этого мероприятия. Информация, получаемая
в этом звене организационной структуры
профотбора, поступает в обработанном
виде в промежуточное управляющее звено,
а при его отсутствии - в центральный орган
профотбора.
Предусматривается периодическая отчетность
промежуточного и исполнительных звеньев
профессионального отбора перед центральным
звеном.
Проблема кадрового обеспечения профессионального
психологического отбора относится к
числу наиболее актуальных задач создания
организационной структуры системы мероприятий
по профессиональной диагностике и прогнозированию
профессиональной пригодности. Иначе
говоря, кадровое обеспечение представляется
неотъемлемым и важным звеном всей системы
профессионального отбора. Суть этой задачи
состоит преимущественно в том, что психологическое
обследование и вынесение рекомендаций
по результатам его проведения должны
осуществляться только достаточно обученными
специалистами-психологами, имеющими
необходимую квалификацию, подтвержденную
соответствующим юридическим документом.
Вполне понятно, что психологическую подготовку
должны иметь не только специалисты исполнительных
звеньев профессионального отбора, но
и вышестоящие управляющие органы.
Специалист-психолог должен знать:
основы психофизиологии и психологии
человека, сущность и особенности психофизиологических
и психологических свойств, в частности,
основных свойств нервной системы, анализаторов,
основных психических процессов, психомоторики
и др.;
методологические принципы, критерии
оценки и прогнозирования профессиональной
пригодности;
методы разработки и обоснования профессиональных
требований к специалистам, основы профессиографии,
психофизиологические требования к основным
категориям специалистов, подлежащих
отбору;
методические основы и конкретные методики
психологических исследований, методы
оценки надежности и валидностн методик;
математический аппарат, применяемый
для решения задач профессионального
психологического отбора;
организацию, порядок проведения психологического
обследования, требования к стандартизации
психологических исследований, сущность
и содержание всей системы профессионального
отбора.
Деятельность психолога имеет важные
социальные и этические аспекты, поскольку
психологическое обследование не только
позволяет получить в некотором смысле
скрытые данные о возможностях и индивидуальных
способностях человека, но и может в значительной
мере сказаться на профессиональной перспективе
обследуемых.
В связи с этим к личности самих психологов,
занятых в сфере профессионального отбора,
должны предъявляться высокие требования.
Специалист-психолог всегда должен основываться
на том, что результаты психологических
исследований используются только для
вероятностного прогнозирования успешности
овладения лишь данной конкретной специальностью.
Выявленная психологом профессиональная
непригодность к конкретному виду деятельности
ни в коем случае не должна рассматриваться
как общая негативная оценка индивида
с фатальной профессиональной непригодностью
вообще. Профессиональная непригодность
к конкретной деятельности обычно связана
с тем, что индивид не сможет успешно овладеть
специальностью в приемлемое для него
самого, а также и для производства, установленное
время. В связи с этим уместно привести
слова К. К. Платонова, который писал: “Теоретически
каждый школьник может стать академиком.
Только одному на это потребуется 30 лет,
а другому - 300. Думаю, что последнего это
не устроит”.
Как и врач, осуществляющий клиническое
обследование больного, психолог обязан
следовать законам медицинской этики,
не допускающей нанесения ущерба здоровью
пациента и разглашения результатов обследования.
Психолог должен проинформировать обследуемых
о целях и задачах своей работы, порядке
использования полученных данных.
2.2. Методы психофизиологических исследований.
Психофизиологическое исследование – это изучение состояния физиологических систем человека психологическими методами. Верно и обратное – изучение влияния физиологических систем на психологические показатели. Исследование проводится с помощью специальной процедуры (программы) обследования.
Психофизиологические обследования
специалистов некоторых
Пониманию предмета
На основании базовых
Перспективным для отбора
Комплексный подход к
Специфика методов
психофизиологического
В прикладных
исследованиях комплексный
Большое количество параметров
потребовало их унификации и
систематизации приемов
Заключения о результате проведенного исследования как правило относятся к профессиональной психофизиологической пригодности, к психофизиологическому статусу, к функциональному состоянию и работоспособности персонала. Такие заключения выносятся только на основании конкретных методик и с помощью автоматизированных средств психофизиологического обследования.
Виды
психофизиологических
Следует
подчеркнуть, что главная
Для психофизиологического
Психофизиологические обследования
работников представляют собой
ведущую составную часть
Объем и набор методов и средств психофизиологического обследования могут варьироваться в зависимости от характеристик предприятий, организаций, их численности, структуры, характера профессиональной деятельности, климатогеографических характеристик региона, материального и финансового состояния.
Для обеспечения надежности
психофизиологические обследования с целью первичного профессионального отбора;
психофизиологический мониторинг функционального состояния работников;
углубленные
периодические
Следует более подробно
Психофизиологические
Объем обследования может быть
расширен за счет
Ответственность за проведение
отбора возлагается на
Распространенным методом психофизиологического обследования является психофизиологический мониторинг функционального состояния работников – систематическое, непрерывное во времени наблюдение за текущим (актуальным) психофизиологическим состояния отдельного человека или больших групп людей из числа персонала. Этот метод используется в целях:
Информация о работе Организация мероприятий и методы психофизиологического исследования