Организация мероприятий и методы психофизиологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что на границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений, в том числе психология труда, инженерная психология и эргономика, объектом исследования которых является человек труда. Основная задача этих дисциплин - изучение широкого круга психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психофизиологическая сущность профессионального отбора. 6
1.1. Понятие психофизиологического отбора. 6
1.2. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности. 9
Глава 2. Организация мероприятий и методы психофизиологического исследования. 13
2.1. Организация мероприятий профессионального психофизиологического исследования. 13
2.2. Методы психофизиологического исследования. 19
2.3. Профессиограмма. 30
Заключение.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.33 Кб (Скачать файл)

      Предсменные психофизиологические обследования оперативного персонала проводятся в интересах повышения уровня надежности и безопасности производственной деятельности по человеческому фактору. Их целью является выявление лиц, непригодных в данный момент времени по текущему функциональному состоянию, уровню работоспособности и состоянию здоровья к заступлению на смену, вахту и т.д.

      Психофизиологические  обследования  перед началом опасных и ответственных  работ проводятся в интересах  повышения уровня надежности  и безопасности производственной  деятельности ремонтного, оперативно-ремонтного  и наладочного персонала. Их  основная цель – выявление  лиц, по текущему функциональному  состоянию, уровню работоспособности  и состоянию здоровья непригодных  в данный момент времени к  выполнению опасных и ответственных  работ. Используются методы и  средства, указанные в предыдущем  обследовании.

      Психофизиологическое  сопровождение  обучения и профессиональной  подготовки проводится в учебных  заведениях, учебно-курсовых комбинатах, центрах и пунктах подготовки  работников различных специальностей. Цель – выявление лиц, по  текущему функциональному (в том  числе, психическому) состоянию,  уровню работоспособности и состоянию  здоровья непригодных в данный  момент времени для обучения, профессиональной подготовки и  тренажа; определение психофизиологической  цены их деятельности и выявление  групп риска; оптимизации режимов  обучения и профессиональной  подготовки и деятельности в  целом.

      При выявлении признаков потери  трудоспособности у работника,  проходящего обучение и профессиональную  подготовку, он чаще всего отстраняется  от занятий  и ему при  этом предлагается пройти курс  коррекции и реабилитации текущего  функционального состояния. Организационные  решения принимаются по всей  совокупности психофизиологических  обследований работника в ходе  всего цикла обучения и профессиональной  подготовки путем выдачи итогового  заключения о психофизиологическом  состоянии работника с рекомендациями  о необходимости дальнейших реабилитационных мероприятий, соответствующего лечения и дальнейшего его использования в технологическом процессе.

      Результаты  анализа состояния  работника  используются для  выдачи рекомендаций по оптимизации  режимов обучения и профессиональной  подготовки, периодов отдыха и  учебной деятельности в целом  и доводятся в письменном виде  до руководителей обучения и  профессиональной подготовки, а  также руководителей, направивших  работника на обучение или  профессиональную подготовку.

      Психофизиологические  обследования  персонала по оптимизации   режимов труда и отдыха проводятся  по мере необходимости на основании   приказа руководителей предприятий.

      Психофизиологические  обследования  проводятся в виде непрерывного  психофизиологического мониторинга  текущего функционального состояния  работника непосредственно на  его  рабочем месте   при  осуществлении им своей непосредственной  профессиональной деятельности  и в период отдыха после  нее. Целью является получение  результатов, по которым строится  и реализуется программа мероприятий,  направленных на оптимизацию  и совершенствование режимов  труда и отдыха конкретных  категорий работников.

      Психофизиологические  обследования  персонала в ходе психофизиологического   сопровождения функциональной реабилитации  проводятся до и после конкретных  видов и процедур реабилитации, а также непосредственно в  ходе проведения этих процедур. Основной целью таких обследований  является оценка эффективности  конкретных видов и процедур  функциональной реабилитации для  поиска более эффективных методов  и средств управления функциональными  возможностями (резервами) человека  и совершенствования процесса  реабилитации в целом путем  создания для конкретных категорий  работников соответствующих комплексов  реабилитационных и восстановительных  мероприятий.

      Результаты  анализа психофизиологических  обследований до, во время и после конкретных видов и процедур функциональной реабилитации используются для создания высокоэффективных комплексов восстановительных  и реабилитационных мероприятий работников конкретных основных профессий и оптимизации их профессиональной деятельности и сохранения здоровья.

      Под углубленным периодическим  психофизиологическим обследованием персонала понимаются плановые или возникающие при необходимости детальные обследования отдельных лиц и различных категорий работников, проводимых как в прикладных, так и в научных целях создания и развития в отрасли системы обеспечения надежности профессиональной деятельности и сохранения здоровья персонала, направленные на обеспечение полной профессиональной адаптации каждого работника. Методы углубленного периодического психофизиологического обследования функционального состояния работников основных профессий используются в целях:

    • текущего профессионального психофизиологического отбора;
    • психофизиологического сопровождения аттестации персонала;
    • психофизиологического тестирования с целью формирования производственных коллективов, бригад, смен, вахт и пр.;
    • психофизиологических исследований оценки эффективности и надежности моделируемой и реальной профессиональной деятельности.

      Текущий профессиональный психофизиологический  отбор, как и первичный, направлен   на осуществление качественного   комплектования основных профессий   на основе обеспечения соответствия  психофизиологического статуса  работника требованиям конкретной  профессии. Текущий профессиональный  психофизиологический отбор –  это система плановых (при прохождении  аттестации, переводе на вышестоящую  должность и т.д.) или внеплановых  психофизиологических обследований  работников, после перерыва в  трудовой деятельности (длительный  отпуск, болезнь, продолжительная командировка).

      Результаты  текущего профессионального  психофизиоло-гического  отбора, в отличие от первичного отбора, носят не обязательный, а рекомендательный характер.

        Психофизиологические обследования  персонала в ходе психофизиологического   сопровождения его аттестации  являются важной составной частью  процессов аттестации работников. При проведении службами надежности  деятельности и сохранения здоровья  персонала и лабораториями психофизиологического обеспечения  психофизиологических обследований в ходе психофизиологического сопровождения аттестации персонала объем психофизиологических методов должен включать: сбор анамнестических данных, изучение документов и профессиональных качеств работников, индивидуальную беседу, психофизиологические наблюдения, методы оценки операторской (психической) работоспособности, методы исследования интеллекта, методы психодиагностических исследований актуального психического состояния, особенностей личности, акцентуаций характера.

      Результаты  психофизиологических  обследований при  психофизиологическом  сопровождении  аттестации персонала  носят рекомендательный характер.

        Психофизиологическое тестирование  с целью формирования производственных  коллективов проводится для социально-психологической  характеристики малых групп, оценки  профессионально-психологической и  психофизиологической совместимости,  для диагностики взаимоотношений  в малой группе и оценки  сплоченности производственных  коллективов.

      Основной  целью в этом случае  является изучение влияния особенностей  социального  микроклимата, межличностных  взаимоотношений  на надежность, эффективность деятельности и  функциональные возможности различных   коллективов персонала, а также   выявлению степени их совместимости,  срабатываемости, сплоченности и конфликтности для формирования производственных коллективов.

      Результаты  психофизиологического  тестирования с целью формирования  производственных коллективов, бригад, смен, вахт в виде краткого  письменного заключения с рекомендациями  представляются руководителю, отдавшему  указание, для принятия соответствующих  решений.

      Психофизиологические  исследования оценки эффективности  и надежности моделируемой и реальной деятельности предусматривают всю  необходимую совокупность научно-исследовательских работ и их отдельных направлений по оценке, диагностике и прогнозированию психофизиологических возможностей (резервов) и уровней здоровья работников на всех этапах профессионального цикла, конкретных лиц и различных категорий персонала для оптимального и эффективного управления состояниями профессиональной деятельности и здоровья работников.

      Психофизиологические  исследования  оценки эффективности  и надежности  моделируемой и реальной профессиональной  деятельности персонала  проводятся  всеми сотрудниками службы надежности  деятельности и сохранения здоровья  персонала или лабораторий психофизиологического  обеспечения на основе ежегодных  планов, разрабатываемых начальниками  служб и лабораторий и утверждаемых  соответствующими руководителями.

                          

 

 

 

 

 

 

 

                         2.3. Профессиограмма.

 

          Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.

          Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства.  Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

    • требования к должностным обязанностям работника;
    • требования к рабочему месту;
    • возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
    • варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., т. е. все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы.

Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника → прогнозирование его профессионального маршрута → виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

Выделяются  следующие методологические принципы разработки профессиограмм:

а) системность  — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;

б) целостность  — оценка и анализ профессионально  важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых  в практическом направлении прикладной психофизиологии, а  инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере  бизнеса;

г) научность  и современность — методология  исследований должна быть разработана  с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

д) эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.

Важной составной  частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

При составлении  психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, — в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных фирм, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи фирмы во взаимодействии с руководителями подразделений.

Информация о работе Организация мероприятий и методы психофизиологического исследования