Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 14:44, курсовая работа
Цель: изучить теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
Охарактеризовать понятие социально – педагогическая деятельность;
Рассмотреть направления социально – педагогической деятельности в начальной школе;
Введение
2
1. Теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.
4
1.1 Понятие социально – педагогической деятельности.
4
1.2 Направления социально – педагогической деятельности в начальной школе.
8
2. Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе.
14
2.1 Содержание социально – педагогической деятельности по адаптации ребенка в начальной школе.
14
2.2 Модель социально – педагогической деятельности в начальной школе по адаптации ребенка.
17
Заключение
27
Литература
Введение |
2 |
1. Теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе. |
4 |
1.1 Понятие социально – педагогической деятельности. |
4 |
1.2 Направления социально – педагогической деятельности в начальной школе. |
8 |
2. Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе. |
14 |
2.1 Содержание социально – педагогической деятельности по адаптации ребенка в начальной школе. |
14 |
2.2 Модель социально – педагогической деятельности в начальной школе по адаптации ребенка. |
17 |
Заключение |
27 |
Литература |
29 |
Приложение |
Содержание
Введение
Сфера деятельности социального педагога – социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития. Уже более десяти лет в России введен институт социальных педагогов, признанный обеспечить систему социальной помощи и защиты населения. Сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта оказания социальной помощи детям показывает, что она принципиально отличается от социальной помощи любым категориям взрослого населения, тем, что обязательно должна иметь педагогическую составляющую, связанную с воспитанием и образованием ребенка, его развитием и успешной социализацией. Следовательно, деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, является социально – педагогической и представляет собой разновидность деятельности педагогической.
Л.А. и М.А. Беляевы считают, что ключевым
в определении социально – педагогической
деятельности является понятие «адаптация».
В современных условиях человеку на протяжении
жизни неоднократно приходится сталкиваться
с изменением социальной среды. Одним
из таких изменений является поступление
ребенка в начальную школу: новая обстановка,
новое окружение, новый распорядок дня. Изучением процесса приспособляемости
ребенка к школе занимались такие учёные,
как Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, а на
современном этапе - B.C. Васильев, Г.К. Веденеева. В связи с этим, тема нашего исследования
«Модель социально – педагогической деятельности
в начальной школе».
Объект исследования: социально – педагогическая
деятельность.
Предмет исследования: организация социально – педагогической деятельности в начальной школе.
Цель: изучить теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.
Задачи:
Методы исследования: анализ литературы, систематизация материала.
1. Теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.
Н.И. Никитина рассматривает социально-педагогическую деятельность как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации. [7;10]
М.В. Шакурова под социально – педагогической деятельностью понимается деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально – педагогической защиты. [10;5]
Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе, по мнению М.Н. Голагузовой. [3;106] Все эти определения звучат по-разному, но имеют одинаковый смысл и значение.
Социально-педагогическая
К основным принципам социально-
Как и любая профессиональная
деятельность, социально-педагогическая
работа имеет определенную
· определение цели и задач деятельности;
· определение субъекта и объекта деятельности;
· определение содержания деятельности;
· выбор методов и технологий работы;
· выбор форм деятельности;
· реализация намеченного плана деятельности;
· корректировка деятельности;
· анализ результатов. [7;11]
В широком смысле цель социально-педагогической
деятельности – ожидаемые позитивные изменения в
человеке (или группе людей), которые произошли
в результате осуществления специально
подготовленной и планомерно проведенной
системы действий специалистов. В узком
смысле цель профессиональной деятельности
социального педагога – это оказание
подопечному социально-психолого-
В социально-педагогическом
процессе важна не только сама
цель, но и то, как она определяется,
вырабатывается. В этом случае
можно говорить о процессе
целеполагания. В педагогической
науке целеполагание
Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:
· диагностичность (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников социально-педагогического процесса);
· реалистичность (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации);
· преемственность (выдвижение и обоснование взаимосвязанных целей на каждом этапе социально-педагогической деятельности);
· результативность (контроль результатов достижения цели);
· идентичность (принятие цели на эмоциональном и рациональном уровнях всеми участниками социально-педагогического процесса).
На практике социальному
педагогу чаще всего
Условно целеполагание в
работе социального педагога
может быть представлено
· диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;
· моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;
· организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;
· уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;
· составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.
Таким образом, целеполагание
в профессиональной деятельност
Одна из реальных
Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:
· создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;
· формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентаций, установок в жизненном самоопределении подопечного;
· предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;
· создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;
· реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.
Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:
· системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;
· установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;
· социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;
· социально-педагогическая опека и посредничество;
· социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях. [7; 14]
Социально-педагогическая поддержка детства представляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Вместе с тем профессиональная деятельность социального педагога предполагает и так называемое социальное закаливание подопечных (детей, подростков и др.), т.е. развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности, планировать и осуществлять свои действия в сложной жизненной ситуации.
Профессионализм социального
педагога проявляется в умении
выявлять как достоинства
Основа социально-педагогической деятельности – общение человека с человеком, которое носит событийно-диалогический характер. Это встреча людей с различными мировоззрениями, системами воспитания, менталитета, поведения и т.д. Социальная работа носит совместный характер, это взаимодействие. Социальный работник, как и педагог, должен развить у себя способность вчувствования во внутренний мир человека, то есть эмпатию, должен обрести интуитивное познание на основе сопереживания.
Как показывает опыт многих школ в современных условиях социально - педагогическая деятельность специалиста необходима, так как школа и работа в школах одна из сфер, где особенно нужен социальный педагог, где деятельность социального педагога в школе позволяет более основательно вникать в школьную жизнь максимально содействовать подрастающей личности.
Информация о работе Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе