Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
Охарактеризовать понятие социально – педагогическая деятельность;
Рассмотреть направления социально – педагогической деятельности в начальной школе;

Содержание работы

Введение
2
1. Теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.
4
1.1 Понятие социально – педагогической деятельности.
4
1.2 Направления социально – педагогической деятельности в начальной школе.
8
2. Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе.
14
2.1 Содержание социально – педагогической деятельности по адаптации ребенка в начальной школе.
14
2.2 Модель социально – педагогической деятельности в начальной школе по адаптации ребенка.
17
Заключение
27
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Введение

2

1. Теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.

4

1.1 Понятие социально – педагогической деятельности.

4

1.2 Направления социально – педагогической деятельности в начальной школе.

8

2. Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе.

14

2.1 Содержание социально – педагогической деятельности по адаптации ребенка в начальной школе.

14

2.2 Модель социально – педагогической деятельности в начальной школе по адаптации ребенка.

17

Заключение

27

Литература

29

Приложение

 


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сфера деятельности социального педагога – социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития. Уже более десяти лет в России введен институт социальных педагогов, признанный обеспечить систему социальной помощи и защиты населения. Сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта оказания социальной помощи детям показывает, что она принципиально отличается от социальной помощи любым категориям взрослого населения, тем, что обязательно должна иметь педагогическую составляющую, связанную с воспитанием и образованием ребенка, его развитием и успешной социализацией. Следовательно, деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, является социально – педагогической и представляет собой разновидность деятельности педагогической.

Л.А. и М.А. Беляевы считают, что ключевым в определении социально – педагогической деятельности является понятие «адаптация». В современных условиях человеку на протяжении жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменением социальной среды. Одним из таких изменений является поступление ребенка в начальную школу: новая обстановка, новое окружение, новый распорядок дня. Изучением процесса приспособляемости ребенка к школе занимались такие учёные, как Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, а на современном этапе - B.C. Васильев, Г.К. Веденеева. В связи с этим, тема нашего исследования «Модель социально – педагогической деятельности в начальной школе». 
 Объект исследования: социально – педагогическая деятельность.

Предмет исследования: организация социально – педагогической деятельности в начальной школе.

Цель: изучить теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
  2. Охарактеризовать понятие социально – педагогическая деятельность;
  3. Рассмотреть направления социально – педагогической деятельности в начальной школе;
  4. Рассмотреть содержание социально – педагогической деятельности по адаптации ребенка в начальной школе;
  5. Построить модель социально – педагогической деятельности по адаптации ребенка в начальной школе.

Методы исследования: анализ литературы, систематизация материала.

 

 

 

1. Теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.

    1. Понятие социально – педагогической деятельности.

 

  Н.И. Никитина рассматривает социально-педагогическую деятельность как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации. [7;10]

М.В. Шакурова под социально – педагогической деятельностью понимается деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально – педагогической защиты. [10;5]

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе, по мнению М.Н. Голагузовой. [3;106] Все эти определения звучат по-разному, но имеют одинаковый смысл и значение.    

 Социально-педагогическая деятельность  реализуется в виде комплекса  профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.    

 К основным принципам социально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход; опору на положительные стороны личности подопечного; объективность подхода к подопечному; конфиденциальность.     

 Как и любая профессиональная  деятельность, социально-педагогическая  работа имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:

· определение цели и задач деятельности;

· определение субъекта и объекта деятельности;

· определение содержания деятельности;

· выбор методов и технологий работы;

· выбор форм деятельности;

· реализация намеченного плана деятельности;

· корректировка деятельности;

· анализ результатов. [7;11]    

 В широком смысле цель социально-педагогической деятельности – ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога – это оказание подопечному социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.   

 В социально-педагогическом  процессе важна не только сама  цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае  можно говорить о процессе  целеполагания. В педагогической  науке целеполагание характеризуется  как трехкомпонентное образование, включающее в себя:

  1. выдвижение и обоснование целей;
  2. определение путей их достижения;
  3. проектирование ожидаемого результата. [7;13]

 

    Целеполагание может быть  успешным, если оно осуществляется  с учетом следующих требований:

· диагностичность (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников социально-педагогического процесса);

· реалистичность (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации);

· преемственность (выдвижение и обоснование взаимосвязанных целей на каждом этапе социально-педагогической деятельности);

· результативность (контроль результатов достижения цели); 

· идентичность (принятие цели на эмоциональном и рациональном уровнях всеми участниками социально-педагогического процесса).     

 На практике социальному  педагогу чаще всего приходится  решать проблемы органичного  сочетания индивидуальных целей  подопечного и групповых целей  его ближайшего окружения; согласованности  целей при организации взаимодействия  детей, родителей, педагогов, специалистов различного профиля на конкретном этапе работы.   

 Условно целеполагание в  работе социального педагога  может быть представлено следующими  этапами:

· диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;

· моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;

· организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;

· уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;

· составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.    

 Таким образом, целеполагание  в профессиональной деятельности – это многоуровневый мыслительный процесс, включающий сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование), происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене социально-педагогической работы.[7;14]   

 Одна из реальных практических  проблем, встающих перед социальным педагогом, - определение не только целей, но и задач профессиональной деятельности.    

Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:

· создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;

· формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентаций, установок в жизненном самоопределении подопечного; 

· предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;

· создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

· реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.    

Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:

· системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды; 

· установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;

· социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;

· социально-педагогическая опека и посредничество;

· социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях. [7; 14]     

Социально-педагогическая поддержка детства представляет особый вид социально-педагогической деятельности, которая направлена на выявление и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Вместе с тем профессиональная деятельность социального педагога предполагает и так называемое социальное закаливание подопечных (детей, подростков и др.), т.е. развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности, планировать и осуществлять свои действия в сложной жизненной ситуации.    

 Профессионализм социального  педагога проявляется в умении  выявлять как достоинства личности, так и «проблемное поле» подопечного, прогнозировать возможные варианты  его развития, позитивно влиять на мотивацию, активизируя процессы самовоспитания, саморазвития. Это возможно при правильном определении специалистом ценностных ориентаций, формируемых социальной микросистемой, в которую включен ребенок. Социальному педагогу необходимо уметь выяснять социальные роли, выполняемые ребенком, во многом определяющие его потребности и поведение. Ведь в широком смысле профессиональная социально-педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие нравственной сферы личности, социально значимых установок в жизненном самоопределении.

Основа социально-педагогической деятельности – общение человека с человеком, которое носит событийно-диалогический характер. Это встреча людей с различными мировоззрениями, системами воспитания, менталитета, поведения и т.д. Социальная работа носит совместный характер, это взаимодействие. Социальный работник, как и педагог, должен развить у себя способность вчувствования во внутренний мир человека, то есть эмпатию, должен обрести интуитивное познание на основе сопереживания.

    1. Направления социально – педагогической деятельности в начальной школе.

Как показывает опыт многих школ в современных условиях социально - педагогическая деятельность специалиста необходима, так как школа и работа в школах одна из сфер, где особенно нужен социальный педагог, где деятельность социального педагога в школе позволяет более основательно вникать в школьную жизнь максимально содействовать подрастающей личности.

Информация о работе Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе