Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
Охарактеризовать понятие социально – педагогическая деятельность;
Рассмотреть направления социально – педагогической деятельности в начальной школе;

Содержание работы

Введение
2
1. Теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.
4
1.1 Понятие социально – педагогической деятельности.
4
1.2 Направления социально – педагогической деятельности в начальной школе.
8
2. Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе.
14
2.1 Содержание социально – педагогической деятельности по адаптации ребенка в начальной школе.
14
2.2 Модель социально – педагогической деятельности в начальной школе по адаптации ребенка.
17
Заключение
27
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Так, Р.В. Овчарова, в специфику работы социального педагога на ступени начальной школы относит включение ребенка в группу развития и подготовки к школе, сохранение и укрепление психического и физического здоровья содействие его развития проявление заботы об эмоциональном благополучии ребенка. [8;35]

Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на формирование личности ребенка. В условиях современной жизни нашего общества актуальной проблемой становится способность учащихся решать социально-значимые проблемы, формирование активной гражданской позиции, патриотических убеждений, приверженность демократическим ценностям, позитивная социализация. Важным направлением в нашей деятельности является развитие социально активной личности, формирование социально-значимых компетенций.

Поэтому, социально-педагогическая деятельность в школе направлена на развитие данных качеств, напрямую зависит от наличия действенного механизма педагогического регулирования социального взаимодействия ученика с социальной средой, осуществление которого предполагает следующие направления:

  1. Социально – педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся начальных классов:

- изучение культурно – бытовых  отношений учащихся в семье  и в условиях общежития с  целью их оптимизации;

- акцентирование внимания руководства  и педагогов учреждения образования  на проблемах и потребностях  учащихся, педагогов и родителей  при планировании и организации  социально-педагогической деятельности.

2. Социально – педагогическая  защита учащихся включает в себя следующее:

- выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве;

- защита прав и интересов  учащихся, оказавшихся в опасном  положении, в трудной жизненной  ситуации;

- выявление учащихся, подвергшихся  агрессии и физическому или психологическому насилию со стороны взрослых, сверстников, и оказание им помощи;

- осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, развитию, социальной защите личности;

3. Повышение уровня педагогической  культуры педагогов и родителей предполагает:

- развитие взаимопонимания и  взаимодействия между учителями, учащимися и родителями;

- содействие повышению уровня  педагогической культуры педагогов  и родителей;

4. Социально – педагогическое  консультирование основано:

- на организации и проведении индивидуальных консультаций учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- консультирование педагогов, родителей  по социально – педагогическим  проблемам;

- помощи семье в проблемах, связанных  с учебой, воспитанием, присмотром  за ребенком;

- индивидуальном и групповом консультировании детей, родителей и педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей в семье и т.д.

5. Социально – педагогическая  профилактика и коррекция включает  в себя:

- обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми, состоящими внутри школьного учреждения;

- выявление фактов асоциального  поведения учащихся, работ по его предупреждению, организацию превентивно – профилактической работы;

- пропаганду здорового образа жизни;

- повышение уровня правовой  грамотности учащихся и их  родителей с целью профилактики  девиатного поведения.

6. Обеспечение социально – педагогической  поддержки семьи в развитии  личности учащегося предполагает:

-  выявление семей, оказавшихся  в социально – опасном положении, семей с детьми, имеющими особенности психофизического развития, нуждающихся в помощи и поддержке;

- оказание социально – педагогической  помощи учащимся и родителям  из таких семей;

- изучение психолого-педагогических  особенностей учеников и условий их жизни;

- содействие вовлечению родителей  в учебно-воспитательный процесс.

7. Организационно – методическая  деятельность включает в себя:

- накопление банка данных результата педагогических исследований, подбор специальной литературы по социальной педагогике;

- проектирование, разработку  планов  и программ по различным направлениям  деятельности образовательного  учреждения;

8. Работа по созданию педагогически  ориентированной культуры среды:

- организация сбора и накопления  информации о социальной среде учащихся школы;

- анализ полученной информации  о социальной среде учащихся;

- привлечение внимания руководства  и педагогов учреждения к проблемам  и потребностям учащихся и  родителей при планировании и  организации воспитательного процесса;

- оказание  помощи ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;

- помощь педагогам в разрешении  конфликтов с детьми, в выявлении  проблем в учебно-воспитательной  работе и определении мер их  преодоления.

9. Социальная работа с малообеспеченными и многодетными семьями:

- изучение контингента образовательного  учреждения на наличие малообеспеченных, многодетных, неполных, неблагополучных  семей;

- изучение условий, в которых  проживают дети из малообеспеченных  семей, с целью оказания им материальной и иной помощи;

- взаимодействие с органами  по социальной защите населения.

10. Социально – педагогическая  работа с родителями предполагает:

- правовое воспитание родителей;

- просветительскую работу, организацию  встреч со специалистами различного профиля по интересующим вопросам;

- создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности образовательного учреждения, организация родительского клуба.

11. Социализация учащихся:

- Способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе адаптации. [10; 311]

Социальному педагогу при работе с детьми необходимо опираться на удовлетворении актуальных потребностей ребенка, развития его творческих способностей, коррекцию выявленных недостатков развития защиту прав и интересов.

Таким образом, мы делаем следующие выводы: Школа испытывает значительные трудности, одной из причин, которой является то, что при постановке учебно-воспитательных задач практически не учитываются психологические и личностные характеристики школьников их социальный статус, готовность вхождению в окружающую социальную среду. Отсюда появляются проблемы, именно поэтому в школе необходим специалист, который бы взял на себя решение этих проблем профессиональный социальный педагог. Именно он в сложной ситуации пытается найти пути решения проблем, и помочь ребенку в устранение причин, негативно влияющих на его развитие и успешность.

 

 

 

  1. Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе

2.1 Содержание социально – педагогической деятельности по адаптации ребенка в начальной школе

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане.

Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями.

Социальная адаптация является одним из видов адаптации, под которой понимается постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. [6]

В рамках социальной адаптации может быть выделена адаптация ребенка к школе, потому что под школьной адаптацией понимается сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку.[6]

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Оптимальный адаптационный период составляет Один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой "острой" адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы.

 

А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:

1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник  положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень адаптации. Первоклассник  положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных  переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его  подробно и наглядно; усваивает  основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. [2;34]

 Цель социально - педагогической деятельности – создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель может быть достигнута за счёт последовательного решения педагогическим коллективом и психологами школы задач:

1. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

2. Создание системы психолого-педагогической  поддержки всех первоклассников  в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.

3. Создание специальных педагогических  и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу  с детьми, испытывающими различные  психолого-педагогические трудности. [2;52]

Итак, для того чтобы помочь ребёнку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогам и психологам необходимо:

1. Знать ребёнка.

2. Настраивать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности.

3. Помогать ребёнку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.

Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе осуществляется работой психолога, социального педагога, классного руководителя, а также ведется работа с семьей для выявления уровня подготовки школьников, в рамках этой работы осуществляются следующие направления деятельности:

1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников. Такая диагностика в течение первого года проводится два раза – на этапе поступления (зачисления) ребенка в школу и в середине первого класса.

2. Развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.

3. Консультативная работа с педагогами и родителями. Она осуществляется психологом, связана, в основном, с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия.

Информация о работе Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе