Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 14:44, курсовая работа
Цель: изучить теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
Охарактеризовать понятие социально – педагогическая деятельность;
Рассмотреть направления социально – педагогической деятельности в начальной школе;
Введение
2
1. Теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.
4
1.1 Понятие социально – педагогической деятельности.
4
1.2 Направления социально – педагогической деятельности в начальной школе.
8
2. Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе.
14
2.1 Содержание социально – педагогической деятельности по адаптации ребенка в начальной школе.
14
2.2 Модель социально – педагогической деятельности в начальной школе по адаптации ребенка.
17
Заключение
27
Литература
Так, Р.В. Овчарова, в специфику работы социального педагога на ступени начальной школы относит включение ребенка в группу развития и подготовки к школе, сохранение и укрепление психического и физического здоровья содействие его развития проявление заботы об эмоциональном благополучии ребенка. [8;35]
Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на формирование личности ребенка. В условиях современной жизни нашего общества актуальной проблемой становится способность учащихся решать социально-значимые проблемы, формирование активной гражданской позиции, патриотических убеждений, приверженность демократическим ценностям, позитивная социализация. Важным направлением в нашей деятельности является развитие социально активной личности, формирование социально-значимых компетенций.
Поэтому, социально-
- изучение культурно – бытовых отношений учащихся в семье и в условиях общежития с целью их оптимизации;
- акцентирование внимания
2. Социально – педагогическая защита учащихся включает в себя следующее:
- выявление и поддержка
- защита прав и интересов учащихся, оказавшихся в опасном положении, в трудной жизненной ситуации;
- выявление учащихся, подвергшихся агрессии и физическому или психологическому насилию со стороны взрослых, сверстников, и оказание им помощи;
- осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, развитию, социальной защите личности;
3. Повышение уровня
- развитие взаимопонимания и
взаимодействия между
- содействие повышению уровня
педагогической культуры
4. Социально – педагогическое консультирование основано:
- на организации и проведении индивидуальных консультаций учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- консультирование педагогов, родителей по социально – педагогическим проблемам;
- помощи семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
- индивидуальном и групповом консультировании детей, родителей и педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей в семье и т.д.
5. Социально – педагогическая
профилактика и коррекция
- обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми, состоящими внутри школьного учреждения;
- выявление фактов асоциального поведения учащихся, работ по его предупреждению, организацию превентивно – профилактической работы;
- пропаганду здорового образа жизни;
- повышение уровня правовой
грамотности учащихся и их
родителей с целью
6. Обеспечение социально –
- выявление семей, оказавшихся в социально – опасном положении, семей с детьми, имеющими особенности психофизического развития, нуждающихся в помощи и поддержке;
- оказание социально –
- изучение психолого-
- содействие вовлечению
7. Организационно – методическая деятельность включает в себя:
- накопление банка данных результата педагогических исследований, подбор специальной литературы по социальной педагогике;
- проектирование, разработку планов
и программ по различным
8. Работа по созданию
- организация сбора и
- анализ полученной информации о социальной среде учащихся;
- привлечение внимания
- оказание помощи ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;
- помощь педагогам в разрешении
конфликтов с детьми, в выявлении
проблем в учебно-
9. Социальная работа с малообеспеченными и многодетными семьями:
- изучение контингента
- изучение условий, в которых
проживают дети из
- взаимодействие с органами
по социальной защите
10. Социально – педагогическая
работа с родителями
- правовое воспитание родителей;
- просветительскую работу, организацию встреч со специалистами различного профиля по интересующим вопросам;
- создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности образовательного учреждения, организация родительского клуба.
11. Социализация учащихся:
- Способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе адаптации. [10; 311]
Социальному педагогу при работе с детьми необходимо опираться на удовлетворении актуальных потребностей ребенка, развития его творческих способностей, коррекцию выявленных недостатков развития защиту прав и интересов.
Таким образом, мы делаем следующие выводы: Школа испытывает значительные трудности, одной из причин, которой является то, что при постановке учебно-воспитательных задач практически не учитываются психологические и личностные характеристики школьников их социальный статус, готовность вхождению в окружающую социальную среду. Отсюда появляются проблемы, именно поэтому в школе необходим специалист, который бы взял на себя решение этих проблем профессиональный социальный педагог. Именно он в сложной ситуации пытается найти пути решения проблем, и помочь ребенку в устранение причин, негативно влияющих на его развитие и успешность.
2.1 Содержание социально – педагогической деятельности по адаптации ребенка в начальной школе
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане.
Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями школьника будет характеризовать весь период младшего школьного возраста. Все дети, начинающие обучение в школе, сталкиваются с теми или иными трудностями.
Социальная адаптация является одним из видов адаптации, под которой понимается постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. [6]
В рамках социальной адаптации может быть выделена адаптация ребенка к школе, потому что под школьной адаптацией понимается сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку.[6]
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Оптимальный адаптационный период составляет Один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой "острой" адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы.
А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:
1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник
положительно относится к
2. Средний уровень адаптации. Первоклассник
положительно относится к
3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. [2;34]
Цель социально - педагогической деятельности – создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель может быть достигнута за счёт последовательного решения педагогическим коллективом и психологами школы задач:
1. Выявление особенностей
2. Создание системы психолого-
3. Создание специальных
Итак, для того чтобы помочь ребёнку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогам и психологам необходимо:
1. Знать ребёнка.
2. Настраивать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности.
3. Помогать ребёнку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.
Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе осуществляется работой психолога, социального педагога, классного руководителя, а также ведется работа с семьей для выявления уровня подготовки школьников, в рамках этой работы осуществляются следующие направления деятельности:
1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников. Такая диагностика в течение первого года проводится два раза – на этапе поступления (зачисления) ребенка в школу и в середине первого класса.
2. Развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.
3. Консультативная работа с педагогами и родителями. Она осуществляется психологом, связана, в основном, с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия.
Информация о работе Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе