Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
Охарактеризовать понятие социально – педагогическая деятельность;
Рассмотреть направления социально – педагогической деятельности в начальной школе;

Содержание работы

Введение
2
1. Теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.
4
1.1 Понятие социально – педагогической деятельности.
4
1.2 Направления социально – педагогической деятельности в начальной школе.
8
2. Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе.
14
2.1 Содержание социально – педагогической деятельности по адаптации ребенка в начальной школе.
14
2.2 Модель социально – педагогической деятельности в начальной школе по адаптации ребенка.
17
Заключение
27
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Во втором полугодии первого класса разворачивается работа, направленная, прежде всего на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, и оказание им необходимой помощи. Кроме того, осуществляется серьёзная методическая работа педагогов по совершенствованию процесса и

содержания преподавания с учётом результатов психолого-педагогической диагностики. Таким образом, основные задачи данного этапа работы:

1. Определение уровня школьной  адаптации первоклассников.

2. Создание психолого-педагогических  условий для решения проблем  обучения, поведения и психологического  самочувствия школьников, испытывающих  трудности в процессе школьной  адаптации.

Деятельность педагогов и психологов разворачивается в следующих направлениях:

1. Психолого-педагогическая диагностика  уровня и содержания школьной  адаптации первоклассников.

2. Проведение психолого-педагогического  консилиума по итогам диагностики  с разработкой стратегии и  тактики сопровождения каждого  ребёнка и в первую очередь тех школьников, которые испытывают трудности в адаптации.

3. Проведение просветительской  и консультативной работы с  родителями, индивидуальное консультирование  наиболее трудных случаев.

4. Организация педагогической помощи  школьника, испытывающим трудности в адаптации.

5. Организация социально-психологической  помощи детям, испытывающим трудности  в адаптации.

Цель диагностической работы на данном этапе может быть определена как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

- Определение уровня социально-психологической адаптации учащихся первого класса.

- Выявление группы школьников, испытывающих трудности в адаптации и определение характера и природы синдрома дезадаптации в каждом случае.

- Определение путей оказания помощи детям, испытывающим трудности в процессе адаптации.

- Определение путей и способов психолого-педагогической поддержки школьников, успешно адаптировавшихся в школьной среде.

Содержание диагностической деятельности полностью определяется поставленными задачами и целью психолого-педагогического сопровождения.

Социально-педагогическая ситуация, в которую попадает ребёнок с начала обучения в 1-ом классе, предъявляет определённые требования к уровню развития и содержанию названных выше характеристик. Соответствие психолого-педагогического статуса ребёнка предъявляемым ему школьным требованиям рассматривается нами как показатель адаптации. Недостаточное развитие важнейших характеристик психического состояния и поведения ребёнка, их содержательное несоответствие предъявляемым требованиям будет служить индикатором социально-психологической школьной дезадаптации ребёнка.

Таким образом, на содержательном уровне проводимая диагностическая работа направлена на выявление уровня развития важнейших показателей психолого-педагогического статуса ребенка и их соотнесение с системой школьных требований, предъявляемых к ученику первого класса.

Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе ребёнка и его соответствии школьным требованиям на рассматриваемом этапе сопровождения являются:

- экспертные опросы педагогов и родителей;

- психологическое обследование самих детей;

- анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

На основании изученной литературы по теме исследования можно сделать вывод, что в обеспечение комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса – учителя, родители, психологи, социальные педагоги. Личностные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов малышей с взрослыми, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие педагогов и родителей – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высокими. [2;174]

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев понятие социально – педагогической деятельности выявили, что - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе, по мнению М.Н. Голагузовой.

Выявили различные направления деятельности по созданию эффективной социально – педагогической системы учреждения образования: социально – педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся, социально – педагогическая защита учащихся, социально – педагогическая работа с родителями, социально – педагогическая работа с малообеспеченными и многодетными семьями, социально – педагогическое консультирование, социально – педагогическая профилактика и коррекция, обеспечение социально – педагогической поддержки семьи в развитии личности учащегося, организационно – методическая деятельность, работа по социализации учащихся.

Далее рассмотрели отдельно социализацию учащихся в начальной школе. Появились такие понятия как школьная адаптация - сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе осуществляется работой психолога, социального педагога, классного руководителя, а также ведется работа с семьей для выявления уровня подготовки школьников.  Выявили различные направления по работе социализации первоклассника к начальной школе: психолого-педагогическая диагностика, развивающая психологическая и педагогическая работа, консультативная работа с педагогами и родителями, методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения, психокоррекционная работа, организационно-консультативная работа со школьной администрацией.

Построили модель социально – педагогической деятельности  по адаптации ребенка в начальной школе, которая включает в себя три этапа:

  1. Поступление ребёнка в школу;
  2. Первичная адаптация детей в школе;
  3. Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.

Создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким

 

 

 

 

 

Литература

  1. Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 1998г.
  2. Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.
  3. Голагузова М.Н. Социальная педагогика, М., 1999

2. Диагностическая и коррекционная  работа школьного психолога / Под  ред. И.В. Дубровиной. М., 1987

3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. 1983.

  1. Методика работы социального педагога. Сост. Г.С.Семенов, М 2003
  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1991

6. Никоненко В. К Адаптация первоклассников к школе. // Интернет-ресурс: Netparents. ru., 02.10 2006

7. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы     социального педагога. - М.: ВЛАДОС, 2005. С. 10-15.

8. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова; ТЦ Сфера. – 2005.

9. Иванов А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие/А.В. Иванов и др.; под ред. Проф. А.В. Иванова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и К», 2011. – 424 с.;

  1. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. Пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.;

11. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие. –Гродно: ГрГУ, 2002. – 119 с.

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе