Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 14:44, курсовая работа
Цель: изучить теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
Охарактеризовать понятие социально – педагогическая деятельность;
Рассмотреть направления социально – педагогической деятельности в начальной школе;
Введение
2
1. Теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.
4
1.1 Понятие социально – педагогической деятельности.
4
1.2 Направления социально – педагогической деятельности в начальной школе.
8
2. Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе.
14
2.1 Содержание социально – педагогической деятельности по адаптации ребенка в начальной школе.
14
2.2 Модель социально – педагогической деятельности в начальной школе по адаптации ребенка.
17
Заключение
27
Литература
Во втором полугодии первого класса разворачивается работа, направленная, прежде всего на выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, и оказание им необходимой помощи. Кроме того, осуществляется серьёзная методическая работа педагогов по совершенствованию процесса и
содержания преподавания с учётом результатов психолого-педагогической диагностики. Таким образом, основные задачи данного этапа работы:
1. Определение уровня школьной адаптации первоклассников.
2. Создание психолого-
Деятельность педагогов и психологов разворачивается в следующих направлениях:
1. Психолого-педагогическая
2. Проведение психолого-
3. Проведение просветительской
и консультативной работы с
родителями, индивидуальное
4. Организация педагогической
5. Организация социально-
Цель диагностической работы на данном этапе может быть определена как получение необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
- Определение уровня социально-психологической адаптации учащихся первого класса.
- Выявление группы школьников, испытывающих трудности в адаптации и определение характера и природы синдрома дезадаптации в каждом случае.
- Определение путей оказания помощи детям, испытывающим трудности в процессе адаптации.
- Определение путей и способов психолого-педагогической поддержки школьников, успешно адаптировавшихся в школьной среде.
Содержание диагностической деятельности полностью определяется поставленными задачами и целью психолого-педагогического сопровождения.
Социально-педагогическая ситуация, в которую попадает ребёнок с начала обучения в 1-ом классе, предъявляет определённые требования к уровню развития и содержанию названных выше характеристик. Соответствие психолого-педагогического статуса ребёнка предъявляемым ему школьным требованиям рассматривается нами как показатель адаптации. Недостаточное развитие важнейших характеристик психического состояния и поведения ребёнка, их содержательное несоответствие предъявляемым требованиям будет служить индикатором социально-психологической школьной дезадаптации ребёнка.
Таким образом, на содержательном уровне проводимая диагностическая работа направлена на выявление уровня развития важнейших показателей психолого-педагогического статуса ребенка и их соотнесение с системой школьных требований, предъявляемых к ученику первого класса.
Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе ребёнка и его соответствии школьным требованиям на рассматриваемом этапе сопровождения являются:
- экспертные опросы педагогов и родителей;
- психологическое обследование самих детей;
- анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.
На основании изученной литературы по теме исследования можно сделать вывод, что в обеспечение комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса – учителя, родители, психологи, социальные педагоги. Личностные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов малышей с взрослыми, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие педагогов и родителей – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высокими. [2;174]
Заключение
Рассмотрев понятие социально – педагогической деятельности выявили, что - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе, по мнению М.Н. Голагузовой.
Выявили различные направления деятельности по созданию эффективной социально – педагогической системы учреждения образования: социально – педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся, социально – педагогическая защита учащихся, социально – педагогическая работа с родителями, социально – педагогическая работа с малообеспеченными и многодетными семьями, социально – педагогическое консультирование, социально – педагогическая профилактика и коррекция, обеспечение социально – педагогической поддержки семьи в развитии личности учащегося, организационно – методическая деятельность, работа по социализации учащихся.
Далее рассмотрели отдельно социализацию учащихся в начальной школе. Появились такие понятия как школьная адаптация - сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе осуществляется работой психолога, социального педагога, классного руководителя, а также ведется работа с семьей для выявления уровня подготовки школьников. Выявили различные направления по работе социализации первоклассника к начальной школе: психолого-педагогическая диагностика, развивающая психологическая и педагогическая работа, консультативная работа с педагогами и родителями, методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения, психокоррекционная работа, организационно-консультативная работа со школьной администрацией.
Построили модель социально – педагогической деятельности по адаптации ребенка в начальной школе, которая включает в себя три этапа:
Создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высоким
Литература
2. Диагностическая и
3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. 1983.
6. Никоненко В. К Адаптация первоклассников к школе. // Интернет-ресурс: Netparents. ru., 02.10 2006
7. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М.: ВЛАДОС, 2005. С. 10-15.
8. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова; ТЦ Сфера. – 2005.
9. Иванов А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие/А.В. Иванов и др.; под ред. Проф. А.В. Иванова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и К», 2011. – 424 с.;
11. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие. –Гродно: ГрГУ, 2002. – 119 с.
Информация о работе Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе