Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.
Задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
Охарактеризовать понятие социально – педагогическая деятельность;
Рассмотреть направления социально – педагогической деятельности в начальной школе;

Содержание работы

Введение
2
1. Теоретические аспекты организации социально – педагогической деятельности в начальной школе.
4
1.1 Понятие социально – педагогической деятельности.
4
1.2 Направления социально – педагогической деятельности в начальной школе.
8
2. Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе.
14
2.1 Содержание социально – педагогической деятельности по адаптации ребенка в начальной школе.
14
2.2 Модель социально – педагогической деятельности в начальной школе по адаптации ребенка.
17
Заключение
27
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

4. Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется педагогами, совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса первоклассников.

5. Психокоррекционная работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации.

Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребёнка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы.

6. Организационно-консультативная работа со школьной администрацией, направленная на совершенствование процесса управления учебно-воспитательным процессом, создание социальных и педагогических школьных условий, способствующих успешной адаптации. [1;178]

    1. Модель социально – педагогической деятельности по адаптации в начальной школе

Все обозначенные выше направления работы в рамках социально – педагогической деятельности на этапе школьной адаптации наполняются конкретным содержанием в соответствии с тем или иным этапом работы. В целом теоретически, могут быть выделены следующие основные этапы:

Первый этап – поступление ребёнка в школу. Он начинается в марте – апреле месяце одновременно с записью (или отбором) детей в школу и заканчивается в начале сентября месяца. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической  диагностики, направленной на определение  школьной готовности ребёнка. Как  правило, диагностика состоит из  двух составных частей. Сначала  осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне  психологической готовности и сформированности некоторых учебных навыков у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй диагностический тур. Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев, второй диагностический срез осуществляется в конце лета – начале июня. Такая уточняющая диагностика более эффективна осенью, перед началом обучения или в первые недели занятий.

2. Проведение групповых и индивидуальных  консультаций родителей будущих  первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ сообщить родителям некоторую полезную информацию по организации последних месяцев жизни ребёнка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации, прежде всего, проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности в приспособлении к школе.

3. Групповая консультация педагогов  будущих первоклассников, носящая  на данном этапе общий ознакомительный  характер.

4. Проведение психолого-педагогического  консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является  выработка и реализация определённого  подхода к комплектованию классов.

Первая задача – выявить уровень его готовности к школьному обучению и те индивидуальные особенности, общения, поведения, которые необходимо учесть в процессе обучения и общения в школьной среде.

Вторая задача – по возможности скомпенсировать, устранить, восполнить пробелы, то есть повысить уровень школьной готовности к моменту прихода в первый класс.

Третья – продумать стратегию и тактику обучения ребёнка с учётом выявленных особенностей и возможностей. В соответствии с этим можно выделить и основные направления работы:

- психолого-педагогическая диагностика;

- консультирование и просвещение родителей;

- консультирование педагогов по вопросам комплектования класса и обучения отдельных учеников.

В настоящее время проблема школьной готовности глубоко проработана в отечественной педагогической и психологической литературе. Готовность к школе – сложный целостный феномен, характеризующий психофизиологическое состояние будущего школьника в целом.

 Второй этап – первичная адаптация детей в школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа – с сентября по январь - предполагается:

1. Проведение консультативной и  просветительской работы с родителями  первоклассников, направленной на  ознакомление взрослых с основными  задачами и трудностями периода  первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Проведение групповых и индивидуальных  консультаций педагогов по выработке  единого подхода к отдельным  детям и единой системы требований  к классу со стороны различных  педагогов, работающих с классом.

3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

4. Организация педагогической поддержки школьников.

Такая работа проводится, как правило, воспитателями, педагогами во внеурочное время. Основной формой её проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определённой логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.

5. Организация групповой развивающей  работы с детьми, направленная  на повышение уровня их школьной  готовности, социально-психологическую  адаптацию в новой системе взаимоотношений. Такая групповая работа строится как продуманная система занятий с фиксированной мини-группой школьников (не более 10-ти человек).

6. Аналитическая работа, направленная  на осмысление итогов деятельности  педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

Как уже говорилось выше, термином "первичная адаптация" обозначается период, длящийся ориентировочно первое полугодие обучения в школе. Именно на этот период приходится основная работа педагогического коллектива, психологов, родителей школьников, направленная на быстрейшее привыкание детей к школе, приспособление к ней как среде своего развития и жизнедеятельности. Психолого-педагогическое сопровождение в этот период руководствуется следующими задачами:

- создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе, их всестороннего социально-нравственного развития (создание сплочённого классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);

- повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;

- адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников.

Соответственно выделяются и основные направления работы:

1. Консультирование и просвещение  педагогов.

2. Консультирование и просвещение  родителей.

3. Педагогическая развивающая работа по социально-психологической адаптации.

4. Психологическая развивающая  работа по повышению уровня  школьной готовности.

5. Методическая педагогическая  работа по анализу и модификации  процесса обучения с учётом  данных о возможностях и перспективах  обучения конкретных учеников.

Остановимся на содержании трёх последних направлениях деятельности педагогов и психологов.

Педагогическая поддержка первоклассников в период первичной адаптации.

Педагогическая поддержка – помощь учащимся в преодолении того или иного препятствия, трудности, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. [4;92]

Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам, где ведущая роль принадлежит учителю. С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера учитель может помочь ребёнку в успешной адаптации. Игра – важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

Рекомендуется применять следующие игровые методы и упражнения: психофизические упражнения и игры, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности; подвижные игры и игры, развивающие "комплекс произвольности", которые пробуждают активность ребёнка, его сообразительность, ловкость, быстроту реакции, дисциплинируют, сплачивают играющих; игры – драматизации, психокоррекционные упражнения для работы с детскими страхами, отрицательными эмоциональными состояниями и переживаниями, развивающие воображение, фантазию, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений.

Все указанные выше игровые методы и упражнения можно использовать как во время уроков, на переменах, прогулках, так и на специально организованных занятиях.

Перемены и прогулки целесообразно заполнять подвижными играми.

Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими упражнениями. При чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные движения, происходит взаимоусиление влияния на ребёнка и той и другой деятельности, что в свою очередь ведёт к улучшению его общения со сверстниками. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они делаются спокойнее и доступнее.

Психологическая развивающая работа на этапе первичной адаптации первоклассников.

Цель развивающей деятельности на данном этапе обучения в общем виде – создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения. Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:

1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе.

2. Развитие у детей социальных  и коммуникативных умений, необходимых  для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

3. Формирование устойчивой учебной  мотивации на фоне позитивной  Я – концепции детей, устойчивой  самооценки и низкого уровня  школьной тревожности.

Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определённых психологических феноменов. Кроме того, их реализация возможна при тщательном продумывании содержания и организации развивающей деятельности.

Возможны две формы организации развивающей работы: индивидуальная и групповая.

Начало развивающей работы с первоклассниками на этапе адаптации приходится ориентировочно на конец октября – начало ноября.

Методическая работа педагогов в первом классе строится на основе системы психолого-педагогических требований к содержанию статуса учащихся первого класса и имеет два основных направления.

Первое - анализ и переработка существующих учебных программ с точки зрения содержания данных требований и результатов психолого-педагогической диагностики конкретных школьников.

Второе – оказание психолого-педагогической помощи отдельным школьникам. Это направление работы разворачивается по итогам диагностик уровня адаптации первоклассников.

Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия первого класса и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической  диагностики, направленной на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.

2. Индивидуальное и групповое  консультирование и просвещение  родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками и детьми данного возраста в целом.

4. Организация педагогической помощи  детям, испытывающим различные трудности  в обучении и поведении с  учётом данных психодиагностики.

Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

5. Организация групповой психокоррекционной  работы со школьниками, испытывающими  трудности в обучении и поведении.

6. Аналитическая работа, направленная  на осмысление результатов проведённой  в течение полугодия и года  в целом работы.

Информация о работе Организация социально – педагогической деятельности в начальной школе