Основные этические принципы деятельности психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить специалистам практическим руководством при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психологов. Кодекс призван оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, защитить психологов и психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Содержание работы

1. Основные этические принципы деятельности психолога (РФ) 3
2. Этический кодекс Европейской федерации психоаналитической психотерапии 6
3. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных этических кодексов 14
4. Направления деятельности психолога в учреждениях образования 18

Файлы: 1 файл

отчет по практике.docx

— 56.35 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский  государственный университет 

Факультет психологии 

Отчет по учебно-ознакомительной практике за 1 курс

 
 
 
 

                    Выполнила: Горелая В.Б.

                    студентка группы ПЗВ-415

                    Проверила: Конева О.Б.,

                    канд. псих. наук,

                    доцент  кафедры «Общая психология» 
                     
                     
                     
                     
                     

                       

   Челябинск, 2011.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Основные этические принципы деятельности психолога (РФ)  3

2. Этический кодекс Европейской федерации психоаналитической психотерапии 6

3. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных этических кодексов 14

4. Направления  деятельности психолога в учреждениях  образования 18

 

  1. Основные этические принципы деятельности психолога (РФ)

   Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и  обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить специалистам практическим руководством при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психологов. Кодекс призван  оградить общество от нежелательных  последствий бесконтрольного и  неквалифицированного использования  психологических знаний, защитить психологов и психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской  конвенцией «О правах ребенка» и действующим  Российским законодательством.

   Данный  Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности психолога. К ним относятся клиническая  и консультативная психологическая  практика, диагностика, обучение, тренинг  и супервизорство, создание тестовых и измерительных методик, обучающее консультирование, организационное консультирование, проведение социальных вмешательств и другие подобные занятия.

   При приеме на работу в образовательные  учреждения психолога необходимо знакомить  с Этическим кодексом. Условия  соблюдения Кодекса могут быть включены в текст трудового договора с  педагогом-психологом системы образования. Соответствие деятельности психолога  положениям Этического кодекса является необходимым условием при аттестации специалиста. В ходе аттестации факты  грубого нарушения Этического кодекса  могут быть квалифицированы как  несоответствие занимаемой должности, и повлечь за собой меры, предусмотренные  трудовым законодательством. Для решения  спорных этических вопросов создается  этическая комиссия в составе  областного научно-методического совета службы практической психологии образования.

   Этические принципы призваны обеспечить:

  • решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; 
  • защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие. 
  • сохранение доверия между психологом и клиентом;
 

 Основными этическими принципами являются:

   Данные  принципы согласуются с профессиональными  стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

   1. ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

   Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному  или случайному разглашению, а в  ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование  против интересов клиентов. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

   Если  информация, полученная от клиента, запрашивается  экспертами (для решения вопроса  о компетентности психолога во время  его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей  идентификацию личности клиента  экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности. 
Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом. 
На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

   2. ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ

   Психолог  четко определяет и учитывает  границы собственной компетентности. 
Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

   3. ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ

   Психолог  осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством. 
Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

   4. ПРИНЦИП ЭТИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАВОМОЧНОСТИ

   Психолог  планирует и проводит исследования в соответствии с действующим  законодательством и профессиональными  требованиями к проведению психологической  деятельности.

   5. ПРИНЦИП КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ПРОПАГАНДЫ ПСИХОЛОГИИ

   В любых сообщениях, предназначенных  для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для  специалистов. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

   6.ПРИНЦИП БЛАГОПОЛУЧИЯ КЛИЕНТА

   В своих профессиональных действиях  психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов  образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога  вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти  конфликты, руководствуясь принципом  «не навреди». Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

   7. ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ

   Работа  психолога основывается на праве  и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам  их работы независимо от собственных  теоретических и методических предпочтений. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

   8. ПРИНЦИП ИНФОРМИРОВАНИЯ КЛИЕНТА О ЦЕЛЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ

   Психолог  информирует клиента о целях  и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах  и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение  об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура  осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

   В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные  суждения и оценивает различные  аспекты ситуации в форме, исключающей  ограничение свободы клиента  в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической  помощи должен строго соблюдаться принцип  добровольности со стороны клиента. 
Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык. 
Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента. В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.

   2. Этический кодекс Европейской федерации психоаналитической психотерапии

   Принципы  профессиональной этики  психотерапевта

   I. Профессиональная компетентность. Психотерапевт должен оказывать только профессионально компетентную помощь и осознавать пределы собственной компетентности. Психотерапевту следует прилагать усилия, чтобы обогащать свои знания и совершенствовать практические навыки. Жизненные стрессы и болезни психотерапевта, ослабляющие его профессиональную компетентность, должны быть им своевременно осознаны; в связи с ними должны быть предприняты соответствующие меры. Следует воздерживаться от оказания профессиональных услуг, когда актуальное состояние психотерапевта может оказать негативное влияние на терапевтический процесс.

   II. Уважение личности и отсутствие дискриминации. Психотерапевт должен осознавать собственные ценности и убеждения, и не навязывать их пациентам. Психотерапевту следует оказывать психотерапевтическую помощь пациентам, а также способствовать профессиональному развитию студентов и коллег, с уважением и заботой. Дискриминация на основании возраста, нетрудоспособности, национальной или религиозной принадлежности, пола, сексуальной ориентации или социально-экономического положения, а также на других основаниях - противоречит этике психотерапии.

   III. Информированное согласие. Терапевтические отношения между пациентом и психотерапевтом основываются на доверии и информированном согласии. В ходе первичных интервью пациентов следует проинформировать об особенностях психоаналитической психотерапии и других видах помощи. Психотерапевт должен в тактичной форме достичь согласия с пациентом по поводу времени встреч, оплаты и других правил и обязательств. Если пациентом является ребенок, то, принимая во внимание его возраст, необходимо достигнуть дополнительных соглашений с родителями или опекунами.

   IV. Конфиденциальность. Конфиденциальность информации, раскрытой пациентом в общении с психотерапевтом, является основным правом пациента и неотъемлемой частью эффективной психотерапии и исследовательской деятельности. Психотерапевт должен предпринять все необходимые меры, чтобы не нарушить права пациента (в том числе бывшего) на конфиденциальность. Психотерапевт не имеет права обсуждать полученную от пациента информацию вне рамок терапевтического, консультативного, супервизорского и образовательного контекста. Если психотерапевт использует материал случая в обсуждениях с коллегами с консультативными, образовательными или научными целями, данные о личности и жизни пациента должны быть существенно изменены для того, чтобы пациент не мог быть узнан. При презентации случая в письменной форме следует получить разрешение пациента посредством открытого обсуждения целей такой презентации, ее пользы для пациента и вероятности быть узнанным; при этом пациента следует проинформировать о праве на отказ.

   V. Честность. Честность лежит в основе терапевтических отношений в психоаналитической психотерапии. Осознавая сложности человеческого общения и терапевтических отношений, психотерапевт должен взаимодействовать с пациентами и их семьями (в случае, когда пациентом является ребенок или подросток), студентами и коллегами честно и достаточно открыто.

Информация о работе Основные этические принципы деятельности психолога