Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:53, контрольная работа
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить специалистам практическим руководством при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психологов. Кодекс призван оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, защитить психологов и психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
1. Основные этические принципы деятельности психолога (РФ) 3
2. Этический кодекс Европейской федерации психоаналитической психотерапии 6
3. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных этических кодексов 14
4. Направления деятельности психолога в учреждениях образования 18
3.
Сексуальные отношения между
психотерапевтом и пациентом
(бывшим пациентом), родителями (опекунами)
несовершеннолетнего пациента
4.
Физические прикосновения, за
исключением рукопожатия,
5.
Психотерапевт не должен
6.
Льготная оплата
7.
Психотерапевт не должен
VII. Научные обязательства
1.
Психотерапевту следует
2.
Неэтично использовать
VIII. Охрана профессионального сообщества и общества в целом от некомпетентности
IX. Социальная ответственность
Правила отношений терапевта и клиента
Если
в Европейских странах
3. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных этических кодексов
Отечественные этические кодексы психологов, относящихся к разным сферам, в том числе к образованию, консультированию, терапии и диагностике, с годами все больше приближаются к своим зарубежным аналогам. Но у каждого кодекса пока сохраняются свои специфические черты. Так в зарубежных кодексах прослеживается большее количество упоминаний таких принципов, как честность, запрет на эксплуатацию клиента и отсутствие дискриминации. В отечественных вариантах все эти моменты чаще всего находят свое отражение в принципе благополучия клиента, но внимание на них не акцентируется. Отмечается лишь, что в своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права клиентов.
В отечественном кодексе появляется в отличие от зарубежного такой специфический принцип, как «Квалифицированная пропаганда психологии». Он подразумевает, что в любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Нельзя сказать, что он является совершенно новым, скорее стоит отметить, что его впервые выделили в отдельный, самостоятельный принцип. В зарубежных кодексах он является частью принципа профессиональной компетентности, хотя четко выделить его там зачастую не представляется возможным.
Теперь хотелось бы уделить внимание частным вопросам, связанным с этическими принципами работы отечественного и зарубежного психолога в качестве диагноста.
В кодексе профессиональной этики психолога-диагноста особое внимание должно быть уделено критическим ситуациям, в которых могут иметь место конфликты ценностей, как, например, в отношениях между развитием науки на благо человечества и защитой прав и благополучия отдельных индивидов. Рассмотрим основные этические проблемы, которые уже нашли определенное решение в западной психологии.
Кроме того, возрастающая сложность психологических знаний неизбежно приводит к усилению специализации в психологии. В этом процессе зарубежные специалисты по психологическому тестированию все больше и больше сосредоточивают свое внимание на техническом совершенствовании тестов и опросников и утрачивают контакты с тем, что происходит в смежных отраслях науки, таких, как педагогика, детская психология, психология индивидуальных различий и генетическая психология. Однако оценки по тесту могут быть правильно поняты только в свете всех соответствующих знаний относительно тех областей психики, которые тест должен измерить.
Отечественным психологам свойственны заблуждения иного рода: использование непроверенных методик, пригодных лишь для лабораторного экспериментального исследования, в практических целях, не использовать технику, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в отдельных областях. Кроме того, на Западе видят различие, существующее между психологом, работающим в системе научных или государственных учреждений, например, в школе, университете, клинике или государственных органах, и психологом, занятым самостоятельной практической деятельностью. Поскольку независимый психолог-практик менее подчинен оценкам и суждениям квалифицированных коллег, чем психолог, работающий в учреждении, он, по представлениям Американской психологической ассоциации, должен отвечать более высоким требованиям к профессиональной квалификации. Это же справедливо и в отношении психологов, ответственных за контроль над другими учрежденческими психологами или консультирующих этих психологов.
Полезный зарубежный опыт состоит также в том, что для повышения профессиональных норм и качества психологического обследования населения квалифицированным психологам предоставляются лицензии и удостоверения.
2. Использование диагностических методик. Право приобретения и последующего использования методик диагностики должно предоставляться лицам, имеющим определенную квалификацию. Но сегодня приобретать их могут все. В зарубежных этических кодексах предлагается ограничить распространение диагностических методик. Это ограничение имеет двоякую цель: неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения. Доступ к таким методам должен быть ограничен теми людьми, кто имеет профессиональную заинтересованность и гарантирует их правильное использование. Диагностические оценки, как и сами методики, передаются только лицам, которые способны их интерпретировать и использовать надлежащим образом.
Другие профессиональные обязательства должны быть связаны с продажей психологических методик, осуществляемой их авторами и разработчиками, а также издателями. Недопустимы какие-либо заявления относительно достоинств методики при отсутствии достаточных объективных оснований. Другим, распространенным на Западе, но не отвечающим профессиональным требованиям видом деятельности является тестирование по почте, заочно. Выполнение индивидом каких-либо тестов способностей или тестов личности не может быть правильно оценено с помощью тестовых бланков, высылаемых ему по почте и по почте же отправляемых обратно для оценки и интерпретации. Такой способ не только не обеспечивает контроля за соблюдением условий тестирования, но предполагает также интерпретацию тестовых оценок в отсутствие другой, относящейся к индивиду информации. При таких обстоятельствах тестовые результаты не только могут оказаться бесполезными, но и принесут вред.
3. Обеспечение тайны результатов обследования. Вопрос, возникающий в особенности в связи с использованием личностных тестов, касается посягательства на тайну личности. Для зарубежных диагностов это больной вопрос, поскольку о сущности некоторых тестов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные особенности, а также установки личности, субъекту не сообщается, он может проявить такие черты в ходе тестирования, не осознавая, что он это делает. Хотя лишь немногие тесты замаскированы и неуловимы настолько, чтобы попасть в эту категорию; существование таких непрямых методов диагностирования налагает серьезную ответственность на использующих их психологов. Для эффективности обследования, может быть, необходимо держать испытуемого в неведении относительно специфических способов, которыми должны интерпретироваться его ответы на любой тест. Однако личность не должна подвергаться какому-либо обследованию обманным путем.
Информация о работе Основные этические принципы деятельности психолога