Основные этические принципы деятельности психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить специалистам практическим руководством при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психологов. Кодекс призван оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, защитить психологов и психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Содержание работы

1. Основные этические принципы деятельности психолога (РФ) 3
2. Этический кодекс Европейской федерации психоаналитической психотерапии 6
3. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных этических кодексов 14
4. Направления деятельности психолога в учреждениях образования 18

Файлы: 1 файл

отчет по практике.docx

— 56.35 Кб (Скачать файл)

   3. Сексуальные отношения между  психотерапевтом и пациентом  (бывшим пациентом), родителями (опекунами)  несовершеннолетнего пациента или  членами его семьи, независимо  от того, кем они инициированы, являются грубым нарушением профессиональной  этики. Установление личных или  интимных отношений и брак  между психотерапевтом и пациентом  или родителем (опекуном) пациента  детского или подросткового возраста  возможен не ранее чем через  3 года после завершения терапевтических  отношений.

   4. Физические прикосновения, за  исключением рукопожатия, также  не приветствуются в рамках  психотерапии. Если прикосновения  имеют место, независимо от  того, с чьей стороны - пациента  или психотерапевта - это тревожный  сигнал для психотерапевта. В  этом случае необходимо задуматься  об опасности данной ситуации  для терапевтического процесса  и обратиться за консультацией  к супервизору или коллеге.  Если пациентом является ребенок,  не достигший подросткового возраста, прикосновения между психотерапевтом  и пациентом могут иметь место  в ходе игры. Если ребенок проявляет  разрушительные действия или  его поведение выходит из под  контроля, его следует сдержать. Психотерапевт должен быть внимательным  к тем многочисленным смыслам,  которые может нести для ребенка  физической контакт. Может оказаться  полезным обсуждение таких ситуаций  с родителями или опекунами.  В случае, если ситуация вызывает  беспокойство, психотерапевту следует  обратиться за консультацией.

   5. Психотерапевт не должен участвовать  в каких-либо финансовых отношениях  с пациентом, а также с родителями (опекунами) несовершеннолетнего  пациента, за исключением оплаты  консультативных или психотерапевтических  услуг. Также неэтично использовать  информацию, предоставленную пациентом  или родителями (опекунами), с целью  получения финансовой или другой  личной выгоды.

   6. Льготная оплата психотерапевтических  сеансов никоим образом не  дает права на снижение профессиональных  и этических требований к психотерапевтической  работе.

   7. Психотерапевт не должен использовать  свой профессиональный статус  или руководящий пост в организации  для какой-либо эксплуатации пациентов,  членов их семей и студентов.  Отношения психотерапевта и пациента  не могут совмещаться с отношениями  преподаватель-студент и супервизор-супервизируемый. В ходе психотерапии следует избегать каких-либо других отношений с пациентами, а профессиональный контакт вне терапевтической ситуации должен быть сведен к минимуму.

   VII. Научные обязательства

   1. Психотерапевту следует соблюдать  меры предосторожности в использовании  клинического материала, соблюдая  право пациента на тайну его  личной жизни. В случаях, когда  пациентом является ребенок, право  на конфиденциальность распространяется  также на родителей (опекунов). Особенно осторожно следует относиться  к использованию материала пациентов,  проходящих психотерапию в текущий  момент.

   2. Неэтично использовать фальсифицированные  материалы в публичных презентациях  или публикациях. Психотерапевту  следует быть осторожным при  изменении клинического материала,  чтобы не ввести в заблуждение  коллег и не фальсифицировать  факты клинической действительности  и свои выводы. Вместе с тем,  клинические данные должны быть  изменены настолько, чтобы идентификация  пациента была невозможна.

   VIII. Охрана профессионального сообщества и общества в целом от некомпетентности

  1. Психотерапевту следует обращаться за консультацией к супервизору или другим коллегам в случаях, когда в терапевтическом процессе возникают серьезные трудности.
  2. Если пациент, родители (опекуны) пациента или коллеги психотерапевта считают, что последнему требуется консультация, то это мнение должно быть принято психотерапевтом к сведению и с уважением рассмотрено.
  3. Этично консультировать пациента другого психотерапевта или смежного специалиста, если пациент нуждается в такой консультации. Психотерапевт должен воздерживаться от необоснованных комментариев, которые могут повредить репутации коллеги. Вместе с тем, психотерапевт должен признавать право пациента узнать мнение другого специалиста и получить соответствующую его состоянию помощь. Психотерапевт может корректно высказать свое мнение относительно характера существующих отношений и того, в какой степени оказываемая помощь соответствует потребностям и состоянию пациента.
  4. Если у психотерапевта есть основания полагать, что другой психотерапевт, являющийся членом ОПП, нарушает профессиональную этику, он может попытаться прояснить ситуацию посредством личного обсуждения с этим психотерапевтом или прибегнуть к консультациям с другими коллегами. Если это не приводит к разрешению проблемы или если имеет место явное нарушение профессиональной этики, психотерапевт должен сообщить о факте нарушения в Комитет по этике ОПП.
  5. В случаях, когда психотерапевт понимает, что пациент может нанести серьезный физический вред себе, психотерапевту или третьему лицу, он должен предпринять необходимые меры по предотвращению этого, т.е. в случае необходимости может нарушить конфиденциальность пациента, но только до той степени, в какой это необходимо для предотвращения вреда.
  6. Если пациентом является ребенок и психотерапевт узнает о факте нанесения серьезного вреда пациенту или сталкивается с потенциальной возможностью таких действий, психотерапевт должен предпринять необходимые меры. В данных обстоятельствах нарушение конфиденциальности должно быть сведено к минимуму, необходимому для предотвращения опасности для ребенка. В случае вскрытия факта физического или сексуального насилия психотерапевт должен проинформировать об этом родителей (опекунов) пациента.

   IX. Социальная ответственность

  1. Психотерапевту следует соблюдать право пациента на конфиденциальность во всех смыслах: правовом, гражданском, административном. Он должен позаботиться о том, чтобы записи о работе с пациентами не могли попасть в руки посторонних лиц, а также соблюдать все этические правила сохранения тайны частной жизни.
  2. Психотерапевту следует поддерживать законы и социальную политику, которые действуют в интересах пациентов и содействуют психическому здоровью в обществе.
  3. Психотерапевту следует вкладывать свое время и способности (при необходимости даже при отсутствии денежного вознаграждения) в клиническую, консультативную и образовательную деятельность, имеющую своей целью увеличение профессионализма в сфере психического здоровья и улучшение качества жизни людей.

   Правила отношений терапевта и клиента

   Если  в Европейских странах юридически утвержден "Этический кодекс психотерапевта", то в нашей стране правила этики, принятые в среде профессионалов, действуют негласно. Непрофессионала от настоящего профессионального психолога отличает, в частности, соблюдение этих правил.

   3. Сравнительный анализ  отечественных и  зарубежных этических  кодексов 

   Отечественные этические кодексы психологов, относящихся к разным сферам, в том числе к образованию, консультированию, терапии и диагностике, с годами все больше приближаются к своим зарубежным аналогам.  Но  у каждого кодекса пока сохраняются свои специфические черты. Так в зарубежных кодексах прослеживается большее количество упоминаний таких принципов, как честность, запрет на эксплуатацию клиента и отсутствие дискриминации. В отечественных вариантах все эти моменты чаще всего находят свое отражение в принципе благополучия клиента, но внимание на них не акцентируется. Отмечается лишь, что в своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права клиентов.

   В отечественном кодексе появляется в отличие от зарубежного такой специфический принцип, как «Квалифицированная пропаганда психологии». Он подразумевает, что в любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Нельзя сказать, что он является совершенно новым, скорее стоит отметить, что его впервые выделили в отдельный, самостоятельный принцип. В зарубежных кодексах он является частью принципа профессиональной компетентности, хотя четко выделить его там зачастую не представляется возможным.

   Теперь  хотелось бы уделить внимание частным  вопросам, связанным с этическими принципами работы отечественного и зарубежного психолога в качестве диагноста.

   В кодексе профессиональной этики  психолога-диагноста особое внимание должно быть уделено критическим ситуациям, в которых могут иметь место конфликты ценностей, как, например, в отношениях между развитием науки на благо человечества и защитой прав и благополучия отдельных индивидов. Рассмотрим основные этические проблемы, которые уже нашли определенное решение в западной психологии.

  1. Уровень квалификации людей, применяющих диагностические методики. Требование, чтобы диагностические методики применялись только достаточно квалифицированными экспериментаторами, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования. Конечно, необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики. Психолог должен хорошо знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и быть способен оценить технические параметры таких ее характеристик, как нормы, надежность и валидность. Известно, что результаты диагностирования чувствительны ко множеству условий его проведения. Поэтому психодиагност делает выводы или дает рекомендации только после рассмотрения диагностической оценки (или оценок) в свете другой касающейся индивида информации. Главное же, он должен быть достаточно осведомлен в психологии, чтобы уберечься от неоправданных выводов в своей интерпретации полученных оценок.

   Кроме того, возрастающая сложность психологических  знаний неизбежно приводит к усилению специализации в психологии. В этом процессе зарубежные специалисты по психологическому тестированию все больше и больше сосредоточивают свое внимание на техническом совершенствовании тестов и опросников и утрачивают контакты с тем, что происходит в смежных отраслях науки, таких, как педагогика, детская психология, психология индивидуальных различий и генетическая психология. Однако оценки по тесту могут быть правильно поняты только в свете всех соответствующих знаний относительно тех областей психики, которые тест должен измерить.

   Отечественным психологам свойственны заблуждения иного рода: использование непроверенных методик, пригодных лишь для лабораторного экспериментального исследования, в практических целях, не использовать технику, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в отдельных областях. Кроме того, на Западе видят различие, существующее между психологом, работающим в системе научных или государственных учреждений, например, в школе, университете, клинике или государственных органах, и психологом, занятым самостоятельной практической деятельностью. Поскольку независимый психолог-практик менее подчинен оценкам и суждениям квалифицированных коллег, чем психолог, работающий в учреждении, он, по представлениям Американской психологической ассоциации, должен отвечать более высоким требованиям к профессиональной квалификации. Это же справедливо и в отношении психологов, ответственных за контроль над другими учрежденческими психологами или консультирующих этих психологов.

   Полезный  зарубежный опыт состоит также в том, что для повышения профессиональных норм и качества психологического обследования населения квалифицированным психологам предоставляются лицензии и удостоверения.

   2. Использование диагностических  методик. Право приобретения и последующего использования методик диагностики должно предоставляться лицам, имеющим определенную квалификацию. Но сегодня приобретать их могут все. В зарубежных этических кодексах предлагается ограничить распространение диагностических методик. Это ограничение имеет двоякую цель: неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения. Доступ к таким методам должен быть ограничен теми людьми, кто имеет профессиональную заинтересованность и гарантирует их правильное использование. Диагностические оценки, как и сами методики, передаются только лицам, которые способны их интерпретировать и использовать надлежащим образом.

   Другие  профессиональные обязательства должны быть связаны с продажей психологических  методик, осуществляемой их авторами и  разработчиками, а также издателями. Недопустимы какие-либо заявления относительно достоинств методики при отсутствии достаточных объективных оснований. Другим,  распространенным  на  Западе,  но  не  отвечающим  профессиональным требованиям видом деятельности является тестирование по почте, заочно. Выполнение индивидом каких-либо тестов способностей или тестов личности не может быть правильно оценено с помощью тестовых бланков, высылаемых ему по почте и по почте же отправляемых обратно для оценки и интерпретации. Такой способ не только не обеспечивает контроля за соблюдением условий тестирования, но предполагает также интерпретацию тестовых оценок в отсутствие другой, относящейся к индивиду информации. При таких обстоятельствах тестовые результаты не только могут оказаться бесполезными, но и принесут вред.

   3. Обеспечение тайны  результатов обследования. Вопрос, возникающий в особенности в связи с использованием личностных тестов, касается посягательства на тайну личности. Для зарубежных диагностов это больной вопрос, поскольку о сущности некоторых тестов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные особенности, а также установки личности, субъекту не сообщается, он может проявить такие черты в ходе тестирования, не осознавая, что он это делает. Хотя лишь немногие тесты замаскированы и неуловимы настолько, чтобы попасть в эту категорию; существование таких непрямых методов диагностирования налагает серьезную ответственность на использующих их психологов. Для эффективности обследования, может быть, необходимо держать испытуемого в неведении относительно специфических способов, которыми должны интерпретироваться его ответы на любой тест. Однако личность не должна подвергаться какому-либо обследованию обманным путем.

Информация о работе Основные этические принципы деятельности психолога