VI.
Запрет на эксплуатацию пациента.
В связи с тем, что пациент достаточно
уязвим в неравных отношениях с психотерапевтом,
психотерапевт не должен каким-либо образом
эксплуатировать пациента и членов его
семьи. Психотерапевт должен избегать
двойных отношений с пациентами. Сексуальные
отношения между психотерапевтом и пациентом
или членами семьи последнего являются
грубым нарушением профессиональной этики.
VII.
Научные обязательства. Психотерапевту
следует способствовать развитию научных
и клинических знаний и повышению образовательного
уровня студентов и коллег. Исследования
следует проводить в соответствии с принципами
клинического и научного исследования.
При проведении исследований особую осторожность
следует соблюдать при использовании
клинического материала. Данные предосторожности
касаются соблюдения прав пациента на
конфиденциальность и сведения к минимуму
возможности вреда пациенту.
VIII.
Охрана профессионального сообщества
и общества в целом от некомпетентности.
Психотерапевту следует постоянно оценивать
свою способность к осуществлению профессиональной
деятельности, прибегать к консультациям
коллег в ситуации серьезных сомнений
и затруднений и давать обратную связь
относительно состояния и способностей
к профессиональной деятельности своих
коллег.
IX.
Социальная ответственность. Психотерапевту
следует осуществлять профессиональную
деятельность в соответствии с законами,
которые действуют в интересах пациента
и общественного блага в целом.
Стандарты
профессиональной этики
психотерапевта
Общество
психоаналитической психотерапии признает
всю сложность отношений психотерапевта
и пациента, а также противоречивые
ожидания относительно психотерапевтической
помощи в современном обществе. Кроме
того, эта сложность возрастает,
когда пациентом является ребенок и его
родители или опекуны оказываются в некоторой
степени вовлеченными в терапевтический
процесс. Для реализации вышеприведенных
принципов были созданы нижеприведенные
стандарты, которые могут служить в качестве
руководства к действию. Стандарты демонстрируют
формы профессионального взаимодействия
и практики, которые приняты большинством
психотерапевтов как проверенные временем
и морально соответствующие их профессиональной
деятельности.
I.
Профессиональная компетентность
1.
Психотерапевт должен заниматься
практикой, которая не выходит
за пределы его компетентности,
то есть практикой, основанной
на полученном образовании, специальной
подготовке и профессиональном
опыте. Психотерапевту следует
стремиться приобретать новые
знания и навыки, необходимые
в работе с различными категориями
пациентов. Постоянная самопроверка
и рефлексия психотерапевта, а
также обращение за супервизией
и консультациями к коллегам при возникновении
трудностей является важной частью профессионального
развития.
2.
Следует придерживаться обоснованных
теоретических принципов и техник,
а также использовать возможность
обмена знаниями и консультаций
с другими специалистами –
с психоаналитиками, психотерапевтами
и специалистами смежных направлений.
3.
Психотерапевт должен постоянно
отслеживать уровень собственной
профессиональной компетентности
и, когда это необходимо, предпринимать
шаги по ее повышению. Психотерапевт
должен стремиться получать обратную
связь от своих коллег, которая
бы позволяла регулярно оценивать
уровень собственной профессиональной
компетентности.
4.
Психотерапевт должен воздерживаться
от оказания профессиональных
услуг в тех случаях, когда
в силу каких-либо причин (например,
жизненных обстоятельств или
проблем со здоровьем) существует
вероятность нанесения вреда
пациентам. В данных обстоятельствах
психотерапевту следует обратиться
за консультацией к коллегам
или врачам для определения
способности к осуществлению
работы и предпринять адекватные
меры для исправления нарушений
в своей способности к психотерапевтической
деятельности.
5.
Неотъемлемой частью профессионализма
в области психотерапии является
следование профессиональной этике.
Знание членами ОПП Этического
кодекса должно позволять им
самостоятельно определять, какие
части кодекса применимы к
той или иной конкретной ситуации
и учитывать любые возможные
противоречия между различными
аспектами профессиональной деятельности.
В
случае сомнения в том, является ли
какая-либо потенциальная или действительная
ситуация нарушением профессиональной
этики, следует проконсультироваться
с компетентным психотерапевтом, разбирающимся
в вопросах профессиональной этики или
обратиться за консультацией в Комитет
по этике.
II.
Уважение личности и отсутствие дискриминации
1.
Психотерапевт должен стремиться
осознавать собственные ценности,
установки и стереотипы и с
уважением относиться к личным
ценностям, а также культуральным
особенностям пациентов.
2.
Психотерапевт не должен допускать
дискриминацию пациентов по полу,
возрасту, состоянию здоровья, национальной
и религиозной принадлежности, сексуальной
ориентации и социально-экономическому
статусу.
3.
Психотерапевту рекомендуется отказаться
от участия в социальных и
политических движениях, дискриминирующих
людей по полу, национальной и
религиозной принадлежности, состоянию
здоровья, сексуальной ориентации
и социально-экономическому положению.
III.
Взаимность и информированное согласие
1.
Психоаналитическая психотерапия
осуществляется на добровольной
основе посредством обоюдного
соглашения («психотерапевтический
контракт») между психотерапевтом
и пациентом, а также родителями
или опекунами - в случае, если
пациентом является ребенок. Условия
прохождения психотерапии должны
быть ясны пациенту до начала
психотерапии; любое их изменение
должно обсуждаться с пациентом.
2.
В ходе первичных консультаций
пациента следует проинформировать
об особенностях психоаналитической
психотерапии и возможных альтернативных
видах помощи. Информация относительно
процесса психотерапии и обещания
касательно ее результатов должны
быть взвешенными, не вселяющими
неоправданных надежд.
3.
Психотерапевт должен устанавливать
и сохранять ясные границы
терапевтических отношений. Все
аспекты психотерапевтического
контракта следует обсуждать
с пациентами в ходе первичных
консультаций. Политика психотерапевта
относительно оплаты пропущенных
сеансов должна быть осознана
пациентом до того, как нужно
будет оплачивать пропущенный
сеанс. В случаях, когда оплата
производится третьей стороной,
этот аспект также должен быть
обсужден с пациентом. Если
пациентом является ребенок, то
вопрос о пропущенных сеансах
должен быть обсужден как с
родителями или опекунами, так
и самим ребенком, если его
возраст и состояние позволяет
это сделать.
4.
Психотерапевту не следует в
одностороннем порядке прекращать
психотерапию без специального
обсуждения такого решения с
пациентом или, если пациент
несовершеннолетний, - с его родителями
или опекунами. Психотерапевту
следует информировать пациента
о существующих возможностях
помощи после завершения психотерапии.
IV.
Конфиденциальность
1.
Психотерапевт должен уважать
личные права пациента и избегать
не оправданного разглашения
конфиденциальной информации. Требование
к сохранению сведений о личной
жизни пациентов в тайне перестает
действовать только в тех случаях,
когда нарушение конфиденциальности
может помочь предотвратить явный
вред пациенту, психотерапевту или
другим людям, или когда существуют
юридически обоснованные обстоятельства,
предписывающие раскрытие конфиденциальной
информации.
2.
Психотерапевту не следует делиться
конфиденциальной информацией о
пациентах с третьими лицами,
не имеющими прямого отношения
к психотерапии, без согласия
на то пациента или родителей
(опекунов) несовершеннолетнего пациента.
Нарушением конфиденциальности
не будет обсуждение информации
с супервизором, а также коллегой
или смежным специалистом, который
выступает в качестве консультанта.
3.
Если пациентом является ребенок,
психотерапевт должен также стремиться
сохранять конфиденциальность по
отношению к пациенту в те
моменты, когда он информирует
родителей (опекунов) о процессе
психотерапии. Степень сохранения
конфиденциальности зависит от
возраста ребенка и клинической
ситуации.
4.
Психотерапевт должен позаботиться
о том, чтобы условия хранения
записей работы с пациентами
исключали вероятность нарушения
конфиденциальности пациентов.
5.
Если психотерапевт использует
конфиденциальный материал случая
для клинической презентации,
либо обсуждает случай с коллегами
в консультативных, научных или
образовательных целях, материал
случая должен быть изменен
таким образом, чтобы исключить
возможность идентифицировать пациента.
При этом супервизоры, консультанты
и студенты, участвующие в обсуждении
материала случая, должны соблюдать
правило конфиденциальности.
6.
При презентации клинического
материала в письменной форме
следует получить разрешение
пациента посредством открытого
обсуждения целей презентации,
а также ее выгоды и потенциального
риска для пациента, при этом
пациента следует проинформировать
о праве на отказ. В случае
несовершеннолетнего пациента возможность
презентации случая должна обсуждаться
с родителями (опекунами) пациента,
а если позволяет возраст и
состояние - и с самим пациентом.
V.
Честность
1.
Психотерапевту и студенту следует
честно и открыто отвечать
на вопросы пациентов о профессиональной
подготовке и практическом опыте.
Психотерапевт должен корректно
называть свою специальность,
обозначать квалификацию и предлагаемые
услуги. Психоаналитическим психотерапевтом
может называть себя врач или
психолог, успешно завершивший обучение
по психоаналитической психотерапии
согласно образовательным стандартам
в данной области. При проведении психоаналитической
психотерапии студентом пациенты и/или
родители (опекуны) несовершеннолетнего
пациента должны быть проинформированы
им о том, что в данный момент психотерапевт
проходит обучение и супервизию.
2.
Психотерапевту следует открыто
обсудить с будущим пациентом
(родителями или опекунами несовершеннолетнего
пациента) выгоды, требования и условия
психоаналитической психотерапии.
Психотерапевту не следует вводить
в заблуждение пациентов (родителей
или опекунов несовершеннолетних
пациентов), а также общественность
посредством заведомо неверных
утверждений относительно предлагаемого
вида помощи.
VI.
Запрет на эксплуатацию пациента
1.
Баланс власти и влияния в
отношениях между психотерапевтом
и пациентом неравен, поэтому
психотерапевт должен осознавать
свою роль и ответственность
во взаимодействии с пациентами
и стремиться использовать особенности
терапевтических отношений в
интересах пациентов.
2.
Психотерапевт должен избегать
двойных отношений (финансовых, деловых
и личных) с пациентами. Психотерапевту
также следует оценивать потенциальное
влияние любых предшествующих
и перекрывающихся отношений
на оказание помощи пациентам.