Основные этические принципы деятельности психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить специалистам практическим руководством при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психологов. Кодекс призван оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, защитить психологов и психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Содержание работы

1. Основные этические принципы деятельности психолога (РФ) 3
2. Этический кодекс Европейской федерации психоаналитической психотерапии 6
3. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных этических кодексов 14
4. Направления деятельности психолога в учреждениях образования 18

Файлы: 1 файл

отчет по практике.docx

— 56.35 Кб (Скачать файл)

   Когда обследование проводится в интересах  общества или какого-либо учреждения, обследуемый должен быть полностью проинформирован о том, как будут использоваться его оценки. Желательно также объяснить ему, что правильная оценка будет выгодна самому обследуемому, так как ему не принесет пользы, если он займет место, на которое в дальнейшем у него не хватит сил или для которого он потом будет признан непригодным. Диагностические результаты, полученные в клинике или консультации, не могут быть применены в интересах этих учреждений, если клиент не даст своего согласия на это.

   Какова  бы ни была цель обследования, сохранение тайны личности, по мнению А. Анастази, включает два ключевых понятия: релевантность и информированное согласие. Информация, которую предоставляет индивид, должна соответствовать (релевантна) цели диагностирования. Важность этого принципа состоит в том, что все практические усилия должны быть направлены на установление валидности методики для конкретной диагностической или прогностической цели, с которой он применяется. Только инструмент, валидный данной цели, обеспечивает релевантную информацию.

   Понятие «информированное согласие» нуждается в следующем пояснении. Обследуемый должен быть, конечно, осведомлен о цели обследования и характере возможных данных, которые могут быть получены, а также о дальнейшем способе их употребления. Однако ему не могут быть показаны образец теста или бланк протокола, так как такая информация обычно делает тест недействительным, лишает его силы.

   4. Конфиденциальность. Как и проблема сохранения тайны, проблема конфиденциальности волнует зарубежных психодиагностов. С одной стороны, существует необходимость неразглашения содержания теста и опасность неверного понимания тестовых оценок, с другой – объективная необходимость для разных лиц знать результаты тестирования.

   В настоящее время усилилось осознавание индивидом собственного права иметь доступ к результатам своего обследования. Он также должен иметь возможность комментировать содержание своего ответа и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию. Должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против неправильного использования и неверной интерпретации диагностических результатов. Также требуется получить согласие индивида на передачу данных. Это относится к обследованию в клинике или консультации, а также к тестированию, осуществленному с исследовательскими целями.

   Другая  проблема относится к сохранению диагностических данных в учреждениях. В случаях, когда данные получены либо для длительного использования в интересах индивида, либо для научных целей, для предотвращения неправильного их применения необходимо, чтобы доступ к ним находился под чрезвычайно строгим контролем.

   5. Сообщение результатов  обследования. Психологи много размышляют о том, как сообщать результаты обследования в форме содержательной и пригодной для использования. Ясно, что информацию нельзя передавать в том виде, в каком она получена. Ее нужно сопровождать объяснениями психологов-профессионалов. При сообщении результатов любых диагностических методов желательно принимать во внимание характеристики, особенности того человека, кому передается информация. Последняя, но не менее важная проблема касается сообщения результатов обследования самому индивиду, будь то ребенок или взрослый. В этом случае, как и при сообщении данных третьему лицу, применимы те же самые меры предосторожности против неправильной интерпретации. Такие вредные воздействия могут возникать, конечно, независимо от того, правильной или неправильной является сама оценка. Даже в том случае, если обследование было тщательно проведено, а полученные оценки правильно интерпретированы, их знание без возможности обсудить их в дальнейшем может быть вредным для индивида.

   Таковы  основные проблемы, затрагиваемые в  этических стандартах зарубежных психодиагностов. Предлагаемые способы их решения могут быть полезными отечественной психологической диагностике, которая делает пока первые шаги в направлении создания норм профессиональной этики.

   6. О социально-психологических  основаниях этического  кодекса психолога-диагноста. Среди тех основных принципов, которые могут составлять этический кодекс психолога-диагноста, в первую очередь должны быть названы:

   1) благополучие обследуемого индивида;

  1. ответственность, в основе которой объективность, честность и поддержание 
    высоких норм в своей работе;
  2. моральные и правовые стандарты, соответствующие моральным требованиям 
    общества;
  3. корректность и сдержанность в публичных заявлениях;
  4. конфиденциальность, гарантирующая сохранность информации об индивиде;
  5. отношения с обследуемым, основанные на доверительности, информировании 
    его о цели обследования и о последующем характере использования результатов;
  6. неразглашение результатов обследования;
  7. меры предосторожности в обследованиях;
  8. условия, возможности и ограничения в публикации методик;

   10) интерпретация диагностических результатов.

   Использованная  литература:

  1.  Акимова, М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. – СПб.: Питер, 2005. – 303с.
  1. Анастази, А. Психологическое тестирование/ А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер. – 2002. – 688 с.
  1. Шмелев, А.Г. Тест как оружие/ А.Г. Шмелев// Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Т.1. №2. – С. 40–53.

   4. Направления деятельности  психолога в учреждениях  образования:

  • психолого–педагогическая диагностика;
  • здоровьесберегающая деятельность;
  • коррекционно–развивающая работа;
  • психолого–педагогическое консультирование;
  • социально–психологическое обеспечение управленческих процессов;
  • психологическая профилактика и просвещение;
  • методическая работа.

   Психолого-педагогическая диагностика

   Цель данного направления деятельности – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся для выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления профессиональных и познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности и другие. Основанием для проведения психодиагностических мероприятий является план работы школы. Все диагностические мероприятия с учащимися могут проводиться только  с согласия родителей или лиц, их замещающих.

   Здоровьесберегающая деятельность

   Основная цель данного направления – формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса. Формами реализации данного направления являются: мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния учащихся в учебно-воспитательном процессе;  посещение уроков с целью наблюдения за соответствием  режима учебных занятий, методов преподавания, структуры урока, условий внешней среды возрастным особенностям учащихся;  информирование классных руководителей, педагогов-предметников об особенностях здоровья, работоспособности, типе  высшей нервной деятельности   учащихся. Педагог-психолог  на основании данных мониторингов  выделяет группы    для организации последующей  психолого-педагогической работы. В процессе развивающих мероприятий педагог-психолог обучает  учащихся навыкам оценки и саморегуляции двигательной активности,   эмоционального состояния,  управления стрессом. Осуществляет психологическую профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья.

   Коррекционно-развивающая работа

   Цель данного направления работы  –  создание условий  для  коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг или направление к соответствующим специалистам. В рамках данного направления педагог-психолог на основании собственных наблюдений, а также наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, педагога социального,  родителей,  а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяет группы детей, нуждающихся в  коррекционной поддержке. Педагог-психолог мотивирует учащихся и их родителей на посещение  коррекционных мероприятий. Включение учащихся в коррекционные группы возможно только с разрешения родителей или лиц, их замещающих. Педагог-психолог располагает  сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих  специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги. Направляет учащихся  на  консультации или в коррекционные группы,  работающие в региональных  центрах, в том числе социально-педагогических, центрах внешкольной работы, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и т. д.  

   Коррекционно-развивающая  работа педагога-психолога в школе   ориентирована  на коррекцию межличностных отношений в классах, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся (например: переход в среднюю школу, в профильные классы, вступление в подростковый возраст, подготовка к сдаче экзаменов  и т. п.)   через систему больших  психологических игр, малых тренингов с коллективами классов. Значимым направлением развивающей работы педагога-психолога является  помощь старшеклассникам  в определении  их жизненных планов, в прояснении временной перспективы, в профессиональном и личностном самоопределении.

   Психолого-педагогическое консультирование

   Цель данного направления работы – оказание   помощи учащимся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, социализации, учебных трудностей, проблем взаимоотношений. Психолого-педагогическое консультирование носит характер индивидуальной или групповой  работы и реализуется по отношению ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.Для учащихся возможны такие консультативные формы, как телефон доверия, консультирование в школьной печати, групповые консультации на классных часах, а также  психологическая поддержка в экстренных случаях. Консультации для родителей организуются по специфическим проблемам учащихся (например: информирование о школьных трудностях их ребенка, разъяснение особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия с детьми-подростками, характере оказания помощи в подготовке домашних заданий и т. п.). С педагогами проводятся психолого-педагогические консилиумы по вопросам предотвращения дезадаптации учащихся, индивидуальные консультации   в случаях возникновения острых проблемных ситуаций. В случае появления запроса на психотерапевтическое и психологическое консультирование по личным проблемам со стороны родителей или педагогов  педагог-психолог   выполняет диспетчерскую функцию, направляя к другим специалистам,  сведениями о которых он располагает.

   Психопрофилактика и просвещение

   Цель принципиально важного  направления  школьной практической деятельности педагога-психолога – развитие психолого-педагогической компетентности  (психологической культуры) учащихся, педагогов, родителей. Психопрофилактическая работа педагога-психолога строится в соответствии с планами работы учреждений образования, согласуется с заместителем директора по воспитательной работе. Осуществляется в интерактивной форме на педсоветах и методических объединениях, родительских собраниях, классных часах и т.п.  
Содержанием психопрофилактической и просветительской работы для педагогов должно  стать обучение  педагогов учреждения образования технологиям проведения мероприятий по социализации учащихся на разных этапах обучения и воспитания, приемам интерактивного взаимодействия учителя с учениками, организации и проведения педагогического диагностического мероприятия и т.п. С учащимися мероприятия организуются на классных часах, с родителями – на родительских собраниях и др.  К проведению этих мероприятий могут привлекаться соответствующие специалисты.

   Методическая работа

   Цель методической работы – накопление психологических методических материалов для организации учебного и воспитательного процесса и предоставление возможности их использования учителями, классными руководителями, руководителями методических объединений, администрацией школы. Методическая работа включает сотрудничество с заместителями директора  школы по вопросам реализации поставленных перед учреждением образования задач, в том числе – участие в составлении плана работы школы, с социальным педагогом – разработку психологически адекватных программ воспитательного воздействия, с педагогами-предметниками – участие в подготовке заседаний предметных методических объединений.     

   Социально-психологическое  обеспечение  управленческих  процессов

   В рамках данного направления  педагог-психолог участвует в  разработке программ развития учреждения образования,  проводит мониторинговые исследования социально-психологического климата в коллективе педагогов,  продуктивности управленческой коммуникации в системах администрация – учителя, администрация – учителя – ученики, учителя – ученики.

   Педагог-психолог в учреждении образования подчиняется  руководителю (директору), свою деятельность координирует с заместителем руководителя (директора) по воспитательной работе. 

Информация о работе Основные этические принципы деятельности психолога