Основные практические проблемы социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Социальная психология представляет собой одну из фундаментальных областей психологических знаний, она ставит и решает проблемы, имеющие принципиальный характер для познания психологии и поведения людей, ведет поиск решения практических проблем, возникающих в сфере общения и взаимодействия людей.
Здесь выделяются и изучаются:
явления, характеризующие общение и взаимодействие людей;
феномены, относящиеся к малым социальным группам;
вопросы взаимодействия и взаимовлияния индивида и группы;

Содержание работы

Введение. Предмет социальной психологии, её теоретические и прикладные задачи
Глава 1. История развития методологии социальной психологии
Этапы становления социальной психологии на Западе
Особенности развития социально-психологических идей в России
Методы социальной психологии
Классификация социально-психологических методов
Методы социально-психологического воздействия
Глава 2. Социальная психология и смежные дисциплины
Социально-психологические вопросы политики
Социальная психология и экономика
Социальная психология и промышленное производство
Социальная психология, армия и спорт
Социальная психология и медицина
Социальная психология и образование
Заключение. Современное состояние социальной психологии
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.63 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Основные практические проблемы социальной психологии»

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Студентка 2 курса 21 группы ОЗО

Бедусенко Юлия Евгеньевна.

                                                             Проверила:.

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону, 2014 г.

Содержание:

Введение. Предмет социальной психологии, её теоретические и прикладные задачи

Глава 1. История развития методологии социальной психологии

  1. Этапы становления социальной психологии на Западе
  2. Особенности развития социально-психологических идей в России
  3. Методы социальной психологии
  4. Классификация социально-психологических методов
  5. Методы социально-психологического воздействия

Глава 2. Социальная психология и смежные дисциплины

  1. Социально-психологические вопросы политики
  2. Социальная психология и экономика
  3. Социальная психология и промышленное производство
  4. Социальная психология, армия и спорт
  5. Социальная психология и медицина
  6. Социальная психология и образование

Заключение. Современное состояние социальной психологии

Список литературы

 

 

Введение

Предмет социальной психологии, ее теоретические и прикладные задачи

 

Предмет исследования современной социальной психологии можно определить следующим образом.

Социальная психология - это наука о психологических явлениях, возникающих в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом. Соответствующие явления относятся или к личности в ее взаимоотношениях с другими людьми, или к малым и большим социальных группам людей.

Социальная психология представляет собой одну из фундаментальных областей психологических знаний, она ставит и решает проблемы, имеющие принципиальный характер для познания психологии и поведения людей, ведет поиск решения практических проблем, возникающих в сфере общения и взаимодействия людей.

Здесь выделяются и изучаются:

  • явления, характеризующие общение и взаимодействие людей;
  • феномены, относящиеся к малым социальным группам;
  • вопросы взаимодействия и взаимовлияния индивида и группы;
  • массовидные явления психики (феномены, возникающие в больших социальных группах);
  • межличностные отношения;
  • социальное поведение людей;
  • восприятие и понимание людьми друг друга;
  • социальные установки;
  • лидерство;
  • межгрупповые взаимоотношения.

Названные проблемы и вопросы, конечно, никоим образом не исчерпывают предмета современной социальной психологии. Она, естественно, не стоит на месте и представляет сегодня собой динамичную, быстро развивающуюся науку, предмет которой систематически изменяется, дополняясь новыми задачами, которые открывают для себя ученые и которые перед ними ставит стремительно меняющаяся жизнь.

Обратим внимание на то, что проблематику этой области психологического знания в основном определяет общество, а не придумывают сами ученые, и, как только ситуация в обществе меняется, перед социальными психологами встают новые исследовательские задачи. К примеру, в последние годы в России социально-психологические знания и методы оказались особо востребованными в сфере экономики и политики, в частности в рекламном деле, при организации и проведении выборов. Соответствующая проблематика пока что не вошла в область фундаментальных научных психологических исследований, но в ближайшее время это, наверное, произойдет.

 

Глава I. История развития методологии социальной психологии

 

  1. Этапы становления социальной психологии на Западе

 

В истории социальной психологии можно отметить две даты ее возникновения. Одна из них обращает нас к древнейшим временам в истории человечества - тем эпохам, когда люди впервые задумались над проблемами, волнующими современных ученых. Другая относится к сравнительно недавнему прошлому, когда зародилась и стала развиваться современная теоретическая, экспериментальная и практическая социальная психология. Если наукой считать только ту систему знаний, которая отвечает новейшим научным требованиям, то древнейшую историю человечества в лучшем случае можно рассматривать лишь как предысторию научной социальной психологии, а XX век - как возникновение и начало развития современной социальной психологии.

Знания о человеческих взаимоотношениях возникали по мере накопления опыта совместной деятельности и общения людей. В древнейших государствах они уже не только существовали, но и широко использовались в практике. В частности, правители и представители религий того времени умело манипулировали массами людей, их сознанием и поведением с помощью знаний о закономерностях поведения людей в группе.

Относительно времени возникновения научной социальной психологии ученые придерживаются более определенного мнения, хотя и оно, конечно, не является единым. Большая часть специалистов говорит о том, что как самостоятельная наука социальная психология возникла во второй половине XIX века. Ее появление и признание связывают с двумя немецкими учеными, философами и лингвистами - М. Лацарусом (1824-1903) и Г. Штейнталем (1823-1893). Именно они первыми выступили с заявкой на создание новой науки под названием «психология народов», проблематика которой близка к содержанию современной социальной психологии. Определенный вклад в развитие психологии народов своими трудами внес известный немецкий психолог В. Вундт (1832-1920). Он написал и опубликовал в начале XX века (1900 год и далее) десятитомный труд под названием «Психология народов».

Таким образом, история социальной психологии началась с выделения особой науки под названием «психологии народов» («этническая психология», «психическая этнография», «культурно-историческая психология»), которую в XIX веке почти одновременно стали разрабатывать представители разных наук: историки, философы, лингвисты, этнографы, и лишь позднее, уже к концу века, к ним присоединились психологи (в лице, например, В. Вундта и Г.Г. Шпета).

Развитие социальной психологии в Европе и Америке уже в конце XIX века - первые десятилетия XX века пошло различными путями. В центре внимания европейских ученых - социологов и социальных психологов - оказалась проблематика психологии масс и толпы. Ею в Европе почти одновременно занялись ученые из разных стран: Г. Тард, Г. Лебон во Франции, С. Сигеле в Италии, В.М. Бехтерев в России. Важным событием для социальной психологии стала публикация в 1895 году книги Г. Лебона «Психология народов и масс».

Своеобразной вехой в истории социальной психологии (образно говоря, «ласточкой, не сделавшей погоды») стало появление в этот период ряда работ, в название которых впервые вошло словосочетание «социальная психология»:

·«Исследования по социальной психологии» американского философа и психолога Дж. Болдуина;

·«Введение в социальную психологию» английского ученого У. Макдугалла;

·«Социальная психология» американского социолога Э. Росса.

Считается, что именно с этого времени за данной наукой закрепляется не только ее современное название, но и она сама получает признание как вполне самостоятельная область научных психологических знаний.

Хотя социально-психологические идеи, как следует из сказанного выше, зародились еще в середине XIX века, однако до начала XX столетия экспериментальные исследования в области социальной психологии фактически не проводилось, за исключением, пожалуй, единственного эксперимента, осуществленного американским ученым Н. Тринплетом еще в 1897 году. В современную, экспериментальную науку социальная психология стала по-настоящему превращаться лишь в десятые-двадцатые годы XX века благодаря исследованиям, проведенным в это время немецким ученым В. Меде (1913), русским ученым В.М. Бехтеревым (1918-1920) и американским ученым Ф. Оллпортом (1920).

Отметим, что только в тридцатые годы XX века социально-психологическая проблематика впервые начинает привлекать к себе повышенное внимание. Волей судьбы это произошло в США и было связано, с одной стороны, с прагматической ориентацией науки, господствовавшей в этой стране, а с другой, с тем, что в эти годы в США эмигрирует немало известных европейских психологов, большая часть из которых была из Германии и бежала от фашизма. Немаловажную роль сыграло и то, что в самих Соединенных Штатах огромное количество людей стало в это время нуждаться в активной социально-психологической помощи (это были годы экономического кризиса, социальной депрессии и развития в этой стране так называемого «дикого» капитализма).

Именно в это время К. Левин и Я. Морено практически одновременно приступают к разработке социально-психологической проблематики малых групп и методов групповой психотерапии. Вместе они в середине 30-х годов также создают и первую социально-психологическую теорию малых групп. В это время зарождается первое теоретически и экспериментально обоснованное направление в социальной психологии, получившее позже название «групповая динамика».

Вторая мировая война переключила внимание ученых на другие социально-психологические проблемы, например на психологическое обеспечение ведения пропаганды и агитации в военное время. После ее окончания к проблематике малых групп добавляются вопросы, порожденные социально-политическими событиями, произошедшими накануне и во время войны (зарождение и распространение фашизма, агрессивности, авторитаризма, проявлений жестокости и беспомощности в социальных и человеческих взаимоотношениях и т. п.).

Позже интересы исследователей вновь возвращаются в «мирное» русло. Вспомним, что социальная психология как наука возникла и стала разрабатываться за рубежом в то время, когда, преодолев кризис начала XX века, психология разделилась на ряд направлений: бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ и другие. Это, естественно, сказалось и на подходах к пониманию и изучению социально-психологических явлений, характерных для представителей этих направлений.

Бихевиористы в социальной психологии (Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Дж. Тибо, Г. Келли, А. Бандура и другие) сосредоточили свое внимание на изучении социального поведения человека, на его объяснениях в соответствии со схемой «стимул - реакция» и с использованием понятия «подкрепление».

Психоанализ (Э. Фромм, Г. Салливан, Л. Байон, В. Беннис, Г. Шепард, Л. Шутц и другие) обратился к «глубинным» групповым процессам, имеющим бессознательный характер.

Идеи гештальтпсихологии, давшей начало когнитивной психологии в США (К. Левин, С. Аш, Р. Кратчфильд, Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер и другие), нашли отражение в понимании групповых процессов и в практике социально-психологического тренинга (Т-группы и гештальтгруппы). Естественно, что именно эти направления преобладали в социальной психологии первой половины XX века.

В последней четверти XX века зарубежные социальные психологи, пытаясь осмыслить путь, пройденный их наукой за несколько десятилетий, отмечали, что этот процесс шел в соответствии со сложившимися в психологии к этому времени ведущими направлениями и школами. Однако далеко не все они внесли одинаковый вклад в развитие социально-психологических знаний.

В одной из немногих исторических работ на эту тему, опубликованных на русском языке, выделяют следующие ведущие направления социальной психологии первой половины XX столетия: необихевиористское, когнитивное, психоаналитическое и интеракционистское.

Необихевиористское направление возникло в русле последнего варианта бихевиоризма, который сейчас принято называть неонеобихевиоризмом или социальным бихевиоризмом. Оно было в основном представлено в работах Б. Скиннера, А. Бандуры, Н. Миллера, Д. Долларда, Р. Уолтерса и ряда других американских ученых.

Общей мотивационной концепцией социального поведения в данном направлении считался гедонизм, а главным объяснительным принципом - оперантное (по Скиннеру), или викарное (по Бандуре), социальное научение. В качестве внутреннего источника социального поведения в первоначальном варианте социального бихевиоризма, как и бихевиоризма в целом, выступал «драйв», а внешние стимулы трактовались как «социальные подкрепления». Затем акцент оказался смещенным с биологического (внутреннего) на социальное (внешнее) объяснение поведения.

Работа Д. Тибо и Г. Келли «Социальная психология групп» (1959) стала одной из немногих попыток применения необихевиористских принципов к анализу процессов, происходящих в малых группах. Эти процессы, по мнению авторов, основаны на обмене социальными подкреплениями или социальными «вознаграждениями и наказаниями» между участниками группового процесса.

Главной проблемой социально-психологического анализа в работах необихевиористов стал поиск объяснения агрессивного поведения, социальной привязанности и беспомощного поведения. К примеру, Ш. Миллер, Р. Доллард и другие сформулировали и обосновали фрустрацонную теорию агрессии и вместе с А. Бандурой заложили основы общей теории социального научения, в которой основная роль была отведена наблюдению и подражанию другим людям. В своих работах А. Бандура, труды которого стали особенно популярными в последней четверти XX века, когда в США сложилась и стала ведущим направлением когнитивная психология, пытался также учесть и когнитивно-психологические факторы в объяснении социального поведения человека.

Информация о работе Основные практические проблемы социальной психологии