Основные практические проблемы социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Социальная психология представляет собой одну из фундаментальных областей психологических знаний, она ставит и решает проблемы, имеющие принципиальный характер для познания психологии и поведения людей, ведет поиск решения практических проблем, возникающих в сфере общения и взаимодействия людей.
Здесь выделяются и изучаются:
явления, характеризующие общение и взаимодействие людей;
феномены, относящиеся к малым социальным группам;
вопросы взаимодействия и взаимовлияния индивида и группы;

Содержание работы

Введение. Предмет социальной психологии, её теоретические и прикладные задачи
Глава 1. История развития методологии социальной психологии
Этапы становления социальной психологии на Западе
Особенности развития социально-психологических идей в России
Методы социальной психологии
Классификация социально-психологических методов
Методы социально-психологического воздействия
Глава 2. Социальная психология и смежные дисциплины
Социально-психологические вопросы политики
Социальная психология и экономика
Социальная психология и промышленное производство
Социальная психология, армия и спорт
Социальная психология и медицина
Социальная психология и образование
Заключение. Современное состояние социальной психологии
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.63 Кб (Скачать файл)

В высшей школе групповые методы обучения нашли широкое применение в практике преподавания иностранных языков. Между студентами во время занятий распределяются роли, формируется сценарий совместной групповой работы, который реализуется участниками группы в непосредственном общении на изучаемом языке. К примеру, широкое распространение в нашей стране получила система группового обучения иностранным языкам, разработанная Г.А. Китайгородской и основанная на использовании разнообразных социально-психологических знаний.

Психология управления педагогическими коллективами касается примерно тех же вопросов, которые обсуждаются в тех случаях, когда речь идет об управлении или руководстве вообще. Однако педагогические коллективы или группы людей, работающие в сфере образования, имеют свою специфику, которую необходимо учитывать в руководстве такими коллективами. Особенность здесь состоит в том, что стиль и методы руководства должны выбираться с учетом тех задач, которые стоят перед такими группами и коллективами. Это образовательные и воспитательные задачи, и они в деятельности таких социальных формирований находятся на первом месте.

Взаимодействие и взаимоотношения участников педагогического процесса происходят в таких же социально-психологических условиях, как взаимодействие и взаимоотношения участников любого другого социального процесса. Поэтому все, что касается взаимодействия людей в других социальных группах, их восприятия друг друга и взаимоотношений, распространяется и на педагогический процесс (с учетом сделанной выше оговорки о его специфике).

Особая прикладная психолого-педагогическая задача социальной психологии - ее преподавание в педагогических учебных заведениях разного типа. Так сложилось, что в нашей стране социальная психология как отдельная наука до семидесятых годов XX века практически не разрабатывалась, однако как только она оказалась признанной и получила официальную «прописку», ее почти сразу же стали преподавать во многих вузах. Это, прежде всего, педагогические, юридические, военные, спортивные и другие высшие учебные заведения. Кроме того, элементы социальной психологии, как обязательные, проникли в интегрированные курсы психологии, изучаемые в средних специальных учебных заведениях и в школах.

В связи с этим возникло сразу несколько вопросов, касающихся преподавания и изучения социальной психологии, в том числе такие:

  • В каких учебных заведениях следует изучать данную дисциплину?
  • Какой должна быть программа и количество часов, отводимых на ее изучение?
  • На каких курсах (в каких классах школы) целесообразнее всего ее изучать?
  • Каким должно быть соотношение теории и практики в содержании учебного курса социальной психологии?

Пока что на эти вопросы специалисты отвечают по-разному. Более того, разнятся и государственные стандарты, на основе которых строится преподавание социальной психологии в тех высших учебных заведениях, где готовят профессиональных психологов. Эти стандарты, как показывает практика, не включают в себя многого из того, что в последние годы нашло отражение в опубликованной в нашей стране и за рубежом научной и учебной литературе по социальной психологии. Все это объясняется бурным развитием данной науки и ее прикладных областей, которое, естественно, опережает любые формы стандартизации образовательных программ.

 

 

Заключение

 

Современное состояние социальной психологии

В социальной психологии последней четверти XX века произошли заметные изменения. Они характеризуются активной разработкой социально-психологической проблематики и выходом ее на одно из первых мест в научных и прикладных психологических исследованиях. Произошла дифференциация самой социальной психологии. Она превратилась в одну из наиболее развитых фундаментальных психологических наук, и внутри нее выделились отдельные специальные науки (частные направления исследований). Среди них можно назвать психологию малых групп, общения, межличностных отношений, восприятия и понимания людьми друг друга, семьи, управления, конфликтов, социальных установок, масс и ряд других отраслей.

Вместе с тем, психологические знания проникли в другие психологические науки: общую, дифференциальную, возрастную, клиническую, экономическую, военную, юридическую, спортивную и т. д. Они стали широко использоваться в политологии, экономике, социологии, праве, истории и ряде других наук. На базе социально-психологических знаний в настоящее время строятся многие методы практической психологии, в том числе различные виды социально-психологических тренингов (активного группового обучения).

Шестидесятые годы XX века можно считать временем нового подъема и ускоренного развития социальной психологии во всем мире. В это время в ней не только появились новые направления научных и прикладных исследований, но социальная психология вышла на одно из первых мест среди психологических наук, стала одной из наиболее интересных и быстро развивающихся областей научных знаний. Ею занимается большое количество ученых, представляющих не только социальную психологию, но и другие отрасли психологической науки.

Основные тенденции развития мировой социальной психологии, начиная с шестидесятых годов XX века и до конца этого века, отразились и на состоянии отечественной социальной психологии. Эти тенденции можно определить следующим образом:

  • Началась внутренняя дифференциация традиционной социальной психологии. В ней появились относительно самостоятельные направления научных исследований, в том числе: психология малых групп, социальных установок, эффективности групповой деятельности, восприятия и понимания людьми друг друга.
  • Появились новые отрасли психологии, в которых ключевую роль стали играть именно социально-психологические знания. Это юридическая, экономическая, политическая психология, психология рекламы, управления и многие другие.
  • Расширилась практика применения социально-психологических знаний в реальной жизни, сопровождающаяся возникновением и развитием новых направлений прикладной и практической психологии, в том числе группового психотерапевтического движения и PR-движения, психологии рекламы, имиджмейкерства и других.

В Европе, включая и Россию, возникли новые направления социально-психологических исследований, отличающиеся от традиционной американской социальной психологии. В Англии и во Франции, например, начиная с конца шестидесятых годов, появляется психология межгрупповых отношений, и по-новому трактуются многие процессы, происходящие в малых группах. В России (бывшем СССР) на первый план вышла проблематика психологии управления и коллектива.

Проблематика малых групп стала постепенно отходить на второй план, а на первое место вышли другие проблемы социальной психологии, связанные, например, с отношениями, существующими в обществе, или взаимодействием между большими социальными группами.

Произошло заметное сближение социологических и социально-психологических исследований в таких пограничных областях, как экономика, политика, право, межэтнические, межгосударственные и внутриполитические отношения.

В социальной психологии стали намного меньше проявляться тенденции, характеризующие отдельные направления психологии: бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ, гуманистическую психологию и другие. Она стала превращаться в единую, не разделенную на отдельные направления науку.

 

 

Список литературы:

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2006. - С. 47-68.
  2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации). - М.,2002.
  3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб., 2004. - С. 52-79.
  4. Бехтерев В.М; Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. - М., 1994.
  5. Битянова Н.Р. Социальная психология. - М., 2001. - С. 46-54.
  6. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. - М., 1992.
  7. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М., 1997. -С. 230-365.
  8. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. - М., 1987.
  9. Жуков Ю.M., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. - М., 1977.
  10. Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - М., 1980.
  11. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. - М., 2001. - С. 98-115,148-152,192-204.
  12. МайерсД. Социальная психология. - СПб., 1997. - С. 46-62.
  13. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. - М., 1995.
  14. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. - М., 1995. - С. 13-45.
  15. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М., 1971.- С. 26-51.
  16. Социальная психология в трудах отечественных психологов. - СПб., 2000. - С. 7-68.
  17. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М., 2000. - С. 26-39,181-199,355-391.
  18. Чаядини Р., КенрикД, Нейберг С. Агрессия. - СПб., 2002. - С. 221-229.
  19. Щибутани Т. Социальная психология. - Ростов-на-Дону, 2002. - С.17-23.

 


Информация о работе Основные практические проблемы социальной психологии