Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 00:58, курсовая работа
Социальная психология представляет собой одну из фундаментальных областей психологических знаний, она ставит и решает проблемы, имеющие принципиальный характер для познания психологии и поведения людей, ведет поиск решения практических проблем, возникающих в сфере общения и взаимодействия людей.
Здесь выделяются и изучаются:
явления, характеризующие общение и взаимодействие людей;
феномены, относящиеся к малым социальным группам;
вопросы взаимодействия и взаимовлияния индивида и группы;
Введение. Предмет социальной психологии, её теоретические и прикладные задачи
Глава 1. История развития методологии социальной психологии
Этапы становления социальной психологии на Западе
Особенности развития социально-психологических идей в России
Методы социальной психологии
Классификация социально-психологических методов
Методы социально-психологического воздействия
Глава 2. Социальная психология и смежные дисциплины
Социально-психологические вопросы политики
Социальная психология и экономика
Социальная психология и промышленное производство
Социальная психология, армия и спорт
Социальная психология и медицина
Социальная психология и образование
Заключение. Современное состояние социальной психологии
Список литературы
В сферу политических отношений социально-психологические знания стали активно внедряться с тех пор, как были организованы и проведены первые эксперименты, показавшие, что с помощью соответствующей информации можно оказывать определенное влияние на сознание и поведение людей. Такие эксперименты были проведены еще в годы Первой мировой войны, когда с помощью авиации стали разбрасывать пропагандистские и агитационные листовки в тылу противника. Это было фактическое начало так называемой психологической войны, то есть войны с использованием специальных средств воздействия на психологию противника.
Вскоре после окончания Первой мировой войны начинаются экспериментальные исследования процессов формирования и изменения социальных установок людей:
проверяется влияние восприятия людьми источников информации и их отношения к данным источникам на социальные установки;
зависимость социальных установок от порядка передачи информации, от представления аргументов и от аудитории.
Данные, полученные в этих экспериментах, в скором времени нашли применение в практике пропаганды и агитации, которая с особой килой развернулась накануне Второй мировой войны в разных странах мира. С особым размахом эта пропаганда действовала, например, фашистской Германии и в бывшем Советском Союзе. Ею активно занимались специальные люди и органы, которые широко использовали соответствующие социально-психологические знания.
После окончания Второй мировой войны, в ходе которой, как известно, велась не только вооруженная борьба, но и психологическая война, повышенный интерес к использованию психологии в политических целях не только сохранился, но еще более укрепился.
Психологическая подготовка современных юристов включает в себя краткое изучение общей психологии как базовой научной дисциплины, необходимое для освоения других областей современной психологии, а также обстоятельное изучение курсов социальной и юридической психологии. Иногда в качестве дополнительных дисциплин на факультативной основе юристам преподаются также медицинская психология и другие, в том числе специальные, области психологии.
Психологическое обеспечение судопроизводства включает в себя использование социально-психологических знаний в практике проведения дознания (расследования совершенных преступлений). Этими знаниями прежде всего должны владеть следователи, поскольку им приходится непосредственно иметь дело с людьми, причастными к преступлениям: подозреваемыми, свидетелями, потерпевшими и другими. К таким людям необходим особый подход, рассчитанный на получение от них объективной и достоверной информации о совершенном преступлении. Здесь практически полезными могут оказаться социально-психологические знания, касающиеся восприятия и понимания людьми друг друга, оказания влияния на людей и другие.
Кроме того, нуждается в социально-психологических знаниях и сама практика организации и проведения суда. Здесь важно обеспечить условия, которые гарантируют установление истины, защиту свидетелей, объективность рассмотрения дела и принятие судом справедливого решения. Известно, к примеру, что на судей может оказать впечатление личность выступающего (прокурора, защитника, обвиняемого, потерпевшего, свидетелей), поэтому важно свести к минимуму всякого рода субъективные влияния на решение, принимаемое судом. Как следователям, так и судьям важно знать, какое влияние эмоции, установки и предубеждения людей могут оказывать на их суждения, уметь распознавать на практике, когда человек говорит правду, а когда скрывает ее, когда он искренен и когда лукавит.
Достаточно широки возможности социальной психологии в деле формирования правосознания людей. Правовые нормы являются одной из разновидностей социальных норм. Они, в свою очередь, изучаются в социологии и социальной психологии. Социальные психологи исследуют процесс становления и изменения социальных норм, рассматривают социальные нормы, их включение в структуру личности и в регуляцию ее поведения. Знания и методы, касающиеся социально-психологических закономерностей формирования и изменения социальных норм, могут использоваться в практике работы с людьми с девиантным поведением, склонными к правонарушениям, а также с теми, кто уже нарушил соответствующие социальные и правовые нормы. Па основе этих знаний может строиться, например, практика правового воспитания детей, формирование правосознания взрослых людей.
С вышеуказанной сферой деятельности смыкается и работа психологов, которые непосредственно трудятся в местах лишения свободы, работают как с осужденными, так и с персоналом пенитенциарных учреждений. Здесь могут быть использованы знания и методы, заимствованные из самых разных областей социальной психологии: психологии личности, психологии малых групп, психологии лидерства, психологии общения, психологии восприятия и понимания людьми друг друга. Кроме того, здесь могут быть задействованы многие методы собственно практической психологии, включая приемы индивидуальной и групповой психологической работы с людьми.
Экономика также стала областью широкого применения социально-психологических знаний и методов работы. В ней с помощью соответствующих знаний и методов решаются следующие основные вопросы:
Под организацией эффективного управления предполагается решение с помощью социальной психологии следующих частных вопросов, имеющих отношение к экономике:
Важной сферой приложения социально-психологических знаний в экономике является обеспечение эффективной деятельности управленческих и производственных групп и коллективов. Здесь весьма полезными могут оказаться знания из области научных исследований эффективности групповой деятельности, включая определение оптимальной величины, композиции, каналов коммуникаций в группе, установление распределения ролей, стиля руководства и регуляции межличностных отношений. По всем этим и другим вопросам социальная психология эффективной групповой деятельности располагает конкретными рекомендациями, которые могут быть использованы в управленческой практике.
Немало социально-психологических проблем и вопросов возникает в области принятия экономических решений. Данная тема волнует экономистов, начиная с XVIII века, однако социально-психологические знания в этой области стали использоваться только с двадцатого столетия. Еще в первой половине этого века были предложены основанные на социально-психологических знаниях способы организации групповой работы, рассчитанные на принятие оптимальных решений. Это, прежде всего, техника брейнсторминга и синектика, о которых мы уже говорили выше. Здесь напрямую применяются знания, касающиеся социальной психологии личности и малых групп. С их учетом осуществляется подбор специалистов в дискуссионные группы и проведение их практической работы. Жизнь показывает, что экономическая отдача от такой работы достаточно большая.
Изучение рынка сбыта выпускаемых товаров, в частности покупательского спроса, также предполагает использование социально-психологических знаний. Это прежде всего знания, касающиеся мотивации социального поведения людей, так как приобретение тех или иных товаров, пользование теми или иными услугами в обществе выступает как одна из форм социального поведения человека. Здесь также могут оказаться полезными сведения из области общения и восприятия людьми друг друга, а также касающиеся научных исследований психологии масс, включая процессы взаимовлияния людей, такие, например, как заражение, подражание и внушение. Наконец, известно, что по мере роста или психологического развития человека меняются его духовные интересы и материальные запросы. С их учетом должно строиться производство тех или иных товаров, разрабатываться область научных исследований, которые касаются социально-экономического прогнозирования.
Одной из основных сфер использования социально-психологических знаний в современной экономике является реклама. Здесь за последние годы даже выделилась особая прикладная сфера социально-психологических знаний - психология рекламы. Более чем половина психологических знаний, применяемых в этой области, - именно социально-психологические знания. Они используются при решении следующих связанных с рекламой вопросов:
Что касается подготовки управленческих кадров в сфере экономики, то здесь социально-психологические знания и методы используются следующим образом.
Во-первых, будущие руководители экономики получают определенные социально-психологические знания еще в то время, когда они обучаются в высших учебных заведениях.
Во-вторых, значительный объем дополнительных психологических знаний они приобретают в процессе повышения своей профессиональной квалификации, будучи руководителями.
В-третьих, для управленческих кадров написано немало научно-популярной литературы, позволяющей им повышать уровень психологической подготовки.
В-четвертых, с ними проводится немало социально-психологических тренингов, в ходе которых их обучают правильному восприятию людей, общению с ними и многим другим вещам, предполагающим знание социальной психологии.
В последние несколько десятков лет из социальной психологии выделились две области прикладных научных знаний, имеющие отношение к промышленному производству: психология управления и промышленная психологии. В их основе лежат именно социально-психологические знания.
Психология управления использует, например, знания о стилях лидерства. Здесь они интерпретируются как стили управления или стили руководства, и на их основе вырабатываются практические рекомендации, касающиеся совершенствования стилей управления людьми. Кроме того, в психологии управления ставятся и решаются вопросы, касающиеся подбора управленческих кадров по социально-психологических характеристикам людей, организации и проведения их тестирования. Эта область включает в себя также процедуры принятия управленческих решений с учетом рекомендаций психологов.
Если взять чисто практический, прикладной аспект психологии управления, то в нем имеются рекомендации, касающиеся различных моментов работы с управленческими кадрами, начиная с подбора кандидатов на управленческие должности и кончая проверкой профессиональной пригодности уже работающих управленческих кадров, а также повышением их квалификации. Все эти вопросы решаются с ориентацией на социально-психологические знания и методы.
Промышленная психология касается использования психологических знаний в организации производства. Здесь возникают и решаются следующие типичные вопросы:
Современная армия и профессиональный спорт не только опираются на социально-психологические знания, но давно уже располагают собственными и достаточно разветвленными психологическими службами. Их основной задачей является решение социально-психологических проблем, которые возникают в этих современных сферах деятельности людей. В частности, таких как:
Информация о работе Основные практические проблемы социальной психологии