Основные практические проблемы социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Социальная психология представляет собой одну из фундаментальных областей психологических знаний, она ставит и решает проблемы, имеющие принципиальный характер для познания психологии и поведения людей, ведет поиск решения практических проблем, возникающих в сфере общения и взаимодействия людей.
Здесь выделяются и изучаются:
явления, характеризующие общение и взаимодействие людей;
феномены, относящиеся к малым социальным группам;
вопросы взаимодействия и взаимовлияния индивида и группы;

Содержание работы

Введение. Предмет социальной психологии, её теоретические и прикладные задачи
Глава 1. История развития методологии социальной психологии
Этапы становления социальной психологии на Западе
Особенности развития социально-психологических идей в России
Методы социальной психологии
Классификация социально-психологических методов
Методы социально-психологического воздействия
Глава 2. Социальная психология и смежные дисциплины
Социально-психологические вопросы политики
Социальная психология и экономика
Социальная психология и промышленное производство
Социальная психология, армия и спорт
Социальная психология и медицина
Социальная психология и образование
Заключение. Современное состояние социальной психологии
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 75.63 Кб (Скачать файл)
  • поиск и нахождение точных определений изучаемых явлений;
  • классификация этих явлений с уточнением специфики тех из них, которые включаются в ту или иную классификационную группу;
  • научное объяснение природы соответствующих явлений;
  • изучение происхождения (генезиса) соответствующих явлений;
  • исследование динамики этих явлений (их формирования и изменения в процессе развития);
  • выяснение связей, существующих между различными социально-психологическими и другими, психологическими и не психологическими, явлениями.

Точные определения изучаемых в социальной психологии явлений необходимы, как и в любой другой науке, но, к сожалению, не всегда возможны по следующим причинам:

  • психология - гуманитарная, а не естественная (то есть по своей природе не точная) наука;
  • большинство явлений, изучаемых в социальной психологии, сложны, и их суть трудно полностью выразить в единственном предложении или кратком определении;
  • среди самих ученых не существует установки на поиск и признание единственно правильного определения того или иного явления;
  • сегодня отсутствуют общепринятые критерии правильности или неправильности того или иного определения, помимо, разумеется, чисто формальных (не содержательных) логических требований.

По указанным выше причинам многие социально-психологические феномены имеют не одно, а несколько различных определений.

Примерно так же, как с определением понятий, в социальной психологии обстоит дело и с классификацией изучаемых явлений, которая также возможна только в точных науках. Главная методологическая проблема, связанная с научной классификацией социально-психологических явлений, заключается в том, что не всегда можно выбрать нужное основание, доказать, что именно оно является самым главным, и добиться того, чтобы выделяемые классы явлений между собой не пересекались.

Непросто в социальной психологии дело обстоит с научным объяснением природы изучаемых в ней явлений. Этому есть несколько причин. В частности, предлагаемые здесь объяснения:

  • могут быть как психологическими, так и социальными;
  • могут выступать как редукционистские (сведение сложных явлений к более простым) или дедукционистские (выведение простых явлений из более сложных), элементарные (объяснение одного явления на основе другого, частного явления) или системные (объяснение явления как порождаемого взаимодействием множества факторов);
  • также могут существовать только на уровне умственных рассуждений, гипотез или предположений и экспериментально проверяемых, достоверных (не вызывающих сомнения) фактов.

Специфика современного социально-психологического знания такова, что оно допускает все указанные выше виды научных объяснений, но, к сожалению, не предлагает точного критерия: какое из них в том или ином случае следует предпочесть.

Выяснение связей, существующих между различными социально-психологическими и другими явлениями, - это теоретическая задача, которая предполагает ориентацию в данной науке на системный подход к изучению социально-психологических явлений. Такой подход соответствует природе социально-психологических явлений, так как они имеют множественные, системные связи с другими социальными и психологическими феноменами.

К прикладным задачам социальной психологии (их называют практическими, поскольку речь идет об использовании социально-психологических знаний в практике) в первую очередь относят:

  • выявление проблем социально-психологического характера, с которыми люди сталкиваются в их повседневной жизни;
  • разработка методов диагностики этих проблем;
  • создание и апробация методов социально-психологического воздействия;
  • поиск, обоснование и разработка способов практического решения соответствующих проблем;
  • квалифицированная оценка успешности решения соответствующих проблем;
  • подготовка практических социальных психологов (психологов, работающих в социальной сфере) в высших учебных заведениях;
  • взаимодействие социальных психологов с другими специалистами в решении практических проблем.

Как и другие фундаментальные психологические науки, социальная психология «страдает» общим для них недостатком: «чистые» научные знания, в которых, прежде всего, заинтересованы ученые, не всегда полезны для практики. Поэтому задача поиска научного обоснования и разработки способов решения практических социально-психологических проблем людей была и остается актуальной для современной социальной психологии.

Проблемы социально-психологического характера сравнительно редко возникают у людей изолированно от других их жизненных проблем. Оказывая практическую помощь людям, социальному психологу приходится взаимодействовать со специалистами разных профилей, например со служащими госучреждений, социальными работниками, педагогами, юристами и врачами. Это требует от практического социального психолога соответствующей подготовки, отличающейся от профессиональной подготовки психолога-исследователя или преподавателя психологии. Будущего практического социального психолога необходимо специально учить взаимодействию с другими специалистами в решении конкретных проблем людей.

 

  1. Методы социальной психологии

 

Общая характеристика методов современной социальной психологии

Выше мы уже отмечали, что социальная психология долгое время существовала и развивалась главным образом как рассуждающая, теоретическая наука. Когда в социальной психологии стали организовывать и проводить эксперименты, то в ней начали использоваться разнообразные методы общей психологии с учетом, естественно, специфики изучаемых в ней явлений. Кроме того, на совокупность методов исследования, применяемых в социальной психологии, оказало влияние и специфическое положение данной науки между психологией и социологией. В ней стали гораздо шире, чем в других психологических науках, использоваться методы, заимствованные из социологии. Это, прежде всего, интервьюирование, анкетирование и контент-анализ. Но оказалось, что методов, заимствованных из других наук, включая и модифицированные, недостаточно для проведения полномасштабных социально-психологических исследований. Это побудило ученых к созданию и разработке собственных методов исследования, среди которых, в частности, оказались:

  • аппаратурные методы, предназначенные для изучения взаимодействий и взаимоотношений в малых группах;
  • стандартизированные методы наблюдения за групповой деятельностью.

Многие социальные психологи, особенно в нашей стране, стали создавать специальные приборы для проведения групповых экспериментальных исследований. В конечном счете, арсенал способов, используемых в современной социальной психологии, оказался весьма разнообразным. Он включает в себя такие основные группы методов, как: теоретические, опытные и экспериментальные. Вместе взятые, они отражают особое положение, занимаемое социальной психологией среди других наук, а также специфику тех проблем, которые в ней изучаются.

Следует также иметь в виду, что социальная психология - это не только наука, но и разнообразная практика. Поэтому в ней используется большое количество методов практического воздействия на людей, социальные группы и массовидные явления психики. Такие практически ориентированные методы часто называют методами социально-психологического воздействия. Они также будут кратко обсуждены в конце этой главы.

 

  1. Классификация социально-психологических методов

 

Г.М. Андреева предлагает делить все методы социальной психологии на две основные группы: исследовательские методы и методы воздействия. Первые характеризуют социальную психологию как фундаментальную науку, а вторые представляют практическую социальную психологию.

Общая классификация методов, составленная с учетом сделанных в предыдущем разделе данной главы замечаний, выглядит следующим образом. Все методы исследования делятся на две основные группы: теоретические и эмпирические.

К теоретическим методам относят все способы, которые применяются при разработке и обосновании научных теорий. Сюда можно отнести такие методы, как:

  • обзорно-аналитический;
  • критический;
  • конструктивный.

Пользуясь первым, ученый изучает литературу по интересующему его вопросу, проводит обзор и анализ полученных другими учеными данных, имеющихся в опубликованной научной литературе, с целью их систематического описания и представления состояния дел в данной области научных знаний. При этом критический анализ сделанного другими учеными им не проводится, и вместо того, что уже сделано, ничего нового не предлагается, за исключением, возможно, новой классификации уже известных явлений!

Пользуясь вторым, специалист подвергает критическому анализу то, что сделано в науке, с целью выявления недостатков, имеющихся в проведенных исследованиях. Итогом критического анализа становится аргументированный перечень замечаний к проведенным исследованиям, к установленным в них фактам (закономерностям) и их общая критическая оценка.

Пользуясь третьим, ученый предлагает новое решение какой-либо проблемы и дает его теоретическое и/или экспериментальное обоснование.

Эмпирические методы включают в себя такие способы исследования, как:

  • наблюдение;
  • опрос;
  • метод анализа документов и продуктов деятельности отдельно взятого человека или социальных групп;
  • экспериментальные методы;
  • математические методы.

В свою очередь, метод наблюдения включает в себя такие разновидности, как:

  • открытое наблюдение;
  • скрытое наблюдение;
  • свободное наблюдение;
  • стандартизированное наблюдение;
  • стороннее наблюдение (наблюдение со стороны или внешнее наблюдение);
  • включенное наблюдение.

Также и метод опроса включает в себя такие разновидности, как:

  • устный опрос;
  • письменный опрос;
  • свободный опрос;
  • стандартизированный опрос;
  • открытый опрос;
  • закрытый опрос;
  • анкетный опрос.

К методам анализа документов или продуктов человеческой деятельности относят разнообразные способы, позволяющие изучать результаты человеческого труда, представленные либо в виде текстов (документов), либо в виде конкретных продуктов, принадлежащих людям или группам людей. В частности, контент-анализ - это метод специального, целенаправленного, стандартизированного и содержательного изучения текстов (документов), в процессе которого выделяются и оцениваются признаки, характеризующие психологию того, кто создал данный текст (документ), или того, кто в нем упоминается.

Математические методы исследования - это такие средства работы специалиста, которые позволяют представлять изучаемые в социальной психологии явления в численной форме или производить соответствующие количественные (математические) расчеты. Данные способы являются одними и теми же и в социальной, и в других областях психологии и, в свою очередь, делятся на две основные группы: методы математической статистики и методы математического моделирования.

 

  1. Методы социально-психологического воздействия

 

К методам социально-психологического воздействия относятся те способы, посредством которых оказывается воздействие на психологию и социальное поведение отдельных людей или групп. Наиболее часто они применяются в СМИ, в процессе организации и проведения публичных выступлений, в рекламе, пропаганде, агитации, в промышленности, индивидуальной и групповой психотерапии.

В частности, в средствах массовой коммуникации, в практике организации и проведения публичных выступлений, рекламе, пропаганде, агитации применяются специальные способы воздействия, позволяющие формировать и изменять социальные установки людей.

В политической пропаганде и коммерческой рекламе применяют процедуры формирования образа политика - имиджмейкерство; методы внушения и убеждения людей, их побуждения к покупке, приобретению того или иного товара.

В промышленности - способы, направленные на оптимальную организацию совместной работы людей: групповая дискуссия, брейнсторминг (мозогвая атака).

Широкое применение в практике нашли методы индивидуальной и групповой психотерапии (психокоррекции). Среди них можно назвать различные способы модификации поведения (поведенческая психотерапия), «промывание мозгов», а также разнообразные способы групповой работы, к которым относят разновидности социально-психологического тренинга, включая тренинг ассертивности, Т-группы, группы встреч, гештальтгруппы, психодраму, группы телесной психотерапии и многие другие.

 

Глава 2. Социальная психология и смежные дисциплины

Информация о работе Основные практические проблемы социальной психологии