Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:34, курсовая работа
Цель данной работы заключается в углубленном изучении основных видов памяти.
Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………..5
1 Понятие и общая характеристика памяти………………………………….5
1.1 Память как психический процесс………………………………………….5
1.2 Теории памяти………………………………………………………………7
2 Виды памяти ……………………………………………………………….11
2.1 Характеристика по психической активности…………………………...11
2.2 Кратковременная и долговременная память…………………………….14
3 Процессы памяти…………………………………………………………….17
3.1 Характеристика основных процессов……………………………………17
3.2 Индивидуальные отличия памяти………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………..23
Глоссарий………………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………………26
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Южно-Сахалинск |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Общая психология |
Тема |
Основные виды памяти и их характеристика |
Фамилия студента |
Климкина |
Имя студента |
Антонина |
Отчество студента |
Александровна |
№ контракта |
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
1 Понятие и общая характеристика памяти………………………………….5
1.2 Теории памяти………………………………………………………………
2 Виды памяти ………………………………………………
2.1 Характеристика по психической активности…………………………...11
2.2 Кратковременная и долговременная память…………………………….14
3 Процессы памяти…………………………………………………………….
3.1 Характеристика основных процессов……………………………………17
3.2 Индивидуальные отличия памяти………………………………………22
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………26
Приложения……………………………………………………
Память - это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. В настоящее время в психологии не существует единой, законченной теории памяти, а изучение феномена памяти остается одной из центральных задач.
Мнемические процессы, или процессы памяти, изучаются разными науками, которые рассматривают физиологические, биохимические и психологические механизмы процессов памяти.
Память — совокупность процессов, пронизывающих каждый миг жизни человека. Явления памяти не ограничиваются пассивным сохранением когда-то полученных сведений. Мы пользуемся услугами памяти каждый раз, когда делаем шаг, произносим слово, слышим звук. Поэтому неудивительно, что феномен памяти волнует исследователей с древности до наших дней. Еще в Античности к проблеме памяти обращались великие философы — Платон и Аристотель.
Позднее над этой проблемой работали религиозные мыслители, такие, как Блаженный Августин и Фома Аквинский. Среди первых психологов, начавших экспериментальные исследования мнемические процессов, был немецкий ученый Г. Эббингауз, который, исследуя процесс запоминания разных словосочетаний, вывел целый ряд законов запоминания. Он разработал первые экспериментальные методы изучения памяти, с помощью которых установил ряд важнейших закономерностей. Впоследствии память находилась в центре исследовательских программ практически всех школ и направлений психологической мысли.
Память остается центром притяжения интереса ученых и в XXI в. Специализированные журналы ежегодно публикуют тысячи статей, посвященных исследованиям памяти.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим - это основа психической деятельности.
Памятью человек пользуется постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек, полностью лишенный способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память относят к особым процессам, отдавая ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов. По определению В. Гжегорчика, «единственной мерой времени является память... Если бы не память, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы невыносимой». Эти слова вряд ли у кого вызовут сомнения. Трудно представить себе жизнь без памяти. Человека не мучила бы совесть за содеянные ранее аморальные поступки, он не мог бы гордиться тем, чего достиг, никогда бы не познал радость уважения к себе и чувство любви.
Любое ухудшение памяти вызывает у человека личные переживания. С памятью он связывает свое общее психическое и физическое состояние, уровень своей работоспособности, возможность выполнять профессиональные обязанности.
Наиболее подробно вопросы памяти человека разработаны в трудах ученых прошлого и современности: А. Бине, Г. Эббингауз, К. Бюлер, Т. Рибо, З. Фрейд, П. Жане, Л.С. Выготский, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и т.д.
Объект исследования: память.
Предмет исследования: виды памяти.
Цель данной работы заключается в углубленном изучении основных видов памяти.
Задачи данного исследования:
- рассмотреть понятие и общую характеристику памяти;
- раскрыть основные теории памяти;
- изучить основные виды памяти и дать им характеристику;
- раскрыть индивидуальные различия памяти, изучить основные виды процессов памяти.
Память - это способность человека сохранять прошлый опыт, а также в возможности его повторного использования в своей жизни и деятельности. Память - это следовое психическое отражение прошлого. Она дает возможность увязать в единый процесс прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти человек впитывает опыт предшествующих поколений, приобретает новые знания, умения и навыки1.
Приведенное выше общее определение памяти отражает ее психологическую сущность, но не является единственным. Обычно авторы дают такие формулировки памяти, которые более близко отражают решаемые ими конкретные задачи. Так, психолог, исследующий поведение крысы, которая «по памяти» направляется в ту или иную сторону в зависимости от уровня освещенности пути, говорит о памяти как о способности этого животного длительно хранить информацию и реагировать на усвоенные сигналы соответствующим образом. Конечно же, память человека не отвечает такому определению. Ясно, что процессы памяти, например, дипломата, воспроизводящего и обдумывающего смысл давнего разговора с министром иностранных дел страны пребывания, отличаются от «реактивной» памяти крысы.
Относительно памяти человека определения звучат несколько иначе. Например:
- Память - это совокупное
психическое отражение
- Память - процесс организации
и сохранения человеком своего
прошлого опыта, позволяющий
- Память - психическая
функция сохранения информации
о стимулах, событиях, образцах, идеях
и т.д. после того, как оригинальные
стимулы больше не
Но и подобных определений явно недостаточно, чтобы успешно оперировать понятием «память» при изучении ее различных аспектов. Память многолика, и в этой связи термин «память» обычно употребляется вместе с прилагательным (ассоциативная, генетическая и т.д.). Это позволяет установить четкие границы его применимости в каждом конкретном случае.
Люди всех времен относились
к памяти как к большой ценности.
Греческая мифология
Память - необходимое условие психического развития человека. Новые сдвиги в его психике всегда базируются на предыдущих достижениях, на основе достижений, зафиксированных в памяти.
Благодаря памяти сохраняется целостность "Я" человека, осознается единство его прошлого и настоящего. Без запаса представлений памяти невозможными были бы умственная деятельность, создание образов, воображение, ориентация в среде вообще. Человек, лишенный памяти, как доказал И.М. Сеченов, постоянно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть2.
Основными процессами памяти являются сохранение, узнавание, забывание и воспроизведение информации. Узнавание более простой процесс по сравнению с воспроизведением. Оно происходит при наличии объекта, в то время как воспроизведение — в его отсутствие.
Естественно, что легче выбрать из нескольких объектов тот, который мы уже видели, чем вспомнить его во всей совокупности характерных черт. Более сложный характер воспроизведения отражается и в онтогенетическом развитии памяти — узнавание появляется у детей уже к 4, а воспроизведение только к 9 месяцам.
Большинство экспериментальных исследований памяти были направлены на изучение закономерностей процессов забывания и сохранения, ведь именно от них зависит наша повседневная жизнь, возможность обучения, ориентировки в известных ситуациях, наши воспоминания о прошлой жизни, которые во многом являются основой нашего самосознания, осознания цельности себя и своего пути.
Известный немецкий ученый Г. Эббингауз, изучая процессы памяти, выстроил кривую забывания, показав, что более 60% информации забывается очень быстро, примерно в течение 3-4 часов после заучивания. Та же информация, которая осталась, сохраняется долго, практически бесконечно. Последующие работы показали, что существует так называемый эффект реминисценции, т.е. через какое-то время (примерно через день-два) казалось бы забытая информация всплывает в нашей памяти, оставаясь в ней уже надолго. Причем чем более значима информация, тем сильнее реминисценция.
Первые попытки научно объяснить феномен памяти на психологическом уровне были осуществлены в ассоциативном направлении психологии. Центральное понятие ассоциативной психологии — понятие ассоциации, что означает связь, объединение3.
Ассоциация - обязательный принцип всех психических образований. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, которые одновременно возникают в сознании.
В зависимости от условий, необходимых для их создания, ассоциации подразделяют на три типа: ассоциации по смежности, ассоциации по сходству, ассоциации по контрасту.
Ассоциация по смежности — это отражение в мозгу человека связей между предметами и явлениями, следующих друг за другом во времени (смежность во времени), или находящихся радом друг с другом в пространстве (смежность в пространстве). Ассоциации по смежности возникают при воспоминании событий, свидетелем которых был человек при заучивании учебного материала и т.п.
Ассоциация по сходству имеет место в тех случаях, когда в мозгу отражаются связи между предметами, похожими между собой в определенном отношении (ошибочное восприятие незнакомого человека как знакомого).
Ассоциация по контрасту возникает при отражении в мозгу человека предметов и явлений объективной действительности, связанных между собой противоположными признаками (высокий — низкий, быстрый — медленный, веселый — грустный и т.п.)4.
Особый вид ассоциаций
- порожденные потребностями
Причинно-следственные ассоциации являются основаниями для мыслительных и логических построений.
Объясняя механизм разных типов ассоциаций, ассоцианизм как направление не объяснял того, чем детерминирован этот процесс, что обусловливает его избирательность.
Решительной критике ассоциативную теорию подвергла гештальт-психология. Основным понятием новой теории стало понятие "гештальт", образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме ее отдельных частей. Поэтому создание связей базируется на организации материала, который определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу сходства по форме.
Согласно учению Павлова,
материальным носителем памяти является
пластичность коры больших полушарий
головного мозга, ее возможность
создавать новые временные
Физиологическое основание памяти тесно связано с закономерностями высшей нервной деятельности. Учение о создании временных нервных связей - это теория запоминания на физиологическом уровне. Условный рефлекс - это акт создания связи между новым и ранее закрепленным содержанием, что представляет собой механизм акта запоминания.
Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика