Основные виды памяти и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в углубленном изучении основных видов памяти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………..5
1 Понятие и общая характеристика памяти………………………………….5
1.1 Память как психический процесс………………………………………….5
1.2 Теории памяти………………………………………………………………7
2 Виды памяти ……………………………………………………………….11
2.1 Характеристика по психической активности…………………………...11
2.2 Кратковременная и долговременная память…………………………….14
3 Процессы памяти…………………………………………………………….17
3.1 Характеристика основных процессов……………………………………17
3.2 Индивидуальные отличия памяти………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………..23
Глоссарий………………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………………26

Файлы: 1 файл

Основные виды памяти и их характеристика.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

Вспомним еще раз  о выделенных выше видах памяти (образной, вербальной и т. д.) Каждый из перечисленных  видов памяти может быть ведущим, основным, главным, в наибольшей степени влияющим на результат, или вспомогательным, дополнительным, т. е. играющим в процессе запоминания менее заметную роль. Это зависит от того, каким образом человек запоминает информацию, с опорой на природную или культурную память.

Возможности природной  памяти у каждого свои. В среднем  количество непосредственно запомненной  информации для взрослого человека колеблется в пределах от 5 до 9 единиц (7± 2). Причем, объем природной памяти зависит от характера запоминаемой информации: человек в обычных условиях может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв (расположенных не по алфавиту), 4—5 цифр, 5 синонимов.

Количество опосредованно  запомненной информации может резко возрастать. Человек может помнить целые поэмы, параграфы, молитвы... Это происходит потому, что данную информацию осмысливает, погружается в нее, пропускает через свой опыт, душу и сердце.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Генетическая

 память

такая, в которой информация хранится в генотипе, передается и  воспроизводится по наследству.

2

Двигательная 

память

запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение  с достаточной точностью многообразных  сложных движений.

3

Долговременная память

память, способная хранить  информацию в течение практически  неограниченного срока.

4

Зрительная 

память

память, способная сохранять  и воспроизводить зрительные образы.

5

Кратковременная память

способ хранения информации в течение короткого промежутка времени.

6

Мгновенная 

память

полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.

7

Мнестическая деятельность

процесс преднамеренного  заучивания и воспроизведения следов.

8

Непроизвольная память

такое запоминание и  воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи.

9

Оперативная

память

рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне  от нескольких секунд до нескольких дней.

10

Память 

психофизиологический  и культурный процессы, выполняющие  в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

11

Произвольная

память

память при которой  мнемическая задача обязательно  присутствует, а сам процесс запоминания  или воспроизведения требует волевых усилий.


 

Список использованных источников

1

Башаева,  Т.В. Готовим  ребенка к школе: развиваем познавательные способности. Внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Диагностика, тесты, упражнения для детей 4-7 лет [Текст].- Ярославль: Академия развития, 2008.- 208 с. – ISBN 978-5-7797-1126-5.

2

Блонский, П.П. Память и  мышление/ [Текст]. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с. - ISBN 5-318-00216-1.

3

Горячев, М.Д.  Психология  и  педагогика:  Учебное  пособие/ [Текст]. -  Самара: Издательство «Самарский университет», 2007. - 187 с. - ISBN  978-5-7755-1905-6.

4

Козубовский, В.М. Общая  психология: познавательные процессы: учебное пособие [Текст]. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. - 368 с.- ISBN 978-985-441-668-7.

5

Крылов, А.А. Психология [Текст]: учебник. - М.: Проспект, 2005. - 495 с. - ISBN 5-482-00235-7.

6

Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]. - СПб.: Питер, 2005. - 592 с.- ISВN 5-272-00062-5.

7

Максименко, С.Д. Общая  психология [Текст]. - М.: Рефл-бук, 2006. - 528 с. - ISBN 5-87983-081-0.

8

Общая психология. В 7 т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б. С. Братуся [Текст]. - Т. 3. Память / В. В. Нуркова.- М.: Академия, 2006. - 320 с.- ISBN 5-7695-2420-0.

9

Рубинштейн, С.Л. Основы общей  психологии [Текст]: В 2 т. - Т. I. - СПб: Питер, 2008. – 594 с. - ISBN 5-691-00553-7.

10

Сорокун, П.А. Основы психологии [Текст].-  Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с. - ISBN 5-87854-355-9.

11

Узнадзе,  Д.Н. Общая психология/ [Текст]. –  СПб: Питер, 2004. –413 с. – ISBN 5-89357-121-5.

12

Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для  родителей и педагогов [Текст]. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 20 с.- ISBN 5-7797-0007-9.

13

Черемошкина, Л.В. Память. Дети 7-10 лет[Текст].- М.: Академия развития, 2008.- 144 с.- ISBN: 978-5-7797-0640-7.

14

Щербатых, Ю.В. Общая  психология.  Завтра экзамен/ [Текст]. — СПб.;  Питер,  2003. – 272с.- ISBN  978-5-388-00230-3.


 

Приложения

А

Б


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие [Текст]. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008.– С. 147.

2 Максименко, С.Д. Общая психология [Текст]. - М.: Рефл-бук, 2006. - С. 237.

3 Общая психология. В 7 т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б. С. Братуся [Текст]. - Т. 3. Память / В. В. Нуркова.- М.: Академия, 2006.- С. 132.

4 Сорокун, П.А. Основы психологии [Текст].-  Псков: ПГПУ, 2005 – С. 156.

5 Общая психология. В 7 т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б. С. Братуся [Текст]. - Т. 3. Память / В. В. Нуркова.- М.: Академия, 2006. – С. 139.

6 Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]. - СПб.: Питер, 2005. – С. 214.

7 Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие [Текст]. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. – С. 156.

8 Климов, Е.А. Общая психология [Текст]. – М.: Юнити, 2006. – С. 179.

9 Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие [Текст]. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. – С. 158.

10 Сорокун, П.А. Основы психологии [Текст].-  Псков: ПГПУ, 2005 – С. 187.

11 Климов, Е.А. Общая психология [Текст]. – М.: Юнити, 2006. –С. 216.

12 Общая психология. В 7 т. : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б. С. Братуся [Текст]. - Т. 3. Память / В. В. Нуркова.- М.: Академия, 2006. – С. 219.

13 Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие [Текст]. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. – С. 161.

14 Максименко, С.Д. Общая психология [Текст]. - М.: Рефл-бук, 2006. – С. 139.

15 Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие [Текст]. - 3-е изд. - Минск: Амалфея, 2008. – С. 164.

16 Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]. - Ярославль: Академия развития, 2006. – С. 19.

17 Максименко, С.Д. Общая психология [Текст]. - М.: Рефл-бук, 2006. – С. 246.




Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика