Основные виды памяти и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в углубленном изучении основных видов памяти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………..5
1 Понятие и общая характеристика памяти………………………………….5
1.1 Память как психический процесс………………………………………….5
1.2 Теории памяти………………………………………………………………7
2 Виды памяти ……………………………………………………………….11
2.1 Характеристика по психической активности…………………………...11
2.2 Кратковременная и долговременная память…………………………….14
3 Процессы памяти…………………………………………………………….17
3.1 Характеристика основных процессов……………………………………17
3.2 Индивидуальные отличия памяти………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………..23
Глоссарий………………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………………26

Файлы: 1 файл

Основные виды памяти и их характеристика.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

Для понимания причинной  обусловленности памяти важное значение приобретает понятие подкрепления. Подкрепление - это достижение непосредственной цели действия индивида или стимул, мотивирующий действие, это совпадение снова образованной связи с достижением цели действия, а "если связь совпала с достижением цели, он остался и закрепился" (И. П. Павлов).

Физиологическое понимание  подкрепления соотнесено с психологическим  понятием цели действия. Это - пункт  слияния физиологического и психологического анализа механизмов памяти. Запоминание того, "что было", не имело бы смысла, если бы оно не могло быть использовано для того, '"что будет".

В объяснении механизмов памяти есть еще так называемые физическая и биохимическая теории памяти5.

Согласно физической теории памяти, прохождение любого возбуждения через определенную группу клеток (нейронов) оставляет после себя физический след, что приводит к механическим и электронным изменениям в синапсах (место соединения нервных клеток).

При зрительном восприятии предмета будто бы происходит обследование предмета глазом по контуру, что сопровождается движением импульса по соответствующей  группе нервных клеток, которые якобы моделируют воспринятый предмет в виде пространственно-временной нервной структуры.

Эту теорию называют еще  теорией нейронных моделей. Процесс создания и активизации нейронных моделей и является основным в связи с процессами запоминания, воспроизведения и сохранения.

Установлено, что аксоны, отходящие от клеток, соединяются с дендритами другой клетки или возвращаются в тело своей клетки. В результате такой структуры возникает возможность циркуляции реверберирующих кругов возбуждения разной сложности. Так возникает самозарядка клетки, возбуждение не выходит за пределы определенной системы. Это так называемый нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти.

Биохимическая теория памяти выражается гипотезой о двухступенчатом характере процесса запоминания. Суть его состоит в том, что на первой ступени, сразу же после влияния раздражителя, в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, которая вызывает обратные физиологические процессы в клетке6.

Вторая стадия возникает  на основе первой — это собственно биохимическая реакция, связанная  с созданием белков. Первая стадия продолжается секунды (или минуты) и является механизмом кратковременной памяти. Вторая стадия, которая характеризуется необратимостью химических изменений в клетках, считается механизмом продолжительной памяти.

Сторонники химической теории памяти считают, что специфические изменения, которые происходят в нервных клетках под влиянием внешних раздражителей, и являются механизмами процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов полученных впечатлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды памяти

2.1   Характеристика по психической активности

 

Основаниями для выделения  различных видов памяти служат: характер психической активности, степень  осознанности запоминаемой информации (образов), характер связи с целями деятельности, продолжительность сохранения образов, цели исследования (см. Приложение А)7. По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную, словесно-логическую.

Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют:

- зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);

- слуховую (звучание любимой  песни, голос матери, шум турбин  реактивного самолета или морского  прибоя);

- вкусовую (вкус любимого  напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);

- обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);

- тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло комнатной отопительной батареи).

Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при одноразовом прослушивании лекции (т.е. при использовании только слуховой памяти) студент на следующий день может воспроизвести лишь 10% ее содержания. При самостоятельном зрительном изучении лекции (используется лишь зрительная память) эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%. Практическая отработка лекционного материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.

Двигательная  (моторная)  память проявляется в способности  запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

Эмоциональная память - это  память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из

наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» - говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.

Этот вид памяти воспроизводит ранее испытанные человеком чувства или, как говорят, воспроизводит вторичные чувства. При этом вторичные чувства могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный. Например, то, чего мы ранее опасались, теперь может стать желанным. Так, вновь назначенный на должность начальник, по слухам, слыл (и на первых порах таковым воспринимался) человеком более требовательным, чем предыдущий, что вызывало естественную тревогу у работников. Впоследствии же оказалось, что это не так: требовательность начальника обеспечила профессиональный рост сотрудников и увеличение их зарплаты.

Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека8.

Словесно-логическая,  или семантическая, память - это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Кстати, с возрастом механическая память имеет тенденцию ухудшаться.

Примером может служить «насильственное» запоминание слов, не связанных между собой по смыслу9.

Логическая  память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме.

По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память. Имплицитная  память - это память на материал, который человек не осознает.

Процесс запоминания  идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению. Проявление такой памяти требует «запуска», в качестве которого может выступить потребность решить какую-то важную для данного момента задачу. При этом он не осознает те знания, которыми обладает.

В процессе социализации, например, человек воспринимает нормы и ценности своего общества без осознания основных теоретических принципов, которыми руководствуется в своем поведении. Это происходит как бы само собой.

Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.

По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели.

Информация сохраняется как  бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает. Пример непроизвольной памяти - запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.

Произвольная  память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное  с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов.

Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и ареста при встрече. Следует отметить, что сравнительная характеристика произвольной и непроизвольной памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.

 

2.2 Кратковременная и долговременная  память

 

По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.

Мгновенная  (сенсорная)  память - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:

- иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на  короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза, затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного и составит содержание этого вида памяти);

- эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2- 3 с после краткого слухового раздражителя).

Кратковременная  (рабочая)  память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.10

Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Долговременная  память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в  сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Следует отметить, что по отношению к долговременной памяти кратковременная память представляет собой своеобразный «контрольно-пропускной пункт», через который воспринимаемые образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются.

Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря.

В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти11.

Генетическая  (биологическая)  память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида. Она сохраняет склонность человека к определенным видам поведения и образцам действия в конкретных ситуациях.

Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека. Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там,

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.

Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика