Основные виды памяти и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в углубленном изучении основных видов памяти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………..5
1 Понятие и общая характеристика памяти………………………………….5
1.1 Память как психический процесс………………………………………….5
1.2 Теории памяти………………………………………………………………7
2 Виды памяти ……………………………………………………………….11
2.1 Характеристика по психической активности…………………………...11
2.2 Кратковременная и долговременная память…………………………….14
3 Процессы памяти…………………………………………………………….17
3.1 Характеристика основных процессов……………………………………17
3.2 Индивидуальные отличия памяти………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………..23
Глоссарий………………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………………26

Файлы: 1 файл

Основные виды памяти и их характеристика.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.

Автобиографическая память - это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти)12.

Все виды памяти, относящиеся  к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.

 

 

 

 

  1. Процессы памяти

3.1 Характеристика основных  процессов

 

К процессам памяти относятся  следующие (см. Приложение Б)13:

1) запоминание - такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно - в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;

2) сохранение - процесс переработки и удержания информации;

3) воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненного материала;

4) забывание - процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.

Под запоминанием подразумевают  избирательное закрепление (запечатление) образа в памяти. Лучше всего запоминается то, что связано со значимыми целями, мотивами и способами деятельности данного человека. Процесс запоминания, как и сама память, может быть произвольным и непроизвольным (в зависимости от наличия или отсутствия цели при запоминании), кратковременным, оперативным и долговременным (в зависимости от того, какие задачи «обслуживает» память).

Различают также ассоциативное  запоминание, при котором воспринимаемый образ связывается с каким-либо другим образом (вспомним знаменитые житейские  «узелки на память»); осмысленное  запоминание, где ведущими являются процессы мышления и осознание логических связей между воспринимаемыми объектами или их частями; механическое запоминание, реализуемое в результате простых многократных и однотипных повторений по восприятию образа.

Запоминание является составной  частью деятельности особого вида - мнемической. Так, например, для преподавателей, лекторов, политиков, артистов мнемическая деятельность есть одна из важнейших.

Сохранение. Само название процесса отражает его психологическую сущность. Информация должна храниться в памяти человека некоторое время в связи с тем, что она обычно значима для него. Сохранение информации - сложный процесс, в ходе которого информация должна подвергнуться переработке, упорядочению и классификации. Мозг производит статистический анализ поступающей информации, в результате которого становится возможной оценка вероятности соответствующих событий и, следовательно, планирование своего поведения.

Различают несколько  форм сохранения, названия которых  совпадает с соответствующими видами памяти14:

- реконструктивное,

- репродуктивное,

- эхоическое,

- эпизодическое.

Реконструктивное сохранение информации осуществляется в долговременной памяти. Здесь информация подвергается изменениям в деталях, сохраняя при этом общие признаки (из памяти исчезают небольшие фрагменты материала, очередность событий и др.). Реконструкция обычно вызывается поступлением новой информации, которая вытесняет из памяти уже хранящуюся там информацию.

Репродуктивное сохранение основано на запоминании оригинального элемента объекта.

Эпизодическая форма  сохранения информации связана с  фиксацией эпизодов, касающихся времени, места и условий ее приема.

Эхоическое сохранение чрезвычайно непродолжительно: после краткого слухового воздействия слуховой образ сохраняется 2-3 с.

Воспроизведение - восстановление ранее отраженного в сознании человека образа объекта без повторного его восприятия. Воспроизведение может осуществляться в произвольной и непроизвольной формах. Произвольная форма предполагает постановку перед индивидом репродуктивной задачи в соответствии с конкретной целью. При непроизвольной форме задача решается без предварительно поставленной цели под влиянием мыслей, представлений и чувств, возникающих в текущий момент. Воспроизведение осуществляется посредством извлечения образа из долговременной памяти и перевода его в оперативную.

Воспроизведение и запоминание являются процессами несовместимыми: человек может в данный момент времени осуществлять или один процесс, или другой.

Существуют разные виды воспроизведения15:

- узнавание - воспроизведение образа либо при его повторном восприятии (узнавание по памяти), либо на основе представлений о нем (узнавание по представлению);

- реминисценция - мало  изученное явление улучшения:  воспроизведения достаточно объемной  информации через некоторое (иногда достаточно большое) время после ее получения (например, сложный учебный материал, усвоенный при подготовке к экзамену, зачастую воспроизводится лучше не сразу после заучивания, а через 2-3 дня);

- припоминание - преднамеренное  поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту Камина, припоминание улучшается через несколько минут и через 24 ч);

- воспоминание - это воспроизведение  информации, касающейся прошлого  из жизни человека.

Ошибки воспроизведения связаны с явлениями контаминации и конфабуляции. Контаминация  связана со склонностью человека привносить в воспроизводимую информацию элементы, связанные с прошлым опытом, ожиданиями, установками и др.

Конфабуляция предполагает добавление деталей или заполнение пробелов памяти домыслами. Она может быть как преднамеренной, манипулятивной, так и бессознательной.

Забывание - это процесс  постепенного снижения возможности  воспроизводить образ объекта, хранящийся в долговременной памяти. Для нормально функционирующей памяти процесс забывания может быть отнесен к одному из уровней16:

- высокому, когда человек  не может самостоятельно восстановить  образ объекта, но относительно  просто сделает это после повторного  опыта;

- среднему, когда полное  самостоятельное воспроизведение затруднено, но легко осуществляется при представлении каких-то признаков образа (иногда человеку достаточно издалека показать его записи, чтобы в его памяти восстановилось почти все написанное);

- низкому, когда человек  восстанавливает информацию самостоятельно без ошибок.

Как показывают исследования памяти (П. И. Зинченко, А.А. Смирнов и  др.), быстрее забывается информация, которой принадлежит второстепенная роль в содержании. Долго удерживается информация, которая несет основную смысловую нагрузку. Высокие темпы забывания имеют место сразу после заучивания материала.

Для длительного удержания  в памяти информации важно с самого начала обеспечить качественное ее запоминание  и закрепление путем повторения в первые дни после того, как она была получена.

Важное условие продуктивного  запоминания — осмысленность, понимание того, что является его предметом.

Каждый человек имеет  индивидуальные отличия памяти, которые проявляются в разных сферах его мнемической деятельности.

В процессах памяти индивидуальные отличия проявляются в скорости, точности, качестве запоминания и готовности к воспроизведению.

Скорость запоминания  определяется количеством повторений, необходимых для запоминания нового материала.

Точность запоминания  характеризуется соответствием воспроизведенного тому, что запомнилось, и количеством возможных ошибок.

Прочность запоминания  проявляется в продолжительности  сохранения заученного материала (или  в медленности его забывания).

Готовность к воспроизведению  проявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может припомнить необходимую информацию.

Индивидуальные отличия  памяти могут быть обусловлены типом  высшей нервной деятельности. Скорость создания временных нервных связей связана с силой процессов забывания и торможения, что обусловливает точность и прочность запоминания17.

При сильном, но медленном  торможении дифференциация впечатлений  происходит медленно, что может отражаться на точности запоминания. Если у человека сформированы рациональные способы мнемической деятельности, выработаны соответствующие привычки — аккуратность, точность, ответственность, то негативные проявления, обусловленные типологическими особенностями нервной системы, могут корректироваться.

3.2 Индивидуальные отличия памяти

 

 Отличия проявляются в том, какой материал лучшее запоминается - образный, словесный или в равной мере продуктивно тот и другой.

В связи с этим в  психологии различают наглядно - образный, словесно-абстрактный, смешанный, или  промежуточный типы памяти. Эти типы обусловлены отчасти соотношением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека, но главным образом условиями жизни и требованиями профессиональной деятельности.

Так, наглядно-образный тип  памяти чаще встречается у художников, писателей, музыкантов, словесно-абстрактный - у ученых, философов. Смешанный тип памяти имеет место у людей, в деятельности которых не наблюдаются заметные преимущества наглядно-образного или словесно-абстрактного типа.

Учитывать индивидуальные отличия памяти важно в учебной работе, чтобы максимально продуктивно использовать потенциальные возможности каждого человека и всесторонне развивать его память.

Заключение

Память - это основа психической  жизни, основа нашего сознания. Это  волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком.

Любая простая или  сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд.

Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи  между отдельными фактами и событиями.

Память многолика. Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь; это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т. д. Все это долговременная память. Но существует и кратковременная память.

Например, нужно не забыть сказать сыну, чтобы он надел чистую рубашку, не забыть купить газету и  т.п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды или минуты. Такая память и называется кратковременной.

Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память.

Кроме того, в зависимости  от того, какую информацию человек  запоминает, можно выделить: память на слова (словесная или вербальная память), память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т. д. Каждый человек, какими бы слабыми способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации. Если человек просто заучивает, многократно повторяя материал, зазубривает его или быстро запечатлевает, как бы фотографирует, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным, т. е. без средств. А что такое запоминание без средств? Это не что иное, как работа природной памяти.

В тех случаях, когда  человек старается запомнить, ищет для этого какие-то способы или  приемы, осмысливает материал и т.д., речь идет о принципиально ином, качественно более высоком запоминании, о логическом (опосредованном, т. е.  с   помощью средств).

Как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной, ибо только благодаря приемам запоминания человек становится способным управлять процессом запоминания и, следовательно, управлять собой.

Информация о работе Основные виды памяти и их характеристика