Основы гендерной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:25, контрольная работа

Описание работы

Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

Содержание работы

Введение. 3
Задание №1 3
Теоретический анализ основных понятий гендерной психологии: 3
Основные положения версии экзистенциализма Симоны де Бовуар 8
Задание №2Развернутый анализ материалов Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой в декабре 1979 года, получившей название Женская конвенция или Билль о правах женщин как комплексной стратегии внедрения проблематики равенства полов на все уровни общества. 9
Задание 3.Описать и проанализировать проявления гендерного поведения в сфере социального взаимодействия (на конкретном примере из жизни или на примере из художественной литературы)…………………………………….18
Задание 4.Разработка Тренинга гендерных отношений (тренинг полоролевых отношений), направленный на формирование гендерных отношений методами групповой работы 22
Задание 5.Психодиагностическое исследование. 34
Заключение 36
Список используемой литературы: 37

Файлы: 1 файл

гендерная психология.docx

— 75.77 Кб (Скачать файл)

Результаты тренинга: в  процессе активного социального  обучения ожидается изменение асимметричных  гендерных установок среди подростков, повышение толерантности по отношению  к разнообразию гендерных моделей  взаимодействия.

Содержание программы

Занятие 1. Вводное (90 минут).

Цель – подготовка участников группы к обсуждению гендерной сферы  бытия личности.

Занятие проводится в три  этапа. На первом этапе – знакомства – ведущий предлагает участникам представить себя в произвольной манере. А именно: назвать имя, которое  участник предпочитает в качестве обращения  к себе, и одно прилагательное, наиболее ёмко характеризующее личность участника  с его/её точки зрения. После предъявления имени участнику необходимо немного  рассказать о себе (всё, что он/она  считает нужным для презентации  своего публичного «Я»). Когда все  участники представятся, ведущий  берет теннисный мячик и предлагает психогимнастическую процедуру продолжения знакомства – игра «А никто из вас не знает, что я…». Содержание игры: участники вместе с ведущим произвольно перебрасывают друг другу мячик; при этом бросающий сопровождает свой бросок фразой «А никто из вас не знает, что я…», в которой открывает для участников какую-либо малоизвестную или неизвестную информацию о себе, о своих качествах, желаниях, мыслях и т.п., что, на его/ее взгляд может быть интересным для окружающих. Эта игра повышает сплоченность и способствует созданию в группе атмосферы доверия. Первый этап занятия длится 15-20 минут.

Проведение этапа знакомства даже среди хорошо знакомых между  собой участников позволяет создать  рабочий настрой и перейти  ко второму этапу – представлению  участниками своего гендерного образа.

Второй этап - презентация  личного гендерного образа: участникам предлагается через небольшой рассказ  представить себя группе уже в  качестве мужчины или женщины, мальчика или девочки (в соответствии со своим  полом): «Я как мальчик (мужчина)…» и  «Я как девочка (женщина)…». Второй этап занятия длится 15-20 минут.

Третий этап - обсуждение личных презентаций - групповая дискуссия, в которой ведущий акцентирует  внимание участников на том факте, что  они преимущественно говорят  о себе как мужчине или женщине, предъявляя свои социально-психологические, а не биологические характеристики. Причем, эти характеристики могут  совпадать у разных по полу участников. Следовательно, участники осознают, что представления о мужественности и женственности складываются и  реализуются только в рамках межличностного взаимодействия и имеют опосредованную, а не прямую связь с биологическими особенностями мужского и женского организма. Дискуссия длится 15-20 минут.

После дискуссии ведущий  предлагает участникам объединиться в  малые группы по 3-4 человека, каждому  взять листы бумаги и карандаши  и в течение 15 минут постараться  изобразить идеального мужчину и  идеальную женщину. После этого  ведущий начинает групповое обсуждение рисунков, обращая внимание участников группы на влияние гендерных стереотипов  на изображение и восприятие сделанных  рисунков, а также – на связь  устных и визуальных гендерных образов. Групповая дискуссия длится 15-20 минут.

По завершении занятия  ведущий организует высказывания участников по кругу по поводу того, что они  узнали на этом занятии и с какими чувствами покидают его. Завершение занятия – 5-10 минут.

Занятие 2 (100 минут).

Цель – выявление специфики  личной гендерной социализации участников группы.

Начало занятия – разминка. Участники садятся по кругу, ведущий  становится в центре круга и дает инструкцию: «Я буду называть какой-нибудь признак, и все, кто обладает этим признаком, должны встать и поменяться местами друг с другом. Понятно? Итак, внимание, все, у кого есть сестры, пожалуйста, поменяйтесь местами». Ведущий несколько раз называет в качестве общего признака агентов процесса гендерной социализации личности (сестры, братья, папы, мамы, бабушки, дедушки и т.п.) или институт социализации (например, кто посещал детский сад, спортивную школу, музыкальную школу и т.п.). Эта разминка подготовит участников к работе по основной теме занятия. Разминка длится 5-7 минут.

Основная часть.

Ведущий разбивает участников на малые группы и предлагает им в течение 15 минут вспомнить и  обсудить между собой историю  отношений мужчин и женщин в своей  семье с акцентом на следующих  темах:

- как взаимодействовали между собой Ваши бабушки и дедушки? Какие у них были обязанности по дому, чем занимались вне дома?

- как взаимодействовали между собой Ваши мама и папа? Какие у них обязанности по дому, чем занимаются вне дома?

Затем участники собираются в общий круг, и ведущий начинает групповую дискуссию, задачей которой  является обнаружение значимых источников информации о моделях гендерных отношений и актуализация содержания транслируемой этими источниками информации. Основной акцент ведущий делает на выявлении гендерных стереотипов асимметричного и сексистского содержания и сопоставлении их с эгалитарными гендерными представлениями значимых агентов социализации. Сопоставление позволит ведущему актуализировать у участников представление о множественности гендерных моделей и повысить уровень осознания и критичности по отношению к традиционным стереотипам. Длительность дискуссии 30 минут.

После этой дискуссии ведущий  предлагает участникам еще раз разбиться  на малые группы (попросив в этот раз объединиться так, чтобы малые  группы оказались составлены из участников, которые не собирались вместе в предыдущий раз). И предлагает в течение 15 минут  обсудить между собой следующие  темы:

- какая информация о должном поведении мальчика/девочки поступала к Вам от родителей, учителей, сверстников?

- каким информационным посланиям Вы сейчас следуете, что замечаете в своем поведении из этих посланий/ожиданий окружающих?

- каким посланиям Вы сопротивляетесь, что делаете против посланий/ожиданий окружающих в отношении Вашего поведения?

Затем участники собираются в общий круг, и ведущий начинает общую дискуссию о впечатлениях участников, которые они получили в малых группах. Длительность дискуссии  – 30 минут.

Завершение встречи –  высказывания участников по кругу о  своем состоянии после групповой  работы – 5 минут.

Занятие 3 (80 минут).

Цель – выявить внутренние гендерные стереотипы участников и  их проявление в межличностном взаимодействии.

Разминка (15 минут). Участники  садятся по кругу, и ведущий дает им следующую инструкцию: «Пусть каждый из вас подумает над тем, какое  качество вы больше всего цените в  людях. После того, как вы выберете это качество, придумайте (или вспомните) короткий рассказ, который бы нес  информацию о нем. Остальные участники  должны по вашему рассказу догадаться, о каком качестве идет речь». Затем  ведущий предлагает нескольким участникам по желанию рассказать о выбранном  качестве.

Основная часть (60 минут). Участники делятся на «двойки»: «родитель» и «ребенок». Каждой «двойке» предлагается разыграть проблемную ситуацию общения «родителя» и «ребенка», связанную с гендерно нетипичным поведением/желанием «ребенка» (например, «сын» решил стать воспитателем детского сада, «дочь» решила стать слесарем автосервиса/ спортсменом-гонщиком и т.п.). Каждый должен выступить в роли «родителя» и «ребенка». После каждой серии ролевого взаимодействия проводится групповая дискуссия, в которой ведущий делает акцент на чувствах и поведенческих реакциях, которые возникали у участников в той или иной роли. В ходе обсуждения чувств ведущий может задавать участникам вопрос о том, мешает ли несоответствие традиционным гендерным стереотипам человеку проявлять те значимые личностные ка-чества, о которых шла речь в разминке.

  Завершение работы: участники по кругу высказываются о своих чувствах, которые у них остаются по окончании тренинга – 15 минут.

Занятие 4 (90 минут).

Цель – осознание гендерной  структуры повседневной практики общения  и взаимодействия.

Участникам предлагается ролевая игра «Интервью с политиком». В качестве интервьюируемых политиков  выбираются видные фигуры – мужчина  и женщина. Группа делится на две  части. В каждой части один человек  выбирается в качестве протагониста политика (независимо от совпадения пола студента и изображаемого политика). Противоположная подгруппа готовит  для него/нее список вопросов. По очереди подгруппы выступают  в роли журналистов на пресс-конференции  политика из противоположной подгруппы.

Задачи игры: отследить, как  будут задаваться вопросы; на что  они будут направлены, что будет  интересовать в первую, во вторую и  т.д. очередь; какие вопросы чаще задаются мужчине, а какие – женщине-политику.

По окончании игры проводится групповое обсуждение увиденного с  позиций критического восприятия гендерной  асимметрии в организации интервью с мужчиной-политиком и с женщиной-политиком. Особое внимание необходимо уделить  чувствам, возникавшим у участников, исполнявших роль интервьюируемого политика.

В завершение встречи участники  по кругу высказываются о своих  впечатлениях – 5-7 минут.

Занятие 5 (90 минут).

Цель – исследование ограничений, налагаемых на личность традиционными  асимметричными гендерными стереотипами.

Ведущий предлагает участникам за 10 минут написать небольшое эссе (1-1,5 страницы) на тему «Если бы я  на один день стал/а женщиной/ мужчиной». После выполнения задания проводится групповое обсуждение написанных эссе – 30 минут.

Затем участникам предлагается составить список свойств характера, которые мешают или помогают им достигать  личных целей – 10 минут. После этого  проводится групповая дискуссия, в  которой акцент делается на обнаружении  того, насколько выделенные качества личности соотносятся с гендерными стереотипами маскулинности/фемининности – 30 минут.

По завершении занятия  участники по кругу высказывают  свои впечатления и мысли – 10 минут.

Занятие 6 (95 минут).

Цель – исследование гендерной  дискриминации в профессиональных отношениях.

Разминка – участники  стоят по кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представим, что все мы – атомы. Атомы выглядят так [тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти  к плечам]. Атомы постоянно двигаются  и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным. Оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все  сейчас начнем двигаться по комнате, и время от времени я буду говорить какое-либо число, например, 4. И тогда  атомы должны объединиться в молекулы по четыре атома в каждой. Молекулы выглядят так [тренер показывает вместе с двумя участниками группы:  они стоят лицом друг у другу, касаясь друг друга предплечьями]». Замечание: во время выполнения разминки тренер участвует в ней вместе с другими членами группы и не называет таких чисел, когда один участник мог бы остаться один, вне молекулы. В конце упражнения ведущий называет число, равное количеству всех участников. По завершении упражнения все занимают свои места, и ведущий задает вопрос: «Можем ли мы приступать к работе?». 10 минут.

Участники разбиваются на малые группы, которым предлагается подумать над тем, где, в чем и  в каких формах в нашем обществе встречается дискриминация мужчин (женщин), чем вызваны эти дискриминационные  отношения в профессиональной сфере? – 15 минут.

Затем участники возвращаются в общий круг, и ведущий начинает обсуждение впечатлений и мыслей, которые возникли у них при  работе в малых группах – 30 минут.

В продолжение дискуссии  ведущий предлагает участникам обсудить следующий вопрос: чем можно помочь человеку в ситуации гендерной дискриминации? – 30 минут.

По завершении занятия  участники по кругу высказывают  свои впечатления и мысли – 10 минут.

Занятие 7 (95 минут).

Цель – распознавание  и преодоление элементов сексизма в социальных практиках.

Разминка – ведущий  предлагает участникам по кругу поделиться своим эмоциональным состоянием вербальным или невербальным способом – 5 минут.

Затем ведущий разбивает  участников на малые группы и раздает  им заранее подготовленные печатные материалы – вырезки из газет  и журналов (статьи, иллюстрации, рекламные  страницы и т.п.), дает определение  сексизма и предлагает проанализировать эти материалы с точки зрения наличия или отсутствия в них  сексизма: что на их взгляд является признаком сексизма и можно ли передать смысл предложенной статьи без сексизма – 15 минут.

Затем проводится групповое  обсуждение результатов работы в  малой группе – 30 минут.

По окончании групповой  дискуссии ведущий вновь разбивает участников на малые группы, раздает им листы бумаги и цветные карандаши и предлагает в течение 20 минут разработать макет молодежного журнала, в котором не было бы признаков сексизма.

Затем проводится групповое  обсуждение результатов работы в  малой группе – 20 минут.

На следующее занятие  участникам дается задание самостоятельно выбрать какое-нибудь средство массовой информации (газету, журнал, теле- или  радиопрограмму), определить выборку  исследования (определенное число выпусков СМИ) и материал для исследования (статьи, реклама, фильмы, новости, музыкальные  передачи, ток-шоу и т.п.)

Вопросы для структурирования и представления результатов  исследования:

- каким источником вы пользовались (тип носителя информации)?

- что смотрели?

- как собирали данные (время, частота)?

- что наблюдали (какую программу/газету и т.п., сколько выпусков/номеров и т.п.)?

Информация о работе Основы гендерной психологии