Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:25, контрольная работа
Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.
Введение. 3
Задание №1 3
Теоретический анализ основных понятий гендерной психологии: 3
Основные положения версии экзистенциализма Симоны де Бовуар 8
Задание №2Развернутый анализ материалов Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой в декабре 1979 года, получившей название Женская конвенция или Билль о правах женщин как комплексной стратегии внедрения проблематики равенства полов на все уровни общества. 9
Задание 3.Описать и проанализировать проявления гендерного поведения в сфере социального взаимодействия (на конкретном примере из жизни или на примере из художественной литературы)…………………………………….18
Задание 4.Разработка Тренинга гендерных отношений (тренинг полоролевых отношений), направленный на формирование гендерных отношений методами групповой работы 22
Задание 5.Психодиагностическое исследование. 34
Заключение 36
Список используемой литературы: 37
- какие темы, относящиеся к гендерной проблематике, вы обнаружили?
Участникам также предлагается выполнить второе домашнее задание: оценить атмосферу гендерной толерантности и равноправия на занятиях с помощью метода структурированного наблюдения по опроснику Мерсели Дженкинс:
1. Говорите ли Вы и Ваши собеседники на гендерно нейтральном языке, используете ли Вы и Ваши собеседники при разговоре обращения обоего рода?
2. Одинаковым ли образом относится содержание преподаваемых вам предметов, речи преподавателей на уроках к мужчинам и женщинам?
3. Показывается ли в равной степени профессиональная деятельность, достижения, проблемы и опыт женщин и мужчин в читаемых вами учебниках? Обращаете ли Вы внимание на возможные проблемы такого рода в текстах?
4. Есть ли в читаемых вами учебных текстах гендерные стереотипы?
5. Отражают ли читаемые Вами учебники и прослушиваемые предметы ценности, свободные от предубеждений по признаку пола?
В завершение работы участники по кругу высказывают свои впечатления и мысли – 10 минут.
Занятие 8 (90 минут).
Продолжение занятия 7.
Цель – провести деконструкцию гендерных стереотипов.
Обсуждение в группе результатов выполнения домашнего задания.
В завершение работы ведущий предлагает участникам вспомнить гендерно окрашенные пословицы, поговорки и анекдоты, а затем изменить гендер лиц, о которых они сложены.
Занятие 9 (100 минут).
Цель – определить влияние сексистских установок на восприятие гендерных образов партнеров по общению.
Разминка: участники садятся по кругу, ведущий берет лист бумаги и карандаш и предлагает всем нарисовать общую картину человека. Инструкция: «Давайте нарисуем картину. Я возьму бумагу и нарисую какую-нибудь деталь будущего человека, потом передам этот лист следующему участнику, которая дополнит эту деталь своей и так далее, пока каждый не внесет в рисунок свой элемент». По окончании разминки ведущий задает группе вопрос: «Как вы себя чувствуете, может быть, возникли чувства, которыми хотелось поделиться с другими?» - 10 минут.
После разминки ведущий разбивает участников на малые группы и предлагает в течение 20 минут обсудить следующие вопросы (вопросы целесообразно раздать за день до начала занятия в качестве домашнего задания):
- Что для вас значит быть мужчиной (женщиной)?
- С чем, с какими характеристиками связано ваше восприятие себя в качестве мужчины (женщины)?
- Как вы думаете, насколько вы толерантны к лицам, чей гендерный облик не совпадает с вашими представлениями?
- Как вы думаете, какими личностными особенностями отличаются люди с нетипичным, на ваш взгляд, гендерным обликом?
- Представьте себе, что вы стали инвалидом с физическим недостатком, как бы изменился ваш образ маскулинности/фемининности? Как бы вы себя ощущали? Что бы изменилось в вашей жизни? Что не изменилось?
- Сталкивались ли вы когда-либо с инвалидами или людьми с физическими недостатками? Какие вы испытывали чувства от этой встречи?
Затем участники собираются в общий круг, и ведущий просит всех высказать свои мысли и впечатления от обсуждения вопросов в малых группах – 30 минут.
После групповой дискуссии ведущий предлагает участникам в течение 15 минут написать небольшое (1-1,5 стр.) эссе «Если бы я на один день стал женщиной (стала мужчиной)». Затем ведущий предлагает обсудить впечатления участников, которые возникли у них в ходе этой работы – 20 минут.
В завершение работы участники по кругу высказывают свои впечатления и мысли – 10 минут.
Задание 5.Психодиагностическое исследование.
Исследование проводилось в спортивно-оздоровительном центре «Тонус-Центр». В исследовании приняло участие 12 человек, из которых 6 женщин и 6 мужчин в возрасте 23-27 лет.
Опросник «Кто я?», разработан М. Куном и Т. Макпартлендом. Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией. В течении 12 минут необходимо дать не менее 20 ответов на вопрос «Кто я?».
Исследование «Кто я?»
№ п/п |
пол |
Семейные роли |
Профессиональные роли |
Другие социальные роли |
Характеристики | ||||||||||||
Фемининные |
Маскулинные |
Нейтральные | |||||||||||||||
Количественные значения |
1 |
ж |
3 |
3 |
6 |
3 |
- |
4 | |||||||||
2 |
м |
7 |
- |
1 |
- |
6 |
13 | ||||||||||
3 |
м |
3 |
2 |
1 |
- |
13 | |||||||||||
4 |
ж |
2 |
1 |
6 |
- |
4 |
5 | ||||||||||
5 |
ж |
3 |
2 |
5 |
3 |
1 |
5 | ||||||||||
6 |
м |
8 |
2 |
5 |
2 |
- |
2 | ||||||||||
7 |
м |
4 |
3 |
- |
- |
4 |
8 | ||||||||||
8 |
м |
5 |
2 |
4 |
- |
3 |
5 | ||||||||||
9 |
м |
3 |
- |
3 |
2 |
- |
12 | ||||||||||
10 |
ж |
- |
3 |
1 |
5 |
- |
10 | ||||||||||
11 |
ж |
2 |
- |
1 |
5 |
1 |
11 | ||||||||||
12 |
ж |
1 |
2 |
3 |
1 |
- |
12 |
Интерпритация результатов:
Из результатов исследования видно,что в большинстве ответов присутствовала в самоописаниях характеристика, обозначающая пол, порядок её упоминания был в числе первых трёх характеристик, что говорит о значимости этой характеристики в структуре «Я-концепции» личности, актуализированности её в сознании, и наибольшей мере её осознанности.
У испытуемого №6 наблюдается наибольшее количество маркированных самоопределений, указывающих на то, что гендерная идентичность занимает ведущее место в структуре Я-концепции личности.
У испытуемых под номером №1, №10,№12 – в числе первых ответов есть самоописание обозначающее пол, а семейные роли и феменинные характеристики доминируют над профессиональными и маскулинными;
У испытуемых под номерами №2, №7,№8 – также в числе первых самоопределений присутствовали характеристики, обозначающие пол, а маскулинные и профессиональные характеристики превалируют над семейными и феменинными, что позволяет всех выше перечисленных отнести к числу представителей полотизированной Я-концепции, то есть к числу людей, чьё поведение и самоопределение совпадает с тем, которое считается в обществе гендерно-соответствующим.
В проведенном тесте «Кто
Я? Выявилось достаточное
Отсутствие в самоописании индивидуальных характеристик № 1, № 4, при указании социальных ролей и нейтральных характеристик может говорить о недостаточной уверенности в себе, о наличии у человека опасений в связи с самораскрытием, выраженной тенденции к самозащите.
Отсутствие же социальных ролей № 7 при наличии индивидуальных характеристик может говорить о наличии ярко выраженной индивидуальности и сложностях в выполнении правил, которые исходят от тех или иных социальных ролей.
Также отсутствие социальных
ролей в идентификационных
Заключение
На сколько же велика разница между мужчинами и женщинами. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что гендерные различия не тук уж велики как принято считать. Мы никак не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что гендерные различия можно обосновать биологическими. На нашу гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры. Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания. Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с тем что, предписывает нам общество.
Существует множество ограничений накладываемых женской или мужской ролью. Женские проблемы включают в себя: низкую зарплату, низкий статус и небольшие властные возможности, а так же загруженность домашними обязанностями. К мужским можно отнести: лишение содержательности отношений, недостаточная социальная поддержка, физические проблемы, вызванные переутомлением на работе и рискованным поведением. Эти ограничения указывают на то, что роли должны изменится. Конечно, не стоит стремится к абсолютному гендерному равенству. В определенных ситуациях все-таки стоит оставить привилегию мужчинам быть сильными и мужественными, а женщинам быть нежными, слабыми, женственными. Просто необходимо уменьшить негативные последствия, которые накладывает на нас наша гендерная роль, а это возможно лишь при склонении в какой-то степени к гендерному равенству.
Конечно, со временем все меняется. Все большее число женщин занимаются управленческой деятельностью и выполняют другие виды работ, в которых доминируют мужчины, разрыв в зарплате мужчин и женщин несколько сокращается. Мужчины выполняют чуть больший объем работ по дому, и многие проводят больше времени со своими детьми, чем это делали их отцы. Однако вполне очевидно, что нам предстоит еще очень долгий путь.