Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:20, курсовая работа
Объект исследования: дети дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.
Предмет исследования: развитие мелкой моторики у дошкольников с функциональными нарушениями зрения.
Цель исследования: изучить особенности формирования мелкой моторики у дошкольников с функциональными нарушениями зрения.
В работе будут раскрыты особенности личностной сферы дошкольников с функциональными нарушениями зрения, моторное развитие, и коррекционная работа с дошкольниками, имеющими функциональные нарушения зрения.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
4
1.1. Функциональные нарушения зрения
4
1.2. Эмоционально- личностное развитие незрячих и слабовидящих детей
6
ГЛАВА 2. МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
10
2.1. Осознание ребенком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира
10
2.2.Зрительно- двигательная и моторная координация у старших дошкольников с нарушением зрения
ГЛАВА 3.КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКА, ИМЕЮЩЕГО НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
3.1. Занятия и игры, способствующие раннему моторному развитию
3.2. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в коррекционно – развивающих играх с природным материалом
3.3. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет»
Институт специального образования
Кафедра специальной педагогики и специальной психологии
Особенности формирования
мелкой моторики у дошкольников с
функциональными нарушениями
Курсовая работа
Исполнитель: Батакова Мария Сергеевна Студент ___304___группы ______________________ подпись |
Научный руководитель: Алексеев Олег Леонидович, д.п.н., профессор ______________________ подпись |
Екатеринбург 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | ||
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ |
4 | ||
1.1. Функциональные нарушения зрения |
4 | ||
1.2. Эмоционально- личностное развитие незрячих и слабовидящих детей |
6 | ||
ГЛАВА 2. МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ |
10 | ||
2.1. Осознание ребенком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира |
10 | ||
2.2.Зрительно- двигательная и моторная координация у старших дошкольников с нарушением зрения ГЛАВА 3.КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКА, ИМЕЮЩЕГО НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ 3.1. Занятия и игры, способствующие
раннему моторному развитию 3.2. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в коррекционно – развивающих играх с природным материалом 3.3. Развитие осязания
и мелкой моторики у старших
дошкольников с нарушениями |
14
16 16
20
24 | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
29 | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
30 | ||
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее
время в тифлопедагогике
Объект исследования: дети дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.
Предмет исследования: развитие мелкой моторики у дошкольников с функциональными нарушениями зрения.
Цель исследования: изучить особенности формирования мелкой моторики у дошкольников с функциональными нарушениями зрения.
В работе будут раскрыты особенности личностной сферы дошкольников с функциональными нарушениями зрения, моторное развитие, и коррекционная работа с дошкольниками, имеющими функциональные нарушения зрения.
ГЛАВА1.ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Под функциональными нарушениями зрения подразумеваются, прежде всего, косоглазие и амблиопия, которые нередко могут быть исправлены, в том числе, и тренировками. Амблиопия – это некорригируемое оптическими средствами снижение зрения. Обычно выделяют такие формы амблиопии:
а) амблиопия обскурационная
Понижение остроты центрального зрения, обычно значительное, частое нарушение зрительной фиксации. Очки зрения не улучшают. Указанные нарушения постепенно приобретают все более стойкий, в ряде случаев необратимый характер. Объективно каких-либо изменений преломляющих сред и дна глаза нет. Диагноз основывается на исключении других причин понижения остроты зрения.
б) рефракционная амблиопия
Рефракционной называется амблиопия, развившаяся в результате
высокой врожденной близорукости, дальн
в) дисбинокулярная амблиопия
Если говорить об амблиопии дисбинокулярной, то под ней скрывается расстройство бинокулярного зрения, которое возникает в большинстве случаев вследствие содружественного косоглазия. Данная форма этой патологии характеризуется достаточно стойким торможением зрительных восприятий того глаза, который постоянно косит. К числу признаков данного недуга можно отнести в самую первую очередь снижение остроты зрения, причем снижается оно очень сильно. Очкам, предназначенным для исправления аномалии рефракции, в таких случаях улучшать качество зрения не свойственно. У больных наблюдается также нарушение зрительной фиксации. Увидеть точное месторасположение того или иного предмета таким пациентам довольно сложно. При всем при этом явных нарушений преломляющих сред, а также дна органа зрения не отмечается. В случае если отклонение одного из глаз является постоянным, тогда данному патологическому состоянию свойственно развиваться очень быстро. Из-за снижения центрального зрения происходит еще и расстройство зрительной фиксации. Помимо этого отмечается также нецентральная фиксация. Все эти нарушения рано или поздно становятся все более стойкими. Порой они приобретают необратимый характер. Выявить дисбинокулярную амблиопию не составляет никакого труда. Очень важно помнить о том, что данный недуг является в большинстве случаев односторонним и наблюдается как раз таки при наличии монолатерального косоглазия.
г) истерическая амблиопия
Под истерической амблиопией скрывается одна из форм такого состояния как истерия, сопровождающаяся преобладанием подкорковых функций над корковыми функциями из-за чрезмерной слабости последних. К числу явных признаков такой формы амблиопии можно отнести как внезапное снижение остроты зрения, так и изменение чувствительности роговицы, а также кожного покрова век. Сразу же отметим, что острота зрения снижается сразу же в обоих органах зрения. Отмечается конвергенция, концентрическое сужение поля зрения, боязнь света, скотомы в поле зрения, спазм аккомодации, а также гемианопсия. Тех или иных явных изменений преломляющих сред либо дна глаза не наблюдается и в данном случае.
По тяжести различают
три степени амблиопии в
1.2. Эмоционально-личностное развитие незрячих и слабовидящих детей.
На протяжении многих веков в обыденном сознании людей складывалось представление о слепом человеке, как о глубоко ущербной и неполноценной личности [5,с.17]. Слепым людям приписывались разнообразные отрицательные личностные свойства, такие как гипертрофированные биологические потребности, дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных черт характера и прочие. Все эти особенности рассматривались как прямое следствие нарушение зрения [8,с.23].
Наряду с подобными воззрениями имели место и прямо противоположные концепции, утверждавшие абсолютную независимость личности и ее устойчивых свойств от соматического состояния и условий жизни. Утверждалось, что личность формируется спонтанно, а слепота, ограничивающая контакты человека с внешним миром, способствует его самопознанию и самосовершенствованию [5,с.19].
А.А.Крогиус, рассматривая влияние слепоты на психологическое развитие, писал: «Она кладет глубокий отпечаток на всю личность. Но также, как одно впечатление может вызывать самые разнообразные реакции, так и слепота может привести к самым различным проявлениям и к образованию самых различных особенностей. Очень многое в этом отношении зависит от социальных условий, от влияния наследственности, от собственных усилий, от работы над самим собой» [8,с.41].
Тифлопсихологами отмечается
тот факт, что дефекты зрения могут приводить
к развитию негативных черт характера,
таких как негативизм, внушаемость, ленивость,
конформность и другие [11,с.29]. Однако при
правильной организации воспитания и
обучения слепого ребенка формирование
позитивных свойств личности, мотивации
общения и обучения оказывается практически
независимым от состояния зрительного
анализатора.
Таким
образом, очевидно, что в формировании
основных свойств личности на первый план
выступают социальные факторы, действие
которых оказывается относительно или
полностью независимым от времени возникновения
и глубины патологии зрения.
Нарушения зрения оказывают влияние на диапазон избирательного отношения аномального ребенка к окружающей действительности, сужая его в зависимости от глубины патологии. Однако интересы к определенным видам деятельности, успешно осуществляющейся без зрительного контроля, оказываются такими же глубокими, устойчивыми и действенными, как и у нормально видящих людей [5,с.24]. Таким образом, содержательная сторона психики при развивающем обучении оказывается независимой от дефектов зрения.
Следовательно, между зрячими
и слепыми людьми, а тем более
между зрячими и слабовидящими
людьми различия могут наблюдаться
только в динамике становления различных
свойств личности.
Подчеркивая
большую роль социально-психологического
сопровождения детей с нарушениями в развитии,
Л.С. Выготский писал, что наступит время,
когда аномальные дети, оставаясь слепыми,
"перестанут быть дефектными, потому
что дефектность есть понятие социальное,
а дефект есть нарост на слепоте... Социальное
воспитание победит дефективность"[22,с.14].
Эмоциональная
сфера незрячих людей является наименее
изученной в тифлопсихологии, поэтому
предоставляет большой исследовательский
интерес. По свидетельству А.Г.Литвака
этот пробел в знаниях тифлопсихологии
главным образом связан с трудностями
объективного изучения эмоции и чувств
[11,с.30]. Однако, другой причиной недостаточного
изучения эмоциональной сферы незрячих
людей является недооценка значимости
эмоциональных переживаний в развитии
личности незрячих людей.
По данным наблюдений тифлопсихологов нарушение зрения и его крайняя форма - слепота, значительно сужая сферу чувственного познания, не может повлиять на общие качества эмоций и чувств, и их значение для жизнедеятельности. Слепота может повлиять лишь на степень проявления отдельных эмоций, их внешнее выражение и на уровень развития отдельных видов чувств. Тифлопсихологами подчеркивается, что основная причина возникновения аномалии развития эмоций и чувств (отсутствие чувства долга, эгоизм, отсутствие чувства нового, чувство враждебности, негативизм) заключается в неадекватном воспитании (гиперопека) и отношений к незрячему ребенку [6,с.39].
Многие исследователи
отмечали, что слепота влечет за
собой изменения в характере
эмоциональных состояний в
Современные тифлопсихологи изучая особенности развития незрячих и слабовидящих людей, приходят к выводу о том, что компенсаторные процессы, а также адекватное, специально организованное воспитание и обучение детей с нарушениями зрения и слепотой способны минимизировать негативное влияние нарушений развития на эмоциональную сферу [15,с.19].
2.МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
2.1. Осознание ребенком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира.
В тифлопсихологии и
Как показали исследования
тифлологов, для слабовидящих и частичновидящих
детей дошкольного возраста зрительное
восприятие является одним из ведущих
способов познания окружающей действительности
и ориентировки в ней (М.И.Земцова,А.Г.Литвак
Л.И.Плаксина,Л.В.Рудакова,Л.И.