Особенности формирования мелкой моторики у дошкольников с функциональными нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: дети дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.
Предмет исследования: развитие мелкой моторики у дошкольников с функциональными нарушениями зрения.
Цель исследования: изучить особенности формирования мелкой моторики у дошкольников с функциональными нарушениями зрения.
В работе будут раскрыты особенности личностной сферы дошкольников с функциональными нарушениями зрения, моторное развитие, и коррекционная работа с дошкольниками, имеющими функциональные нарушения зрения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
4
1.1. Функциональные нарушения зрения
4
1.2. Эмоционально- личностное развитие незрячих и слабовидящих детей
6
ГЛАВА 2. МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
10
2.1. Осознание ребенком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира
10
2.2.Зрительно- двигательная и моторная координация у старших дошкольников с нарушением зрения
ГЛАВА 3.КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКА, ИМЕЮЩЕГО НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
3.1. Занятия и игры, способствующие раннему моторному развитию
3.2. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в коррекционно – развивающих играх с природным материалом
3.3. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 128.68 Кб (Скачать файл)

Между тем, многочисленные эксперименты показали, что наиболее сильный компенсаторный эффект в сфере познавательной деятельности и процессах пространственной ориентации достигается при совместном функционировании аномального зрения и сохранных  органов осязания, слуха, обоняния. В связи с этим можно говорить о том, что успешность адаптации ребенка с нарушением зрения во многом будет определяться уровнем его осознания своих зрительных возможностей и умением пользоваться сохранными анализаторами [10,с.74].

   Наличие у ребенка представлений о своих возможностях уже в дошкольном возрасте позволит ему адекватно оценивать себя как действующего и познающего субъекта (Л.И.Божович, М.И.Лисина,В.Г.Моралов,А.И.Силвестру,И.И.Чеснокова). Знакомство со своими сенсорными возможностями поможет детям с нарушением зрения самостоятельно регулировать свои действия. При этом создаются благоприятные условия для развития у них перцептивной потребности и познавательной активности. У детей формируется умение анализировать свое восприятие, имеющее важное значение в процессе компенсации и коррекции нарушенных функций.

Е.В. Селезневой проведено исследование, одной из задач которого являлось изучение представлений о познавательной функции органов чувств у дошкольников с нарушением зрения. В исследовании приняли участие 30 детей с косоглазием и амблиопией 6-7-летнего возраста и 30 нормально видящих детей. Основным зрительным заболеванием у детей с нарушением зрения было содружественное косоглазие с различными степенями дисбинокулярной амблиопии. Острота центрального зрения без коррекции очками составила 0,3-0,7 на лучше видящем глазу.

В исследовании необходимо было выявить представления детей  о назначении глаз, ушей, носа, рук, языка, как органов обеспечивающих получении  чувственной информации. С этой целью  детям предлагалось ответить на 5 вопросов: «Для чего тебе нужны глаза, руки, уши, нос, язык?»

 Очень много было  ответов, в которых на конкретных примерах  раскрывалась значимость орана:

В восприятии предметов;

В процессе общения с людьми;

В осуществлении какой-либо деятельности;

При ориентировке в пространстве.

Как показал анализ полученных результатов, для детей с косоглазием  и аблиопией более осознанным является значение зрения при ориентировке в пространстве (83,4%). Например, ответы Саши Р.: «Глаза нужны, что видеть машину, дом, магазин, что бы через дорогу переходить и что бы машина не задавила»

При этом 63,3 % испытуемых к  тому же указали на возможность с  помощью зрения видеть различные  предметы («… видеть дома, цветы, стол, собаку»)

 Таким образом, полученные данные говорят о том, что дети с нарушением зрения используют своё зрение лишь с целью обозрения тех предметов, которые находятся перед глазами, а не с целью познания их особенностей и контроля за своими действиями.

 Функцию рук дети  как с косоглазием и амблиопией, так и нормально видящие в  основном связывают с выполнением  какой-либо деятельности или отдельных  действий (рисовать, играть, стирать,  что-нибудь брать, держать, резать  и т.д.)что и было отмечено  в ответе каждого из них.  А вот про функцию руки как  органа осязания испытуемые гораздо  реже. Лишь в единичных случаях  они указывали на то, что рукой  можно что-нибудь трогать, т.е.  получать определенную информацию.

Для некоторых дошкольников с косоглазием и амблиопией (10 %) особое значение имеет рука как  средство, обеспечивающее им поддержку  от падения, что указывает на имеющиеся  у них трудности при перемещении  в пространстве и осознание этого  детьми.

Для того, что бы выяснить полную картину имеющихся у детей  представлений о познавательной функции органов чувств, им предлагались следующие вопросы: когда ты смотришь на предмет, что твои глаза помогают увидеть и узнать о нем? Когда  ты что-нибудь ощупываешь, что чувствуют  пальцы, что они помогают тебе узнавать о предмете?

Анализ ответов показал, что дети старшего дошкольного возраста осознают значение зрения для выделения  в предмете формы, цвета, величины, материала, строения, степени привлекательности.

В ответах детей с косоглазием  и амблиопией включалось, как правило, не более трех признаком, при этом они чаще называли цвет(46,6%), форму (40%) и степень привлекательности (33,3%). Кроме того отмечено, что в большинстве случаев, прежде чем ответить на вопрос, дети с нарушением зрения пытались найти в окружающей обстановке какой-либо предмет и только после этого перечисляли все его зрительно воспринимаемые признаки.

Отвечая на вопрос беседы, дети называли следующие признаки значимые для осязания: форму, величину, строение, материал, качество поверхности, температуру, вес.

Достаточно хорошо дети с  нарушением зрения ориентировались  в выделении формы и веса предметов. Это объясняется тем, что в  специализированном дошкольном учреждении они часто упражняются в узнавании  предметов по форме на ощупь. Несколько  слабее, чем нормально видящие, они  понимают роль осязания в выделении  величины, в определении строения, качества поверхности, температурных  характеристик и материала из которого сделан предмет.

Дети с нарушенным зрению отдают предпочтение осязанию лишь при  определении формы и величины.

Исходя из вышеизложенного  можно утверждать, что среди всех органов чувств более знаком детям орган зрения. Между тем, знание детей о том, что их глаза плохо видят, не приводит к активизации бисенсорных и полисенсорных процессов для ориентации в окружающем мире. Поэтому в работе с ребенком имеющим нарушение зрения, нельзя рассчитывать лишь на спонтанное накопление знаний о самом себе. Необходимо целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее осознание ребенком необходимости компенсации нарушенных зрительных функций, получение представлений о собственных возможностях восприятия окружающего мира и ориентировки в нем. Такой подход к осуществлению коррекционной работы в специализированных дошкольных учреждениях позволит ребенку осознанно включиться во взаимодействие с окружающей действительностью [16,с.67-73].

 

2.2. Зрительно-двигательная и моторная координация у старших дошкольников с нарушением зрения.

Развитие зрительного  восприятия и двигательной сферы  ребенка тесно связаны с момента  его рождения. Исследования В. П. Зинченко и А.Г.Рузской показали, что если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать своё внимание на движущемся объекте, то к пяти-шести месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности [3,с.11].

 Именно поэтому двигательная  сфера детей с нарушением зрения  развивается иначе, чаще запаздывает  в развитии, в координации движений, их точности,  так как нарушенное  зрение не обеспечивает ребенку  необходимый контроль за движениями. При этом у детей с нарушением  зрения наблюдаются некоторые  специфические особенности развития  двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих, можно  наблюдать отсутствие самоконтроля  саморегуляции движений. А это  естественно не может не сказаться  на координации, согласованности  действия рук и глаз[20,с.40].

 В исследованиях М.  И. Земцовой  подчеркивается, что  для детей с глубокими нарушениями  зрения характерна нескоординированность  зрительно-двигательных функций,  нарушение микроориентирования  и ослабленность различных групп  мышц.

 Дети, страдают содружественным косоглазием и амблиопией, с различной этиологией. Но их всех объединяет поражение зрительной и глазодвигательной системы, вызывающее периодическое или постоянное отклонение глазного яблока. Вся система медико-педагогической коррекции в дошкольных учреждениях для детей с амблиопией и косоглазием направлены на формирование у этих детей автоматизированных навыков синхронности действия руки и глаза в различных видах деятельности, т.е.  им необходима помощь в формировании сложной психологической системы межфункциональных связей, получения точной сенсорной информации, обеспечивающей формирование двигательной сферы, контроль за её функционированием. Всё это и должно определять зрительно- двигательную скоординированность в работе рук и глаз, т.е. создается та психологическая система, о которой говорил Л.С. Выготский в своих работах: возникают сложные связи между отдельными функциями в процессе развития, которые в процессе же развития изменяются и создают новые структуры.

 Однако у детей с  амблиопией и косоглазием формируется  сложная и своеобразная психологическая  система, т.к. она включает иные  связи между нарушенными и  нормально развивающимися функциями,  поскольку в её структуру будут  входить формирующиеся компенсаторные  процессы.

 Детям с амблиопией  и косоглазием необходимо помочь  преодолеть дефицит целенаправленных действий, что положительно сказывается на функциональных свойствах самого зрительного аппарата и    координированных действиях его мышц с мышцами пальцев руки.

 Первым необходимым  средством координации являются  упражнения для укрепления и  восстановления работы мышц глаза  для всех детей, страдающих  амблиопией и косоглазием. Поэтому  включение в свою ежедневную  работу с детьми с нарушением  зрения специальных зрительно-восстановительных  комплексов упражнений должно  стать обязательным в работы  по развитию зрительно-моторной  координации [7,с.72-79].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

3.КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКА, ИМЕЮЩЕГО НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ.

3.1. Занятия и игры, способствующие раннему моторному развитию.

Зрительные нарушения  и недостаточное развитие движений тесно взаимосвязаны. Моторное развитие тормозится в результате того, что  зрительные стимулы, инициирующие движение, слабее, чем в норме. Ослабленные  моторные возможности задерживают  развитие познавательных способностей, и ребенок не может в полной мере научиться использовать своё зрение. Прежде чем постичь смысл абстрактных  понятий, ребенку нужно обязательно  научиться брать в руки и ощупывать  конкретные предметы.

У младенцев с нарушением зрения двигательная активность гораздо  меньше, чем у нормально видящих. Однако она возрастает, когда ребенка держат на руках, а так же во время стимуляции слуха на доске резонаторе. Моторные функции часто развиваются в другой последовательности, нежели у нормально видящего ребенка. Однако должным образом организованная стимуляция может настолько улучшить развитие движений у ребенка с нарушениями зрения, что оно будет очень близко к нормальному.

Ниже  будут описаны  игровые ситуации, которые являются полезными для некоторых слепых детей и детей с ослабленным зрением. Ребенку не нужно проводить всё время за этими занятиями. Ими дополняют обычные игры. Для слепого младенца очень важна обыкновенная ласка, даже в большей степени, чем для нормально видящего. Специальные упражнения всегда должны сопровождаться счастливым ощущением единения ребенка и взрослого.

Упражнения для шейной мускулатуры со слепым или слабовидящим ребенком нужно начинать делать как  можно раньше. Таким младенцам  обычно не нравится лежать на животе, значит, это положение нужно сделать  очень приятным. Если ребенок лежит  на груди взрослого,  взрослый поглаживает его шею и спину, мягко нажимает на ягодицы и при этом что-то приговаривает, то ребенок может поднять голову. В этом случае лицо взрослого будет находиться на оптимальном расстоянии, и служить эффективным зрительным стимулом. Эта игровая ситуация - типичный пример полисенсорной стимуляции (одновременной стимуляции через несколько сенсорных каналов). Она осуществляется через такие сенсорные каналы, как осязание, мышечное чувство, чувство равновесия, слух, а также возможно, через зрение. Ребенок чувствует себя при этом в безопасности благодаря  контакту с телом взрослого.

Существуют и другие способы, что бы побудить ребенка поднять  голову.

Вот они:

-положите младенца в  кровать, разговаривайте с ним,  стоя рядом и поглаживая его  лоб и лицо;

-посадите младенца на  колени, пусть другой взрослый  стоит рядом и разговаривает  с ребенком.

Когда шейная мускулатура  достаточно окрепла, можно поместить  младенца на доску- резонатор, положив  ему по грудь маленькую подушку. Это положение укрепляет мышцы  рук и плечевого пояса ребенка, и потом он быстрее научиться  ползать.

  Умение держать голову  удобно тренировать, когда младенец  находится на рках у взрослого,  при этом ребенок чувствует  себя в безопасности.

Важное звено в обучении пространственным взаимоотношениям –  это повороты из стороны в сторону  и со спины на живот. Нормально  видящий младенец  начинает поворачиваться случайно, когда тянется правой рукой  за игрушками, находящимися с лева от него или наоборот, т.е. когда он «пересекает» среднюю линию тела. Если зрительные стимулы недостаточно сильны ребенок  не будет этого делать, и поворот  не инициируется. Обучение начинают с  того, что родители сами переворачивают ребенка. Это делают на полу или, используя в качестве гамака одеяло, которое держать двое взрослых, а младенец при этом перекатывается по одеялу с бока на бок. Когда ребенок привыкнет качаться на одеяле, ему позволяют повернуться несколько раз подряд в каждом направлении. Кроме того для инициирования поворотов приподнимают один край доски – резонатора, так как на наклонной поверхности переворачиваться легче.

Рефлекторные движения продолжают использовать для тренировки шейной мускулатуры и когда малыш  подрастет. Например, весьма эффективно упражнение, при котором ребенка  поднимают вверх ногами. Его начинают выполнять, когда исчезает рефлекс  Моро.

Информация о работе Особенности формирования мелкой моторики у дошкольников с функциональными нарушениями зрения