Особенности формирования мелкой моторики у дошкольников с функциональными нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: дети дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.
Предмет исследования: развитие мелкой моторики у дошкольников с функциональными нарушениями зрения.
Цель исследования: изучить особенности формирования мелкой моторики у дошкольников с функциональными нарушениями зрения.
В работе будут раскрыты особенности личностной сферы дошкольников с функциональными нарушениями зрения, моторное развитие, и коррекционная работа с дошкольниками, имеющими функциональные нарушения зрения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
4
1.1. Функциональные нарушения зрения
4
1.2. Эмоционально- личностное развитие незрячих и слабовидящих детей
6
ГЛАВА 2. МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
10
2.1. Осознание ребенком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира
10
2.2.Зрительно- двигательная и моторная координация у старших дошкольников с нарушением зрения
ГЛАВА 3.КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКА, ИМЕЮЩЕГО НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
3.1. Занятия и игры, способствующие раннему моторному развитию
3.2. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в коррекционно – развивающих играх с природным материалом
3.3. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 128.68 Кб (Скачать файл)

Дети с нарушениями  зрения нуждаются в специальном  развитии осязания и моторики, необходимых  для выполнения предметно-практических действий на занятиях в группах и  бытовой деятельности. Эта проблема заставила педагога З.Н. Тюбекину подойти ближе к вопросу работы с этой группой детей, так как одной из задач к работе является подготовка руки к письму посредством выполнения специальных упражнений в тетради.

Раз в неделю проводилось  коррекционное занятие по развитию осязания и мелкой моторики, но и  на других занятиях часть времени  использовалась для упражнений или  игровых заданий на развитие осязания.

При знакомстве детей с  дикими и домашними животными  давалась обводка по контуру через  кальку с помощью фломастера. Для  развития осязания и мелкой моторики использовались различные виды деятельности:

-конструирование из кубиков  домиков, башенок по образцу,  по памяти, произвольно;

-раскладывание и складывание  разборных игрушек (матрешек, пирамидок,  различной величины, чашей вкладышей);

-складывание из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на индивидуальных фланелеграфах по образцу, по представлению различных изображений, геометрических фигур, букв и др.;

-сматывание ниток в  клубок, на палочку, завязывание  узлов различной конфигурации  на специально созданных тренажерах;

-застегивание и расстегивание  различной формы, величины и  цвета пуговиц;

-вместо пластилина часто  использовалось тесто, работа  с которым доставляет детям  много радости. Тесто более  пластично, хорошо разрабатывает  пальцы, заставляет детей фантазировать;

-рваная аппликация (мозаичное  конструирование) с предварительным разрезыванием различного цвета бумаги, разного количества её или игры в «бумажный конструктор»

Для работы с детьми младшей  и средней групп изготовлен альбом пластических прописей, с разнообразными линиями, с помощью которого они  успешно овладевают начальными навыками безотрывного письма.

Альбом с фигурами Попельрейтера, помогает узнавать контурные изображения  и дает ребенку возможность обвести  пальцами угаданный предмет.

Пальчиковая гимнастика, например «Засолка капусты»:

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем.

Мы капуст солим, солим, Мы капусту жмем, жмем.

(Движения руками по  тексту.)

Игра с ребенком в Золушку, знакомит одновременно с различными крупами: перебираем гречку, рис, пшено, горох, фасоль(помощь на кухне).

Зимой можно разгребать, сгребать лопаткой снег, лепить снеговиков ,играть в снежки, рисовать на снегу.

Летом лепить, строить из песка, рисовать по мокрому песку.

Занимаясь лепкой предпочтения, отдаются аппликационной, комбинированной лепке – панораме, лепке – картине.

Занимаясь вышиванием, формируем  точные движения.

Естественно, наилучшего результата можно достичь, если ребенок приходят в детский сад в 3 года и проходит все предварительные стадии работы в этом направлении.

Когда движение отрабатывается ведущая роль принадлежит зрительному  компоненту. Дети при нормальном видении  ослабляют зрительную регуляцию, а  дети при нарушении зрения очень  долго и скрупулезно стараются  работать, не ослабляя зрительной нагрузки.

Существуют игры с использованием сохранных анализаторов, с их помощью  ребенок познает и открывает  для себя окружающий мир. Еще Фребель  утверждал, что «Игра – основной рычаг дошкольного воспитания». Для детей с нарушением зрения игра является особенным стимулом, она имеет коррекционное значение для физического и психического развития. Поэтому игры присутствуют на любом занятии.

Например, игра «Умные ручки». Ребенку надеваются темные очки, на ощупь он определяет предмет в  «коробке сюрпризов» или отыскивает пару каждому предмету, будто кубики, палочки, пуговицы и т.д. Таким образом, развивается осязание и формируется  понятие об объеме, форме, фактуре  предмета. Очень важно, что бы упражнения были связаны с игровой деятельностью  ребенка в повседневной жизни [17,с.103].

Для развития тонких координированных движений пальцев, очень полезно  раскладывание мелких камушек, пуговиц, палочек, зерна по небольшим коробочкам, нанизывание бус, пуговиц на нитку, леску, передвижение разноцветных косточек по спирали, вырезывание по контуру, раскрашивание.

Хорошо укрепляют мышцы  рук, развивают мышечную силу, сжимания резиновой губки, теннисного мячика, массажного мячика.

Выкладывание букв из различных  материалов. Этап конструирования букв является особо важным, т.к. в формировании образа букв учувствуют зрительные, мышечные и осязательные чувства, а при  их произношении – слуховой анализатор.

Развив мелкую работу, начинается работа  по выработке графических  навыков у детей при подготовке к школе.

Ребенку с нарушением зрения трудно провести линию нужного размера. Легче детям удается рисование  вертикальных, а не горизонтальных линий. Некоторым разлиновка мешает, а не помогает, т.к. усиливается зрительное напряжение.

Необходима последовательность работа ребенка в тетради. Необходима хорошая освещенность рабочего места, расстояние от глаз до тетради не менее 33 см, контроль за правильной осанкой  ребенка.

Усложнение идет по следующей  схеме: работа по рисованию прямых линий  в разных направлениях, рисование  круглых элементов, волнистых линий, рисование элементов цифр, цифр, элементов букв, букв; их зеркальное рисовании.

В итоге, в результате обследования в конце года, по способу осязания двумя руками работали все дети, по культуре осязания к планомерной  приблизились 7 детей, овладели карандашом и ножницами все дети [21,с.56-60].

 

 

 

 

Заключение

В своей работе я рассмотрела, как дети дошкольного возраста с  нарушениями зрения используют органы осязания в частности мелкой моторики, изучила методы и способы коррекционной  работы с дошкольниками, имеющими нарушения  зрения, рассмотрела особенности  личностной сферы детей имеющих  нарушения зрения.

Исходя из всего вышеперечисленного могу сделать вывод, что усиление роли осязания в развитии процессов компенсации зрительной недостаточности дошкольников возможно лишь в ходе систематической коррекционной работы. Коррекционная работа по развитию осязания и мелкой моторики как средства преодоления зрительной недостаточности у дошкольников с функциональными нарушениями зрения, обусловлена последовательностью и содержанием стадий компенсации слепоты и слабовидения и предполагает реализацию следующих направлений: развитие готовности рук к осязательному обследованию объектов; формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов; формирование осязательного обследования и восприятия предметов; формирование навыков использования осязания в процессе продуктивной деятельности; формирование использовать осязание в процессе игровой и бытовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акимушкин  В.М., Моргулис И.С. Основы Тифлологии. Киев, «Радянська школа». 1980 - 23с.
  2. Великанова Т.М. Особенности работы по идейно-политическому воспитанию слабовидящих учащихся на уроках истории. Опыт незрячих педагогов по воспитанию гражданской зрелости учащейся молодежи. Материалы научно-практических конференций. М.,1986.
  3. Григорьева Л.П. Формирование сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения(методические рекомендации)//Дефектология, №2,2000.
  4. ГиборС.М. Микродвижения глаз при нарушении зрения//Дефектология №5, 1987.
  5. Жихарев А.М. Воспитательная работа в школе-интернате для слепых детей. Кн. для воспитателя (из опыта работы), М., «Просвещение», 1984 - 72с.
  6. Жохов В.П., Кормакова И.К., Плаксина Л.И. Реабилитация детей страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. М., ВОС, 1989 – 55с.
  7. Иванова Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы)//Дефектология, №4, 1998.
  8. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика, М., 1962.
  9. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., «Просвещение», 1970.
  10. Леа Хювяринен Зрение у детей: нормальное и с нарушениями. СПб., 1996 – 70с.
  11. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих, СПб., изд-во РГПУ, 1998 – 271с.
  12. Маралов В.Г. Развитие самосознания и проблема подготовки детей к школе. Вологда, 1986 - 52 с.
  13. Оглоблина И.Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №6, 2005.
  14. Плаксина Л.И. Коррекционная работа на занятиях по рисованию// Дефектология, №2, 1981.
  15. Прейслер Г. Несколько замечаний о развитии слепых детей.Санкт-Петербург, «Сателл»,1995 – 50с.
  16. Селезнева Е.В. Осознание ребенком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира//Дефектология, №6, 1997.
  17. Сеченов И.М. Осязание как чувство, соответствующее зрению. Избранные философские и психологические произведения. М., Огиз, 1947 – 397с.
  18. Солнцева Л.И. Значение дошкольного воспитания в коррекции недостатков психического развития детей с нарушением зрения//Дефектология, №4, 1983.
  19. Солнцева Л.И. Воспитание и обучение слепого дошкольника. М., «Просвещение», 1967 – 174с.
  20. Тригер Р.Д., Мещерякова Т.А. Я учусь писать. М.,1994.
  21. Тюбекина З.Н. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения(из опыта работы)//Дефектология, №5, 2000.
  22. Цех Ф. Воспитание и обучение слепых детей. М., 1934.
  23. URL: http://delo.teolog.ru/deloN4001
  24. URL: http://festival.1september.ru/articles/415746/            

 


Информация о работе Особенности формирования мелкой моторики у дошкольников с функциональными нарушениями зрения