Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:20, курсовая работа
Объект исследования: дети дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения.
Предмет исследования: развитие мелкой моторики у дошкольников с функциональными нарушениями зрения.
Цель исследования: изучить особенности формирования мелкой моторики у дошкольников с функциональными нарушениями зрения.
В работе будут раскрыты особенности личностной сферы дошкольников с функциональными нарушениями зрения, моторное развитие, и коррекционная работа с дошкольниками, имеющими функциональные нарушения зрения.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
4
1.1. Функциональные нарушения зрения
4
1.2. Эмоционально- личностное развитие незрячих и слабовидящих детей
6
ГЛАВА 2. МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
10
2.1. Осознание ребенком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира
10
2.2.Зрительно- двигательная и моторная координация у старших дошкольников с нарушением зрения
ГЛАВА 3.КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКА, ИМЕЮЩЕГО НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
3.1. Занятия и игры, способствующие раннему моторному развитию
3.2. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в коррекционно – развивающих играх с природным материалом
3.3. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения
Защитные рефлексы тренируют самыми разными образами. Когда младенец сидит на коленях у взрослого, взрослый двигает поочередно левым и правым коленом вверх и вниз и таким образом наклоняет ребенка то в одну, то в другую сторону. После того как ребенок научиться сидеть самостоятельно его легонько толкают в бок, а позднее и назад, что бы научить реагировать на изменение позы. ДЦП – шары, или шары Бобаса – эффективные игрушки, доставляющие ребенку удовольствие служат для обучения моторным навыкам.
К моменту, когда младенец готов начать ползать или ходить на четвереньках, у него должны окрепнуть мышцы плечевого пояса и рук. Важно, что бы ребенок сначала пополз, и лишь затем начал стоять и ходить. Во время ползания совершенствуются навыки сохранения равновесия и координации движений, необходимые для уверенной ходьбы. Одни дети ползут вперед, другие назад, некоторые ползают сидя на одной ноге. Варианты ползания детей зрячих и с нарушениями зрения одни и те же, хотя у последних ползание назад встречается чаще.
Иногда бывает трудно добиться, что бы младенец начал ползать. Зрячий младенец, играющий вместе со слепым сверстником, подчас служит для него примером и помогает больному ребенку приобрести интерес к движению. Обучение идет лучше, когда дети часто встречаются. Они хорошо влияют друг на друга: слепой ребенок учиться у зрячего, а зрячий начинает понимать, что может и чего не может ребенок с нарушениями зрения.
Когда ребенок достаточно хорошо научился стоять и сохранять равновесие, он готов пойти. На первых порах ему полезно держаться за ноги взрослого, что бы усвоить способ ходьбы. Взрослый шагает назад и рассказывает ребенку, куда они направляются.
Устойчивая тележка для кукол - очень хорошая игрушка. Она помогает ребенку ходить, а так же служит длинной тростью, не позволяющей ребенку натыкаться на предметы. Если ребенок идет без поддержки, он должен научиться выставлять вперед руки. Эту полезную привычку постарайтесь выработать у ребенка как можно раньше.
Когда ребенок начинает уверенно ходить предложите ему игрушки, которые он будет тянуть за собой. Это хорошее упражнение не только для поддержания равновесия, но и для зрения – оглядываясь, ребенок смотрит в даль.
Игры и упражнения должны доставлять ребенку удовольствие и ни в коем случае не пугать его. Новые движения следует вводить мягко, поддерживая ребенка, что бы он чувствовал себя в безопасности. Когда ребенок привыкнет к игре, её можно проводить более энергично. Обычно играя со зрячим ребенком, мы разговариваем или поем. Для слепого ребенка еще важнее акустический контакт с взрослым во время игры. Такой контакт поддерживает хороший эмоциональный фон и дает ребенку возможность понять, где находится взрослый.
Основной принцип всех тренировок – обучение должно определяться уровнем развития ребенка. Этот уровень не всегда соответствует возрасту. Если начать тренировать какие - либо навыки слишком рано, могут ухудшиться отношения между взрослым и ребенком и это задержит обучение на длительное время. Полезные советы может дать опытный психотерапевт, знающей особенности развития детей со зрительными нарушениями, который наблюдает вашего ребенка [10,с.54-62].
3.2. Развитие мелкой моторики
рук у детей дошкольного
Ознакомление с природой
детей с особенностями
Результаты отечественных и зарубежных научных исследований доказывают, что формирование знаний о живой и неживой природе у дошкольников с особенностями психофизического развития протекает в особых условиях, связанных с патологией развития. Выделены как общие особенности усвоение природоведческих знаний, характерные для разных категорий детей, так и специфические характерные только для отдельных категорий детей. Дети с нарушениями развития усваивают природоведческие знания не в полном объеме программного содержания, их знания поверхностны, не точны, недостаточно осознаны [4,с.10].
Так, например, у дошкольников с нарушениями зрения выявлены трудности узнавания объектов неживой природы на ощупь, бедность словарного запаса, отражающего признаки и качества объектов неживой природы, например воды и песка.
Детям сложно самостоятельно организовать игровую деятельность с объектами неживой природы: она затрудняются лепить «куличики», переливать воду, пускать кораблики, строить город из песка и т.п. Всему этому их необходимо научить. Если такого ребенка предоставить самому себе, то вода, скорее всего, окажется разлитой, песок будет рассыпан, а игра с камнями может привести к травме.
Педагоги при ознакомлении детей с природой, прежде всего, обращают внимание на живую природу: животные и растения. Неживая природа редко выступает объектом наблюдения. Ознакомление детей с ней чаще всего носит случайный характер.
Для формирования адекватных представлений о неживой природе следует использовать те объекты, которые непосредственно окружают ребенка и с которыми он имеет возможность действовать в повседневной жизни.
Целесообразно использовать объекты неживой природы, как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Игры с песком, с водой, со снегом – это одна из форм естественной деятельности ребенка в природной среде. Такой подход позволяет детям в процессе игры определить цвет, форму, размер, упругость, запах, вес объектов. Информация усваивается на основе межанализаторных связей, что делает опыт ребенка более полным, достоверным, прочным. Известно, что чем больше органов чувств задействовано в познании объекта, тем более правильные и глубоки представления о нем, можно сформировать у ребенка: «всё видимое - глазу, всё слышимое – уху, всё ощутимое - руке» (Я.А.Коменский). Кроме того объекты неживой природы доступны, игры с ними не требуют сложные приспособлений или специально созданных условий. Так, например занятие с песком можно провести следующим образом. Педагог погружает свои руки и руки детей в песок и проговаривает свои ощущения: «Песок теплый, приятный, ласкает пальчики». В последующем детям можно предложить ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладонь). С помощью педагога дети могу оставлять отпечатки рук на мокром песке, а так же рисовать различные геометрические формы. Самостоятельно рисуя геометрические формы на песке, дети лучше усваивают представления о сенсорных эталонах. Параллельно с этими упражнениями педагог помогает детям делать самомассаж рук песком: глубоко зарывать в него руки и шевелить в нем пальцами. Игра для ребенка станет еще интереснее, если в песке, он сможет найти заранее спрятанный, взрослый сюрприз: грецкий орех, каштан, шишку, камень и т.д.
Эти занятия позволяют
перейти к упражнениям
Выбирая материал важно учитывать не биологический возраст ребенка, а социальный, отражающий уровень его речевого, моторного и психического развития.
В процессе проведения игр и опытов важно придерживаться следующих правил:
-игры должны быть безопасны для жизни и здоровья детей;
-использовать объекты природы ближайшего окружения, встречающиеся в повседневной деятельности детей;
-дифференцировать задания
по уровню сложности и
-использовать различные
виды помощи детям: побуждение,
стимулирование деятельности, подсказку,
наводящий вопрос, указание на
ошибку, совместную деятельность
по типу «руки в руки»,
-не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить к этому детей в процессе обсуждения;
-создавать игровые, обучающие ситуации, а так же проблемные ситуации;
-связывать результаты опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице.
В процессе игр с объектами неживой природы решаются следующие дидактические задачи:
-знакомить детей с
объектами неживой природы
-формировать знания о свойствах и качествах неживой природы;
-учить правильно, действовать в быту, учитывая свойства объектов неживой природы.
В процессе ознакомления с природой важное место отводится решению коррекционных задач:
-обогащать чувственный
опыт детей: учить узнавать
на ощупь объекты неживой
-совершенствовать мелкую
моторику рук, кинестетические
ощущения в процессе предметно-
-стимулировать межанализаторное взаимодействие;
-развивать познавательную функцию рук;
-стимулировать речевую активность детей в процессе игр с природным материалом;
-стимулировать мыслительные
операции в процессе
Воспитательные задачи:
-формировать у дошкольников
интерес и положительное
-развивать стремление действовать вместе с взрослым;
-формировать умение адекватно,
-развивать эмоциональный отклик на игровые действия с природным материалом, обогащать эмоциональный опыт в процессе взаимодействия с природными объектами [13,с.18-21].
3.3. Развитие осязания
и мелкой моторики у старших
дошкольников с нарушениями
Дети с глазной патологией испытывают трудности с письмом: быстро устают, движения руки становятся недостаточно координированными, не всегда получается правильное написание букв, цифр, часто теряется рабочая строка.
Вследствие этого не все дети укладываются в общий темп работы класса. Неподготовленность к письму, неразвитость двигательной координации, зрительного восприятия, вызывают у них напряжение, состояние тревоги.
Поэтому работа по подготовке детей к письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных элементов: развитие ручной умелости через выполнение прдеметно-практических действий, изготовление подделок, процессе чего развиваются такие качества, как глазомер, аккуратность, внимание и т.д. Идет развитие пространственное ориентировки, в частности, сначала на листе бумаги, а так же относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражнений [15,с.50].
Осязательное восприятие связано с движениями рук. Обследование любого предмета или рельефного изображения проводится двумя руками. При этом в одних случаях их функции разделяются, а в других действуют синхронно. Важное значение имеет планомерное обследование.
Детям с нарушениями зрения трудно дается узнавание различных поверхностей, и это происходит от того, что взяв предмет в руки, они как бы замирают. Не обследуют его, пальцы напряжены или наоборот вялы. Из-за малого практического опыта им не с чем даже сравнить его. Всё это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности, с чем мы и встречаемся на практике работы.
Пример. В начале учебного года было проведено диагностическое обследование. У 10 детей (слабовидящих и с амблиопией и косоглазием) результаты оказались следующими: планомерно умел обследовать 1 ребенок, остальные действовали хаотично; двумя руками умели работать 4 ребенка, а у 6 человек правая или левая рука не участвовали в выполнении задания (даже при собирании матрешки). Практически все дети были достаточно пассивны и нуждались в стимуляции педагога. Графические навыки на уровень возрастных требований отмечались только у двух детей, навык владения карандашом отмечен тоже у двух; многие не умели пользоваться ножницами. Дети плохо узнавали поверхности. Результаты обследования послужили ориентиром для планирования коррекционных занятий, упражнений, заданий по развитию осязания и моторики.