Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:17, курсовая работа
Цель исследования: изучить образ трудного партнера по общению.
Задачи исследования:
Изучить состояние проблемы затрудненного общения, психологические теории.
Определить подходы, к определению понятий «затрудненного общения», «трудности общения», «трудный партнер по общению».
Выявить специфику содержания профессионального взаимодействия работника сферы обслуживания.
Введение……………………………………………………………………...........3
Глава I. Образ трудного партнера по общению у работников сферы обслуживания.
1. Структура, содержание профессиональной сферы деятельности обслуживающего персонала……………………………………………………...5
2. Межличностное взаимодействие работников сферы обслуживания с клиентами………………………………………………………………………….9
3. Трудности в общении с клиентом у работников сферы питания………….16
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………………….…..23
а) индикаторное (привлечение внимания слушателя-партнера);
б) стимулирующее, мобилизирующее (активизация деятельности при анализе и преодолении затруднения, приобретение опыта). [9,69]
В то же время А.К. Маркова фиксирует и негативную функцию затруднения, имеющую два значения:
а) сдерживающее
(в случае отсутствия условий для
преодоления затруднения или
наличия неудовлетворенности
б) деструктивное, разрушительное (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, уходу от общения).
На современном этапе затруднения или «барьеры» общения рассматриваются с разных позиций. В рамках общей психологии они классифицируются как смысловые, эмоциональные, когнитивные, тактические. В деятельностном подходе, по мнению Л.А. Поварнишиной, выделяются две группы затруднения общения: мотивационные и операционные, которые в свою очередь проявляются в когнитивной, эффективной и поведенческой сферах. [12,83]
И.А. Зимняя выделяет следующие основные области затруднения человека в общении: этно-семиокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая, деятельностная область межличностных отношений. [9,56]
Этно-семиокультурная область подразделяется на 3 уровня:
1) квазипсихологический - уровень изучения психических проявлений;
2) интерпсихологическом - уровень анализа исследования типичных способов поведения в ситуациях конфликтного, затрудненного общения, этнических представления, установки, регулирующих ролевых взаимоотношений участников совместной деятельности;
3) интрапсихологический - уровень анализа этнического характера, уровень изучения этнических смысловых установок.
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений в общении - это область обуславливается целым рядом причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения и т.д. Эти затруднения возникают в условиях асимметрии статусов, позиции комплементарности (взаимодополняемости) прав и обязанностей конвенциональных ролей.
Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение и вызывающих в случае несоответствия ему затруднения, чаще всего отмечается: коммуникативность, контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность), экстра-, интровертированность и т.д.
Наиболее
изученным среди индивидуально-
И.С. Зимняя называет еще
одну область коммуникативных
Затруднение в общении (в деятельности) - это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д. Затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения (А.К. Маркова). С учетом того, что возникновение в процессе деятельности затруднения и его осознание, объективация есть одно из условий возникновения проблемной ситуации, которая является предпосылкой и основой возникновения и движения мысли (С.Л. Рубинштейн), в педагогической деятельности оно может рассматриваться и как фактор активации интеллектуальной деятельности человека, стимулирование нахождения новых средств и способов выхода из создавшейся «затрудняющей» ситуации. Соответственно выделяют позитивную и негативную функции затруднения (трудности) в процессе общения.
Отметим, что «затруднение», «барьер» общения - это субъективное образование, переживание субъектом некоторой сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации. Поэтому то, что вызывает затруднение у одного человека, может быть даже не замечено другим.
Функции затруднения.
Позитивная функция затруднения (по А.К. Марковой) имеет два значения:
а) индикаторное (привлечение внимания к проблеме);
б) стимулирующее, мобилизующее (активизация деятельности при анализе и преодолении затруднений, приобретение опыта).
Показательна в этом плане двойственность позиции относительно ошибки как следствия неадекватного решения сложной коммуникативной задачи. Одни считают недопустимыми ошибки в этой деятельности, другие рассматривают их как необходимый и неизбежный элемент. В то же время А.К. Маркова фиксирует и негативную функцию затруднения, также имеющую два значения:
а) сдерживающее
(в случае отсутствия условий
для преодоления затруднений
или наличия неудовлетворенност
б) деструктивное, разрушительное (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, желанию уйти из профессии, уменьшить количество контактов).
Обычно в деятельности, в общении человек фиксирует только то, что пpeпятcтвует дальнейшему нормальному осуществлению этих процессов, тогда как человеку важно знать и сложности, которые он преодолевает, не всегда осознавая их как затруднения. Сложности, препятствия в совместной деятельности, общении, осознаваемые его субъектами как затруднения, барьеры, проявляются, как свидетельствуют результаты исследований Е.В. Цуканова, в поведении, «неадекватном» ситуации общения и характеру деятельности, в особенностях установления и поддержания контакта, уровне психологического комфорта общающихся людей, их эмоциональном самочувствии. Затруднения могут проявляться в одном из этих планов, но чаще в нескольких из них одновременно.
Владение культурой общения - одно из важнейших профессиональных качеств личности в любой сфере деятельности.
Проблема трудностей межличностного общения привлекает в последнее время все большее внимание специалистов. Согласно выполненным исследованиям затрудненное общение представлено разнообразными характеристиками. Столь же многообразны в научной литературе и попытки классификации трудностей общения и вызывающих их причин.
Под психологическими трудностями общения следует понимать нарушения контактов и хода взаимодействия партнеров, вплоть до их разрыва, когда общение складывается неблагоприятно, и партнеры (или один из них) испытывают эмоциональное неблагополучие, напряжение, что сопровождается дезадаптацией поведения.
Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют их появлению. Ведь у партнеров по общению часто разные, нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие. Чтобы научиться успешно преодолевать такие психологические барьеры, необходимо вооружиться элементарными знаниями сущности потребностей, характеров, установок, темпераментов.
Потребность (в психологии) - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.[9]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Затрудненное общение - это сложное и многогранное явление, которое формируется в пространстве координат «культура – личность – общение». Наблюдается увлеченность идеями субъективной природы трудностей общения, что приводит к поиску все новых и новых индивидных, личностных детерминант осознания, переживания затруднений общения, к сведению феномена затрудненного общения к явлению эмоционального напряжения или к характеристикам определенных состояний личности. Проблема затрудненного общения интенсивно разрабатывается на протяжении последних 20 лет. В большинстве исследований подчеркивается личностный характер общения, обсуждаются аргументы в пользу личностного взгляда общения, либо рассматривается влияние личностного взгляда на оценку партнера. «Личный взгляд человека на других людей, - по мнению А.А. Бодалева, всегда несет на себе печать его особых черт характера, его личной силы и слабости, выражает индивидуально неповторимые черты его жизненного пути, особенности его воспитания, которое он получил». Затрудненное общение - это незначительные трения и сбои в сфере межличностного общения. Для такого общения характерны: сохранность, непрерывность контактов между партнерами, определенная степень осознания испытываемых затруднений; поиск причин, приводящих к осложнениям общения; попытки самостоятельного преодоления социально-перцептивных, интеракционных, коммуникативных затруднений.
Личность, затрудняющая общение, отличается от других тем, что ей присущи глубокие внутриличноетные конфликты, находящие выражение в дисгармонии экспрессии, жесткости экспрессивного репертуара, в кинесико-проксемических паттернах «рапспространия – уменьшения себя», в степени соответствия (конгруэнтности) внешенего и внутреннего в поведении личности, в степени осознания и целенаправленного управления выражением своих интенций, состояний, отношений и т.д.
Список используемой литературы