Особенности эмоционально йсферы подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
I Глава ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………………………………………………………………6
1.1 Психологические особенности подросткового возраста……………….6
1.2 Анализ эмоциональной сферы подросткового возраста………………..16
1.3 Закономерности психического развития подростков с умственной отсталостью…………………………………………………………………….21
1.4 Особенности эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью…………………………………………………………………….24
II Глава ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ……………………...29
2.1 Организация и методы исследования…………………………………….29
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………......45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………..50

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

3

I Глава ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………………………………………………………………

 

 

6

1.1 Психологические особенности   подросткового возраста……………….

6

1.2 Анализ эмоциональной сферы подросткового возраста………………..

16

1.3 Закономерности психического  развития подростков с умственной  отсталостью…………………………………………………………………….

 

21

1.4 Особенности эмоциональной сферы  подростков с умственной отсталостью…………………………………………………………………….

 

24

II Глава ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ……………………...

 

29

2.1 Организация и методы исследования…………………………………….

29

2.2 Анализ и интерпретация результатов…………………………………….

34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..

42

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………......

45

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………..

50


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Эмоции - особый класс психических процессов  и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции связаны с висцеральной деятельностью индивида. Эмоции - постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой.

У людей  с ослабленной способностью эффективной  саморегуляции эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и  отчётливостью. Разрушительное воздействие  подобного неумения справляться  со своими чувствами у этих людей могут быть самыми различными: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья. Эмоции помогают человеку в его становлении, те люди, у которых они недостаточно развиты - испытывают проблемы с адаптацией в социуме, отсюда возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у нормальных и детей с умственной отсталостью.

В обосновании  актуальности выбранной темы, главным  является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.

Актуальность  данного исследования в том, что  исследования эмоционального состояния  ребенка с умственной отсталостью  находятся до сих пор на недостаточно высоком уровне, а, следовательно, формирование личности умственно отсталого ребёнка, исследование потенциальных возможностей таких детей, к сожалению не распространено.

Цель  исследования -  исследовать эмоциональную  сферу подростков с умственной отсталостью.

Объект: эмоциональные состояния подростков.

Предмет: особенности эмоциональной сферы  подростков с умственной отсталостью.

Гипотезой исследования является предположение  о том, что при интерпретации  результатов детей с умственной отсталостью будет проявляться специфика их эмоционального отношения к окружающей действительности, отличающаяся от эмоционального отношения к окружающей действительности у нормальных детей.

В соответствии с целью и гипотезой необходимо решить следующие задачи:

1. Провести  теоретический анализ психологической литературы

2. Изучить  развитие эмоциональной сферы  у нормальных детей и детей  с умственной отсталостью.

3. Провести  экспериментальную проверку эмоционального  отношения к окружающей действительности  нормальных детей и детей с умственной отсталостью.

Методы  исследования:

1. Модифицированный восьмицветый  тест Люшера;

2. Проективная методика  «Рисунок человека»;

3. Проективная методика  «Кактус»,

4. Математическая обработка  результатов  критерий Манна - Уитни

Базой исследования является специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7 города Благовещенска. Для сравнения взята и общеобразовательная школа МОУ СОШ №6 г. Благовещенска. В нем принимали участия подростки с умственной отсталостью в возрасте 14 – 16 лет, в количестве 10 человек. И подростки с нормальным интеллектом, в возрасте 14 – 16 лет, в количестве 10. Общая выборка исследования 20 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Глава ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

1.1 Психологические особенности  подросткового возраста

Подростковый возраст - остро протекающий  переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются  противоречивые тенденции. С одной  стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого  копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется  в ходе общения с окружающими  людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может  возникнуть немало немотивированных поступков.

Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают  нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и  других, опираясь на заповеди "кодекса товарищества". Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших "друзьях на всю жизнь".

Главная ценность отметки для учеников 5-7 классов в том, что она дает возможность занять в классе более  высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

Подросток во всех отношениях обуреваем  жаждой "нормы", чтобы него было "как у всех", "как у  других".Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие «норм». Разница  в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.

Сравнивая развитие рано (акселеранты) и поздно (ретарданты) созревающих  мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд  преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселеранты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.

Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.

Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической  перестройки является фоном, на котором  протекает психологический кризис.

Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и  физиологическое развитие. Увеличиваются  рост и вес ребенка, причем у мальчиков  в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).

Особенности   пубертатного  кризиса:

·  эмоциональная  нестабильность;

·  сексуальное возбуждение;

·  половая идентификация,

·  новый образ физического  «Я»,

· влияние темпа созревания на образ  «Я» и самосознания  (акселераты и ретандарты)

2. Особенности социальной ситуации  развития подросткового возраста

Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства  к самостоятельной и ответственной  взрослости. Подросток занимает промежуточное  положение между детством и взрослостью. Социальная ситуация развития – Эмансипация  от взрослых и группирование.

3. Проблема ведущей деятельности  в подростковом возрасте 

Ведущей деятельностью подростка  является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.

1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом;

2) Общение - специфический вид  межличностных отношений, он формирует  у подростка навыки социального  взаимодействия, умение подчиняться  и в тоже время отстаивать  свои права.;

3) Общение - специфический вид  эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

Психологи считают, что общение  включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к  группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

4. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков

В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться  теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской  взгляд на мир и женский. Активно  начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

5. Особенности личности подростков. 

1. Личностная нестабильность (сияющий  оптимизм и мрачный пессимизм). 

  Противоположные черты, стремления  борются друг с другом, определяя  противоречивость характера и  поведения взрослеющего ребенка.

Информация о работе Особенности эмоционально йсферы подросткового возраста