Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 08:39, курсовая работа
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
I Глава ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………………………………………………………………6
1.1 Психологические особенности подросткового возраста……………….6
1.2 Анализ эмоциональной сферы подросткового возраста………………..16
1.3 Закономерности психического развития подростков с умственной отсталостью…………………………………………………………………….21
1.4 Особенности эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью…………………………………………………………………….24
II Глава ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ……………………...29
2.1 Организация и методы исследования…………………………………….29
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………......45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………..50
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
I Глава ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………………………………………………… |
6 |
1.1 Психологические особенности подросткового возраста………………. |
6 |
1.2 Анализ эмоциональной сферы подросткового возраста……………….. |
16 |
1.3 Закономерности психического
развития подростков с |
21 |
1.4 Особенности эмоциональной |
24 |
II Глава ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ……………………... |
29 |
2.1 Организация и методы |
29 |
2.2 Анализ и интерпретация |
34 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
40 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… |
42 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………...... |
45 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………………….. |
50 |
1. Модифицированный восьмицветый тест Люшера;
2. Проективная методика «Рисунок человека»;
3. Проективная методика «Кактус»,
4. Математическая обработка результатов критерий Манна - Уитни
Базой исследования является специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7 города Благовещенска. Для сравнения взята и общеобразовательная школа МОУ СОШ №6 г. Благовещенска. В нем принимали участия подростки с умственной отсталостью в возрасте 14 – 16 лет, в количестве 10 человек. И подростки с нормальным интеллектом, в возрасте 14 – 16 лет, в количестве 10. Общая выборка исследования 20 человек.
I Глава ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - остро протекающий
переход от детства к взрослости,
в котором выпукло
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков.
Первостепенное значение в этом
возрасте приобретает общение со
сверстниками. Общаясь с друзьями,
младшие подростки активно
Главная ценность отметки для учеников 5-7 классов в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.
Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой "нормы", чтобы него было "как у всех", "как у других".Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, то есть отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание.
Сравнивая развитие рано (акселеранты) и поздно (ретарданты) созревающих мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселеранты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.
Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.
Основной особенностью этого возраста
являются резкие, качественные изменения,
затрагивающие все стороны
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).
Особенности пубертатного кризиса:
· эмоциональная нестабильность;
· сексуальное возбуждение;
· половая идентификация,
· новый образ физического «Я»,
· влияние темпа созревания на образ «Я» и самосознания (акселераты и ретандарты)
2. Особенности социальной
Социальная ситуация развития представляет
собой переход от зависимого детства
к самостоятельной и
3. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте
Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
1) Общение является для подростко
2) Общение - специфический вид
межличностных отношений, он
3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.
4. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков
В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.
5. Особенности личности подростков.
1. Личностная нестабильность (сияющий
оптимизм и мрачный пессимизм).
Противоположные черты,
Информация о работе Особенности эмоционально йсферы подросткового возраста