Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 08:39, курсовая работа
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
I Глава ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………………………………………………………………6
1.1 Психологические особенности подросткового возраста……………….6
1.2 Анализ эмоциональной сферы подросткового возраста………………..16
1.3 Закономерности психического развития подростков с умственной отсталостью…………………………………………………………………….21
1.4 Особенности эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью…………………………………………………………………….24
II Глава ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ……………………...29
2.1 Организация и методы исследования…………………………………….29
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………......45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………..50
Так же исследование проводилось у детей с сохранным интеллектом, из этого можно увидеть, что у 3 человек из 10 высокий уровень агрессивности, у остальных агрессивность в норме. Отрывочность линий и сильный нажим говорит об импульсивности это выявлено у всех 10 подростков прошедших исследование. Эгоцентризм и стремление к лидерству преобладает у 8 человек, 2 подростка неуверенны в себе и зависимы от окружающих. Демонстративны и открыты 4 человека, так как в их рисунке было большое количество отростков и вычурность форм. Расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса говорит о скрытости и осторожности обследуемых, это выявлено у 6 человек. Оптимистичны 8 подростков, тревога присутствует у 2 человек (таблица 2). Большинство детей интровертированны, так как на рисунке изображен один кактус. Подростки ищут стремление к домашней защите, чувству семейной общности. Двое подростков имеют чувства одиночества, у них отсутствует стремление к домашней защите (приложение 1, график 2)
Таким образом, на основании полученных данных при сравнении детей обучающихся в коррекционной школе и детей с нормальным интеллектом можно сказать о том, что у умственно отсталых подростков с девиантным поведением высокий уровень агрессивности, импульсивны, эгоцентричны и стремятся к домашней защите и чувству общности. У детей с нормальным интеллектом в большинстве случаев агрессивность находится в норме, но в тоже время эгоцентричны, стремятся к лидерству, оптимистичны и интровертированны. Сравнительную характеристику можно увидеть из графика № 3 (приложение1).
2. Обработка и анализ
Согласно данным полученным в результате проведения методики, описание которой было дано выше в соответствующем разделе, были получены данные об индивидуальных особенностях личности подростков.
На основе полученных данных проведенных у подростков обучающихся в коррекционной школе можно сделать вывод о том, что у подростков прослеживается выраженная агрессия, это можно увидеть из изображения лица нарисованного человека, внутренне напряжены 6 человек, у 4 человек выраженный признак агрессии или вербальной активности агрессивного характера. Поверхностные и неэмоциональные контакты с внешним миром. Подростки эгоцентричны. Чувствуют себя лишенными поддержки и защиты.
У подростков идет существенное отставание от возрастной нормы, что является следствием нарушенного интеллектуального развития (приложение 1, таблица 3).
Для сравнения так же было проведено исследование у подростков обучающихся в общеобразовательной школе. Из проведенного обследования у подростков с нормальным интеллектом можно сказать, что у них средний уровень агрессивности, что характерно для нормально развивающегося подростка. Стремятся подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Внимательны к себе, в здоровом самоуважении, социально адаптированы, успешны, обладают личной энергетикой человека. Нерешительны, боятся ответственности, высокомерны. Присутствует чувство страха и тревоги. Любознательны, зависимы, несамостоятельны, испытывают сексуальные проблемы. Общительны, активно взаимодействуют с внешним миром. Отсутствие веры в свои силы. Устойчивы, уверены в себе. Завышенная самооценка. Недостаточная зрелость, инфантильность (таблица 4).
Сравнительную характеристику индивидуальных особенностей личности подростков можно увидеть из графика № 4, приложение 1.
3. Обработка и анализ
Согласно данным полученным в результате проведения методики, описание которой было дано выше в соответствующем разделе, были получены данные об эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающий как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.
На основе полученных данных проведенных у детей, обучающихся в коррекционной школе можно сделать вывод, что у подростков в силу неприемлемых обстоятельств, вызывающих протест и негативизм, резко усилены такие свойства личности, как потребность в общении, эмоциональной вовлеченности, в переменах, поиски признания. Недоверчивость, переживание чувства обиды, Затруднения в межличностных контактах узкого круга, физиологические потребности в зоне комфорта Чувство страха, нервное истощение, беспокойная раздражительность.
Склонность к вспыльчивости в
конфликтных ситуациях.
Для сравнения данная методика была проведена и у подростков, обучающихся в общеобразовательной школе. Из проведенного исследования можно сказать, что дети в этом возрасте имеющие сохранный интеллект имеют трудности общения. Эмоциональное и физическое перенапряжение, Потребность в покое и помощи. Несмотря на трудности и препятствия, гибкость позиции способствует целенаправленности действий, высокая мотивация достижения, потребность в обладании жизненными благами, стремление к доминированию, целенаправленность действий, непосредственность и раскрепощенность поведения, высокая самооценка, противодействие обстоятельствам, препятствующим свободной самореализации личности, черты стеничности и мужественности, нетривиальный подход к решению проблем, оригинальность, некоторая склонность к рисовке, стремление привлечь внимание к себе и вовлечь в сферу своего обаяния тех, чье мнение значимо. Потребность в преодолении ограничений, в том числе дистанции, отделяющей от окружающих; стремление к самостоятельности в принятии решений. Недостаток эмоционального тепла со стороны окружающих. Состояние стресса в связи со сложившейся ситуацией. Оптимистичность, легкое вживание в разные социальные роли, демонстративность, Непосредственность чувств, пристрастие к забавам, игровому компоненту в деятельности. Потребность в избавлении от ограничений и обретении свободы принятия решений. Сочетание усталости и пассивности с выраженным чувством внутреннего протеста против сложившихся обстоятельств (судьбы), неприятие ситуации, задевающей самолюбие и блокирующей насущные потребности личности. Пессимистическая оценка ситуации. Сопротивление внешним обстоятельствам, давлению средовых воздействий. Стремление отстоять собственную позицию ограничением контактов, пассивным противодействием. Раздражительность, мнительность в отношении высказываний окружающих на свой счет, упрямство в сочетании с обидчивостью. Проблема уязвленного самолюбия и нарушенного равновесия в отношениях с окружающими. Сдержанность в проявлении чувств, недоверчивость; ирреальность притязаний маскируется замкнутостью Неустойчивость. Осознанный контроль над спонтанными реакциями создает известную напряженность.
Полученные данные подверглись математичеко – статической обработке по непараметрическому критерию Манна – Уитни (приложение 2) [28].
Анализ полученных результатов, проведенный на основании статистической обработки, дает возможность делать вывод об очевидном рассогласовании структуры эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью. Так, во-первых, анализ результатов показателей агрессивности позволяет сделать вывод о том, что данные показатели детей с умственной отсталостью значимо выше, чем у детей с нормой в умственном развитии. Высокий уровень агрессии свидетельствует о готовности к агрессивному поведению, в частности направленному и на самого себя. При обработке выявилось преобладание агрессивности у детей с умственной отсталостью, т.к. контроль за аффективной сферой у данной категории детей снижен.
Во – вторых, полученные результаты свидетельствуют о том, что если у детей с нормальным развитием выявлен высокий уровень индивидуальных особенностей личности, чем у подростков с умственной отсталостью.
Таким образом, если рассматривать результаты, представленные в данной работе как части системного анализа особенностей эмоциональной сферы подростков с нарушением умственного развития, то с очевидностью можно принять положение о том, что недостаточность развития когнитивной сферы определяет рассогласование эмоциональной сферы ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Симптомами нарушения
К категории умственно отсталых,
помимо олигофренов, относятся дети
с астеническими состояниями, психопатоподобным
поведением, грубым недоразвитием личности.
У них могут проявляться
Несмотря на многочисленные исследования, психологическое содержание интерпретации эмоционального восприятия окружающих умственно отсталыми детьми требует дальнейшего более глубокого изучения. Это поможет организовать коррекционно-воспитательную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональном восприятии окружающих, в развитии личностной сферы умственно отсталого ребенка, и в решении актуального вопроса социально-трудовой адаптации к жизни в обществе.
Рассмотрение проявления разных форм агрессивности на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
7. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений/ Л.Я. Гозман - М. МГУ, 1987-174с.
8. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности/ О.П. Елисеев - СПб., 2000.
9. Зейгарник, Б.В. Братусь, Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности/ Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь – М., 1980.
10. Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям/ Л.Ю. Иванова - М.: 1993.
11. Изард, К.Э. Психология эмоций/ К.Э. Изард - СПб., 1999.
12. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков/ Д. Н. Исаев Руководство. – СПб.: речь, 2003. – 391 с., илл.
13. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей/ В.В. Ковалев - М., 1979.
14. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация/ И.А. Коробейников - М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192с.
15. Карлсон, Р. Минека, С. Аномальная психология/ Р. Карлсон., С. Минека – 11-издание – Спб.: Питер, 2004. – 1167 с.
16. Кулаков, С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. Учебно-методическое пособие (Серия «Психодиагностика: психологу, врачу, педагогу». Вып. 2). / С. А. Кулаков - Под общ. редакцией д.м.н. Л.И. Вассермана. — М.: Фолиум, 1998. – 70 с.
17. Лаут, Г.В. и др. Коррекция поведения детей и подростков/ Г.В. Лаут - М.: «Академия», 2005. – 224с.
18. Лебединский, В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте/ В.В. лебединский - М.: изд-во Моск. Ун-та, 1991
19. Леонгард, К. Акцентуированные личности/ К. Леонгард - Киев, 1981.
20. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков/ А.Е. Личко - Л.,1983.
21. Лук, А.Н. Эмоции и личность/ А.Н. Лук - М.: Знание, 1982. - 176с.
22. Певзнер, М. С. Клиника психопатий в детском возрасте/ М. С. Певзнер - М.: Учпедгиз, 1941.
23. Першанина, Е. Проблема профилактики педагогической запущенности подростков - журнал «Советская педагогика», 1984, № 5, стр.141
24. Ретуш, Л.А. Психология современного подростка. /Л.А.Ретуш - СПб.: Речь, 2005. – 400с.
25. Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии/ Л.С. Рубинштейн - Издательство "Питер", 2000. – 608 с.
26. Селецкий, А.И., Тарарухин, С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением/ А.И. Селецкий, С.А. Тарарухин - Киев,1981.
27. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции/ Л.М. Семенюк – М.: 1996
28. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки данных в психологии/ Е. В. Сидоренко - Социально-психол.центр.-1996.
29. Степанов, В.Г. Психология трудного школьника/ В.Г. Степанов – М.: 1998г.
Информация о работе Особенности эмоционально йсферы подросткового возраста