Особенности эмоционально йсферы подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
I Глава ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………………………………………………………………6
1.1 Психологические особенности подросткового возраста……………….6
1.2 Анализ эмоциональной сферы подросткового возраста………………..16
1.3 Закономерности психического развития подростков с умственной отсталостью…………………………………………………………………….21
1.4 Особенности эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью…………………………………………………………………….24
II Глава ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ……………………...29
2.1 Организация и методы исследования…………………………………….29
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………......45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………..50

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время собственно психологические  вопросы развития познавательной деятельности, эмоциональной сферы активно изучаются рядом отечественных исследователей. Разрабатываются также методы экспериментально-психологического исследования детей с целью выявления умственной отсталости и её качественных особенностей. Особенно важное значение на современном этапе приобретает концепция психического развития умственно отсталого ребенка, которую выдвинул Л.С.Выготский - один из первых исследователей олигофрении. Рассматривая процесс развития умственно отсталого ребёнка как единый процесс, где последующий этап развития зависит от предыдущего, а каждый последующий способ реагирования зависит от реагирования ранее, Л.С.Выготский указывает на необходимость различать первичный дефект и вторичные осложнения развития. Л.С.Выготский отмечал, что нельзя выводить особенности психики умственно отсталого ребёнка из основной причины его отсталости - факта поражения его головного мозга. Это значило бы игнорирование процесса развития. Отдельные особенности психики находятся в чрезвычайно сложном положении к основной причине.

Важнейший вывод, к которому приходит Л.С.Выготский, что умственно отсталый ребёнок "принципиально способен к культурному  развитию, принципиально может выработать в себе высшие психические функции, но фактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишённым этих высших функций ". И объясняется это историей развития умственно отсталого ребёнка, т.е. когда биологическая неполноценность лишает его возможности своевременно усваивать культуру человечества [6].

Л.С.Выготский выдвинул глубоко содержательную концепцию психического развития умственно отсталого ребёнка, которая не потеряла своей актуальности и сегодня.

Анализируя особенности эмоциональной сферы, С.Я.Рубинштейн указывает, что незрелость личности умственно отсталого ребенка, обусловленная, в первую очередь, особенностями развития его интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы: недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, их амбивалентность, примитивность, неадекватность; эмоциональные реакции непроизвольны воздействиям; для эмоциональных реакций характерна раздражительность, склонность к агрессии [20].

Следует отметить и то, что чем  выраженнее нарушения в умственном развитии, тем очевиднее рассогласование в эмоциональной сфере [4].

Исследование особенностей эмоциональной  сферы умственно отсталых детей  в нашей работе представлено изучением  уровня тревожности (личностной) и уровня агрессивности.

Тревожность - это эмоциональное  состояние целесообразного подготовительного  повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающей соответствующую реакцию на страх [5].

В целом тревожность - субъективное проявление неблагополучия личности. Уровень тревожности обычно повышен:

- при заболеваниях нервно-психических и тяжелых соматических;

- у здоровых людей, переживающих последствия травмы психической;

- у людей с отклоняющимся поведением.

Агрессия - свойство личности, характеризующееся  наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъективно-субъектных отношений [5].

Агрессия к родителям, воспитателям, сверстникам умственно отсталых детей, как правило, необычно жестока, нападения или драки совершаются  без достаточного понимания опасных  последствий наносимых повреждений. Наряду с физической агрессией нередко отмечается и вербальная агрессия. Часто агрессивное поведение – прямое повторение того, что дети сами испытывают от других людей. Упрочению этого поведения способствует негативный пример родителей, старших ребят в интернате или школе [10].

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся  в различных источниках, необходимо выделить следующие:

Физическая агрессия (нападение) –  использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – действия, как  окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия – выражение  негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Склонность к раздражению –  готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм – оппозиционная  манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Глава ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

2.1 Организация и методы исследования

Проводилось исследование особенностей эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью с целью выявления, определения уровня агрессивности. В процессе проведения эксперимента была сформулирована гипотеза: что при интерпретации результатов детей с умственной отсталостью будет проявляться специфика их эмоционального отношения к окружающей действительности, отличающаяся от эмоционального отношения к окружающей действительности у нормальных детей.

В соответствии с целью и гипотезой были решены следующие задачи:

1. Провести  теоретический анализ психологической  литературы 

2. Изучить  развитие эмоциональной сферы  у нормальных детей и детей  с умственной отсталостью.

3. Провести  экспериментальную проверку эмоционального  отношения к окружающей действительности нормальных детей и детей с умственной отсталостью.

В исследовании принимала участие  группа подростков в возрасте 14-16 лет, проживающие в городе Благовещенске. Это подростки обучающиеся в  специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе №7. Для сравнения было проведено исследование и в общеобразовательной школе МОУ СОШ № 6 г. Благовещенска с подростками 14 – 16 лет.

В данной работе  использовались следующие  методики:

1. Проективная методика М. А.  Панфиловой «Кактус»

Цель – выявление состояния  эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

При обработке результатов принимаются  во внимание данные, соответствующие  всем графическим методам, а именно:

- пространственное положение 

- размер рисунка 

- характеристики линий

- сила нажима на карандаш

2. Проективная методика «Рисунок  человека»

Разработан К.Маховер в 1946г. на основе теста Ф.Гудинаф

Цель методики: Определение индивидуальных особенностей личности ребенка.

Обследуемому предлагают карандашом на чистом листе бумаги нарисовать человека. Время рисования не ограничивается. И просят создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь". Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер ("а какого человека?"), следует отвечать уклончиво, например: "любого", "рисуй какого хочешь". На любые выражения сомнений можно сказать: "ты начни, а дальше легче будет…"

В ответ на просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный  рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.

Инструкция повторяется до тех  пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т. д.   

Шкала признаков для оценки рисунка  содержит 46 пунктов.

1. У человека нарисована голова.

2. У него две ноги.

3. Две руки.

4. Туловище достаточно отделено  от головы.

5. Длина и ширина туловища  пропорциональны.

6. Плечи хорошо прорисованы.

7. Руки и ноги соединены с  туловищем правильно.

8. Места соединения рук и ног  с туловищем ясно выделены.

9. Шея ясно просматривается.

10. Длина шеи пропорциональна  размерам тела и головы.

11. У человека нарисованы глаза.

12. У него нарисован нос.

13. Нарисован рот.

14. Нос и рот имеют нормальные  размеры.

15. Видны ноздри.

16. Нарисованы волосы.

17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.

18. Человек нарисован в одежде.

19. По крайней мере, нарисованы  основные части одежды (брюки  и пиджак/рубашка).

20. Вся одежда, изображенная помимо  указанной выше, хорошо прорисована.

21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.

22. На руках изображены пальцы.

23. На каждой руке пять пальцев.

24. Пальцы достаточно пропорциональны  и не слишком растопырены.

25. Большой палец достаточно  хорошо выделен.

26. Хорошо прорисованы запястья  путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.

27. Прорисован локтевой сустав.

28. Прорисован коленный сустав.

29. Голова имеет нормальные пропорции  по отношению к телу.

30. Руки имеют такую же длину,  что и туловище, или длиннее,  но не более чем в два раза.

31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.

32. Длина ног равна примерно  длине туловища или длиннее,  но не более чем вдвое.

33. Длина и ширина конечностей  пропорциональны.

34. На ногах можно различить  пятки.

35. Форма головы правильная.

36. Форма тела в целом правильная.

37. Очертания конечностей переданы  точно.

38. Грубые ошибки в передаче  остальных частей отсутствуют.

39. Уши хорошо различимы.

40. Уши находятся на своем  месте и имеют нормальные размеры.

41. На лице прорисованы ресницы  и брови.

42. Зрачки расположены правильно.

43. Глаза пропорциональны размерам  лица.

44. Человек смотрит прямо перед  собой, глаза не скошены в  сторону.

45. Четко различимы лоб и подбородок.

46. Подбородок отделен от нижней  губы.

           За  выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию - 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

Нормально умственно развитый ребенок  должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу  очки.

5 лет - 10 очков

6 лет - 14 очков

7 лет - 18 очков

8 лет - 22 очка

9 лет - 26 очков

10 лет - 30 очков

11 лет - 34 очка

12 лет - 38 очков

13 лет - 42 очка

14 лет - свыше 42 очков

3. Модифицированный восьмицветный  тест Люшера

Психологический тест, изобретенный доктором Максом Люшером. Люшер считает, что восприятие цвета объективно и универсально, но что цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.

Тест состоит только из 8 карт, из которых испытуемый последовательно должен выбрать самый ему нравящийся, потом — наиболее приятный из оставшихся и т.д. Затем весь выбор повторяется снова.

Тест предназначен для изучения эмоциональных компонентов отношений  человека к значимым для него людям  и отражающий как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.

В исследовании использовался  непараметрический критерий Манна – Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя выборками, по уровню, какого – либо признака количественно измеряемого. Он позволяет выявить различия между малыми выборками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ и интерпретация результатов

1. Обработка и анализ результатов  по проективной методике «Кактус»

Согласно составленному графику (приложение 1) и их подробным данным, а также по результатам проведения методики, описание которой было дано выше в соответствующем разделе,   были получены данные о состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

В результате проведенной методики на группе подростков в количестве 10 человек, обучающихся в коррекционной школе, можно сделать вывод о том, что у подростков преобладает высокая степень агрессивности это можно увидеть из-за наличия сильно торчащих, длинных, близко расположенных друг от друга иголок. Отрывочность линий и сильный нажим говорит о высокой импульсивности детей. У 9 человек из 10 преобладает эгоцентризм, стремление к лидерству, демонстративность и открытость. 3 подростка неуверенны в себе и зависимы от окружающих. Расположение зигзагов по контуру и внутри кактуса говорит о том, что дети скрыты и осторожны своих поступках, это качество выявлено у 6 человек из 10. В 6 рисунках преобладают яркие цвета, это говорит об оптимистичности подростка, но у 4 человек присутствует тревога (таблица 1). На всех 10 рисунках изображен один кактус это говорит об интровертированности детей. Подростки стремятся к домашней защите и к чувству семейной общности, так как они нарисовали кактусы в цветочных горшках (приложение 1, график 1).

Информация о работе Особенности эмоционально йсферы подросткового возраста