Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 08:39, курсовая работа
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
I Глава ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………………………………………………………………6
1.1 Психологические особенности подросткового возраста……………….6
1.2 Анализ эмоциональной сферы подросткового возраста………………..16
1.3 Закономерности психического развития подростков с умственной отсталостью…………………………………………………………………….21
1.4 Особенности эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью…………………………………………………………………….24
II Глава ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ……………………...29
2.1 Организация и методы исследования…………………………………….29
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………......45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………………..50
Анализируя особенности эмоцион
Следует отметить и то, что чем выраженнее нарушения в умственном развитии, тем очевиднее рассогласование в эмоциональной сфере [4].
Исследование особенностей эмоциональной сферы умственно отсталых детей в нашей работе представлено изучением уровня тревожности (личностной) и уровня агрессивности.
Тревожность - это эмоциональное
состояние целесообразного
В целом тревожность - субъективное проявление неблагополучия личности. Уровень тревожности обычно повышен:
- при заболеваниях нервно-психических и тяжелых соматических;
- у здоровых людей, переживающих последствия травмы психической;
- у людей с отклоняющимся поведением.
Агрессия - свойство личности, характеризующееся
наличием деструктивных тенденций,
в основном в области субъективно-
Агрессия к родителям, воспитателям,
сверстникам умственно отсталых
детей, как правило, необычно жестока,
нападения или драки
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:
Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
II Глава ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.
2.1 Организация и методы исследования
В исследовании принимала участие группа подростков в возрасте 14-16 лет, проживающие в городе Благовещенске. Это подростки обучающиеся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе №7. Для сравнения было проведено исследование и в общеобразовательной школе МОУ СОШ № 6 г. Благовещенска с подростками 14 – 16 лет.
В данной работе использовались следующие методики:
1. Проективная методика М. А. Панфиловой «Кактус»
Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
При обработке результатов
- пространственное положение
- размер рисунка
- характеристики линий
- сила нажима на карандаш
2. Проективная методика «Рисунок человека»
Разработан К.Маховер в 1946г. на основе теста Ф.Гудинаф
Цель методики: Определение индивидуальных особенностей личности ребенка.
Обследуемому предлагают карандашом на чистом листе бумаги нарисовать человека. Время рисования не ограничивается. И просят создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь". Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер ("а какого человека?"), следует отвечать уклончиво, например: "любого", "рисуй какого хочешь". На любые выражения сомнений можно сказать: "ты начни, а дальше легче будет…"
В ответ на просьбу ребенок не
обязательно создаст
Инструкция повторяется до тех
пор, пока не будет получен
Шкала признаков для оценки рисунка содержит 46 пунктов.
1. У человека нарисована голова.
2. У него две ноги.
3. Две руки.
4. Туловище достаточно отделено от головы.
5. Длина и ширина туловища пропорциональны.
6. Плечи хорошо прорисованы.
7. Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
8. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
9. Шея ясно просматривается.
10. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
11. У человека нарисованы глаза.
12. У него нарисован нос.
13. Нарисован рот.
14. Нос и рот имеют нормальные размеры.
15. Видны ноздри.
16. Нарисованы волосы.
17. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
18. Человек нарисован в одежде.
19. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
20. Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
21. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
22. На руках изображены пальцы.
23. На каждой руке пять пальцев.
24. Пальцы достаточно
25. Большой палец достаточно хорошо выделен.
26. Хорошо прорисованы запястья путем сужения и последующего расширения предплечья в области кисти.
27. Прорисован локтевой сустав.
28. Прорисован коленный сустав.
29. Голова имеет нормальные
30. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
31. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
32. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
33. Длина и ширина конечностей пропорциональны.
34. На ногах можно различить пятки.
35. Форма головы правильная.
36. Форма тела в целом правильная.
37. Очертания конечностей
38. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
39. Уши хорошо различимы.
40. Уши находятся на своем
месте и имеют нормальные
41. На лице прорисованы ресницы и брови.
42. Зрачки расположены правильно.
43. Глаза пропорциональны
44. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
45. Четко различимы лоб и
46. Подбородок отделен от нижней губы.
За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию - 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.
Нормально умственно развитый ребенок
должен набрать в соответствии со
своим возрастом указанные
5 лет - 10 очков
6 лет - 14 очков
7 лет - 18 очков
8 лет - 22 очка
9 лет - 26 очков
10 лет - 30 очков
11 лет - 34 очка
12 лет - 38 очков
13 лет - 42 очка
14 лет - свыше 42 очков
3. Модифицированный
Психологический тест, изобретенный доктором Максом Люшером. Люшер считает, что восприятие цвета объективно и универсально, но что цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.
Тест состоит только из 8 карт, из которых испытуемый последовательно должен выбрать самый ему нравящийся, потом — наиболее приятный из оставшихся и т.д. Затем весь выбор повторяется снова.
Тест предназначен для изучения
эмоциональных компонентов
В исследовании использовался непараметрический критерий Манна – Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя выборками, по уровню, какого – либо признака количественно измеряемого. Он позволяет выявить различия между малыми выборками.
2.2 Анализ и интерпретация
1. Обработка и анализ
Согласно составленному графику (приложение 1) и их подробным данным, а также по результатам проведения методики, описание которой было дано выше в соответствующем разделе, были получены данные о состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
В результате проведенной методики на группе подростков в количестве 10 человек, обучающихся в коррекционной школе, можно сделать вывод о том, что у подростков преобладает высокая степень агрессивности это можно увидеть из-за наличия сильно торчащих, длинных, близко расположенных друг от друга иголок. Отрывочность линий и сильный нажим говорит о высокой импульсивности детей. У 9 человек из 10 преобладает эгоцентризм, стремление к лидерству, демонстративность и открытость. 3 подростка неуверенны в себе и зависимы от окружающих. Расположение зигзагов по контуру и внутри кактуса говорит о том, что дети скрыты и осторожны своих поступках, это качество выявлено у 6 человек из 10. В 6 рисунках преобладают яркие цвета, это говорит об оптимистичности подростка, но у 4 человек присутствует тревога (таблица 1). На всех 10 рисунках изображен один кактус это говорит об интровертированности детей. Подростки стремятся к домашней защите и к чувству семейной общности, так как они нарисовали кактусы в цветочных горшках (приложение 1, график 1).
Информация о работе Особенности эмоционально йсферы подросткового возраста