Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:36, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности «эмоционального выгорания» у медицинских работников хирургического отделения.
Задачи исследования:
− провести теоретический анализ проблем «эмоционального выгорания» в отечественной и зарубежной литературе;
− охарактеризовать социально-демографические особенности медработников хирургического профиля;
− выявить уровень «эмоционального выгорания» у медработников хирургического профиля;
− определить уровень эмпатии у медработников хирургического профиля;
− оценить показатели тревожности у медработников хирургического профиля.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ…………………………………………..6
1.1. Синдром «эмоционального выгорания» в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………….6
1.2. Проявление синдрома «эмоционального выгорания», его характеристика и стадии………………………………………………………….8
1.3. Роль и место эмпатии в работе медицинских работников………...15
1.4.Тревожность и ее влияние на работу медицинских работников…..17
1.5. Профессиональная деформация медицинских работников как следствие «эмоционального выгорания»………………………………………19
Выводы по теоретической части…...………………………………….…24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ…………………………………………...26
2.1. Организация и методологические основы исследования………….26
2.2. Методики проводимого исследования……………………………...26
2.3. Результаты исследования……………………………………………30
2.3.1. Социально-демографический профиль медработников хирургического отделения………………………………………………………30
2.3.2. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников хирургического профиля ……………………………………………………….32
2.3.3. Уровень эмпатии у медработников хирургического профиля..33
2.3.4. Показатели тревожности у медработников хирургического профиля ………………………………………………………………………….38
2.4. Методические рекомендации по профилактике и лечению синдрома «эмоционального выгорания» ………………………………………39
Выводы по эмпирической части…………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………48
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...51
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра экологии человека
5 курс
2 группа
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Дипломная работа
Научный руководитель:
доцент кафедры экологии человека
кандидат медицинских наук
Допущена к защите
Заведующий кафедрой
экологии человека
______________ В.И. Дунай
«___» ____________ 2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ…………………………………………..6
1.2. Проявление синдрома «эмоционального выгорания», его характеристика и стадии………………………………………………………….8
1.3. Роль и место эмпатии в
работе медицинских работников…
1.4.Тревожность и ее влияние на работу медицинских работников…..17
1.5. Профессиональная деформация
медицинских работников как
Выводы по теоретической части…...…………………
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ…………………………………………...26
2.1. Организация и
2.2. Методики проводимого исследования……………………………...26
2.3. Результаты исследования…………………
2.3.1. Социально-демографический профиль
медработников хирургического отделения………………………………………………………
2.3.2. Синдром «эмоционального
2.3.3. Уровень эмпатии у
медработников хирургического
2.3.4. Показатели тревожности у
медработников хирургического
2.4. Методические рекомендации по
профилактике и лечению
Выводы по эмпирической части…………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………48
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно, и с тех пор психологическое явление, отраженное в этом термине, приобретает все большую актуальность.
«Эмоциональное выгорание» представляет собой выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
Особенно проблема «профессионального выгорания» актуальна для представителей профессий типа «человек-человек», в частности, для медицинских работников [35]. В то же время, до сих пор изучению и решению этой проблемы не уделяется должного внимания.
Профессиональная деятельность медицинских
работников предполагает эмоциональную
насыщенность, психофизическое напряжение
и высокий процент факторов, вызывающих
стресс. Стрессовые ситуации, возникающие
на работе – это обычное и частое
явление. Поскольку медицинские
работники постоянно
Специалист, несущий бремя «груза общения», вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить утешителем или мишенью для раздражения и агрессии. Человек не может оставаться равнодушным к проявлениям эмоций со стороны окружающих, он как бы «заражается» ими. К этому добавляются вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека еще и стойкое снижение результативности его работы.
Вопросы, касающиеся «эмоционального выгорания», в течение нескольких десятилетий привлекали внимание западных и отечественных психологов, таких как Х. Дж. Фреденберг, К. Маслач, К. Кондо, В.В. Бойко, В.Е. Орел и др.
Актуальность исследования: изучение синдрома «эмоционального выгорания» представляется актуальной проблемой, так как многие сталкиваются с проблемой спада активности при интенсивной работе.
Стремление к повышению в должности, не всегда правильно организованная работа с коллективом и пациентами, забирающая больше сил и времени, рано или поздно начинает сказываться на работоспособности. И тогда наступает состояние эмоционального, психического, и физического истощения в результате неразрешенного стресса на рабочем месте. Работники медицинского учреждения, находящиеся в постоянном стрессе, тревоге, не могут положительно взаимодействовать с коллегами и пациентами. Проблема исследования «эмоционального выгорания» является востребованной и необходимой для дальнейшего исследования.
Актуальность исследования определяется:
– большой вероятностью возникновения
у медицинских работников разных
форм профессиональной деформации, в
том числе «эмоционального
− недостаточной изученностью проблемы «выгорания» у представителей социальных профессий.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы руководителями медицинских учреждений для предупреждения и снижения «профессионального выгорания» сотрудников, что способствует более качественной работе персонала и повышения их продуктивности.
Обозначенная проблема и её актуальность определили предмет, объект, цели, задачи и гипотезу исследования.
Цель исследования: выявить особенности «эмоционального выгорания» у медицинских работников хирургического отделения.
Объект исследования: медицинские работники хирургического отделения.
Предмет исследования: особенности «эмоционального выгорания» у медицинских работников хирургического отделения.
Гипотеза исследования: уровень «эмоционального выгорания» медицинского работника хирургического отделения выше, чем у медицинских работников лаборатории.
Задачи исследования:
База исследования: медицинские работники в количестве 60 человек Главного военного клинического госпиталя № 432, расположенного по адресу: г. Минск, пр-т Машерова, 26.
Методы сбора и обработки информации. Для достижения поставленной цели, задач и подтверждения гипотезы в работе были применены следующие средства:
Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка – 49 источников, 17 приложений. Общий объем работы – 70 страниц, объем без приложений – 50 страниц. Таблиц – 2; рисунков – 9.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Проблемой «эмоционального выгорания» персонала исследователи занимаются на протяжении последних тридцати лет; «местом рождения» и становления данного психологического феномена являются США. Западные психологи отмечают две фазы изучения «выгорания» в американской науке: фазу «поисков» и методологическую фазу [21].
Первый подход фазы «поисков» относится к 70 годам ХХ века. Целью, стоявшей перед учеными, являлось исследование природы и конкретизации понятия «выгорание личности». Объектом исследований были специалисты «помогающих профессий» (врачи, психологи, психиатры). На данной фазе феномен «выгорания» изучался в двух направлениях – психиатрическом и социально-психологическом. Именно представитель психиатрического (или клинического) направления Х. Дж. Фроуденбергер в 1974 году ввел понятие «burnout» [44]. Он изучал характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Следовательно, симптомы «выгорания» и сущность психического здоровья были предметами исследования психиатрического направления [21].
Второй подход, с которым связаны исследования «выгорания» на фазе «поисков», был социально-психологический. Концепт «выгорания» как трехсимптомного комплекса был сформулирован Кристиной Маслач и ее коллегами [47].
Кристина Маслач как социальный психолог изучала взаимодействие людей в ситуационном контексте работы. К ситуативным факторам «выгорания» были отнесены: а) большое количество клиентов; б) преобладание негативной обратной связи от клиента; в) недостаток личностных ресурсов для совладания со стрессом Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [24]
Таким образом, в 70-х годах ХХ века изучалась природа и факторы «выгорания», то есть качественная сторона феномена. Методами исследования были интервьюирование, разбор конкретных случаев и наблюдение. Практико-ориентированная направленность в исследовании «выгорания» обуславливалась социальными, экономическими, историческими и культурными факторами 70-х годов ХХ века.
В 80-х годах ХХ века началась методологическая фаза в изучении синдрома «выгорания». Основной целью, которой была оценка данного психического состояния. Составлялись опросники и разрабатывалась методология исследования в рамках индустриально-организационной психологии. При этом «выгорание» стало пониматься как форма трудового стресса, которая связана с понятиями удовлетворенности трудом, организационной культуры и текучести кадров. Индустриально- организационный подход объединил клиническое и психологическое направления изучения «выгорания» [47].
С середины 1990-х годов изучение синдрома «выгорания» в психологии вышло на качественно новый уровень – помимо факторов предметом исследования выступили другие аспекты данного психологического феномена.
Во-первых, «выгорание» стало изучаться не только в широком круге социальных профессий, но и у офисных работников, военнослужащих, руководителей.
Во-вторых, исследования «выгорания» опираются на разработанную методологию. К. Маслач сформулировала «выгорание» не только как форму, но и как результат хронического стресса в труде. Данное психическое состояние развивается под воздействием 6-ти групп стрессовых факторов: «рабочие нагрузки», «контроль и автономность сотрудника», «восприятие вознаграждения», «психологическая совместимость сотрудника с деятельностью и коллегами», «восприятие справедливости» и «конгруэнтность ценностей работника с декларируемыми/скрытыми ценностями организации» [46].
В-третьих, стал разнообразнее психодиагностический инструментарий. На данном этапе зарубежные психологи измеряют «выгорание» с помощью нескольких тестов: MBI (The Maslach Burnout Inventory), SBS (The Staff Burnout Scale) и The Tedium Scale [40]. Самым распространенным тестом по измерению «выгорания» является MBI, все остальные разрабатываются на его основе. Однако опросник MBI критикуется многими специалистами за то, что он чаще измеряет личностные черты и установки, чем ситуационные факторы «выгорания».
Информация о работе Особенности эмоционального выгорания сотрудников хирургического отделения