Особенности эмоционального выгорания сотрудников хирургического отделения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности «эмоционального выгорания» у медицинских работников хирургического отделения.
Задачи исследования:
− провести теоретический анализ проблем «эмоционального выгорания» в отечественной и зарубежной литературе;
− охарактеризовать социально-демографические особенности медработников хирургического профиля;
− выявить уровень «эмоционального выгорания» у медработников хирургического профиля;
− определить уровень эмпатии у медработников хирургического профиля;
− оценить показатели тревожности у медработников хирургического профиля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ…………………………………………..6
1.1. Синдром «эмоционального выгорания» в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………….6
1.2. Проявление синдрома «эмоционального выгорания», его характеристика и стадии………………………………………………………….8
1.3. Роль и место эмпатии в работе медицинских работников………...15
1.4.Тревожность и ее влияние на работу медицинских работников…..17
1.5. Профессиональная деформация медицинских работников как следствие «эмоционального выгорания»………………………………………19
Выводы по теоретической части…...………………………………….…24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ…………………………………………...26
2.1. Организация и методологические основы исследования………….26
2.2. Методики проводимого исследования……………………………...26
2.3. Результаты исследования……………………………………………30
2.3.1. Социально-демографический профиль медработников хирургического отделения………………………………………………………30
2.3.2. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников хирургического профиля ……………………………………………………….32
2.3.3. Уровень эмпатии у медработников хирургического профиля..33
2.3.4. Показатели тревожности у медработников хирургического профиля ………………………………………………………………………….38
2.4. Методические рекомендации по профилактике и лечению синдрома «эмоционального выгорания» ………………………………………39
Выводы по эмпирической части…………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………48
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...51

Файлы: 1 файл

Диплом Эмоциональное выгорание.docx

— 301.28 Кб (Скачать файл)

Синдром «эмоционального выгорания» характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни [7].

В настоящее время существует несколько  теорий, выделяющих стадии «эмоционального выгорания».

Дж. Гринберг предлагает рассматривать  «эмоциональное выгорание» как пятиступенчатый прогрессирующий процесс [37].

  • Первая стадия «эмоционального выгорания» («медовый месяц!). работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.
  • Вторая стадия «эмоционального выгорания» («недостаток топлива»). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.
  • Третья стадия «эмоционального выгорания» (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно у «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также психологическим переживаниям – хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).
  • Четвертая стадия «эмоционального выгорания» (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.
  • Пятая стадия «эмоционального выгорания» («пробивание стены»). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

Динамическая модель Б. Перлмана и Е.А. Хартмана представляет четыре стадии «эмоционального выгорания» [6].

  • Первая стадия – напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс «эмоционального выгорания».
  • Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии «эмоционального выгорания» ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.
  • Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.
  • Четвертая стадия представляет собой «эмоциональное выгорание» как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание «выгорания» проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия – определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с «затуханием горения» при отсутствии необходимого топлива.

Согласно модели М. Буриша развитие синдрома «эмоционального выгорания» проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты – следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует отметить, что развитие «эмоционального выгорания» индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека [36].

В развитии синдрома «эмоционального выгорания» М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы.

– Предупреждающая фаза:

а) чрезмерное участие: чрезмерная активность; отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований; ограничение социальных контактов;

б) истощение: чувство усталости; бессонница; угроза несчастных случаев.

– Снижение уровня собственно участия:

а) по отношению к сотрудникам, пациентам: потеря положительного восприятия коллег; переход от помощи к надзору и контролю; приписывание вины за собственные неудачи другим людям; доминирование стериотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам – проявление негуманного подхода к людям;

б) по отношению к остальным окружающим: отсутствие эмпатии; безразличие; циничные оценки;

в) по отношению к профессиональной деятельности: нежелание выполнять свои обязанности; искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени; акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой;

г) возрастание требований: потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях; чувство переживания того, что другие люди используют тебя; зависть.

– Эмоциональные реакции:

а) депрессия: постоянное чувство вины, снижение самооценки; безосновательный страхи, лабильность настроения, апатии;

б) агрессия: защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах; отсутствие толерантности и способности к компромиссу; подозрительность, конфликты с окружением.

– Фаза деструктивного поведения:

а) сфера интеллекта: снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания; фригидность мышления, отсутствие воображения;

б) мотивационная сфера: отсутствие собственной инициативы; снижение эффективности деятельности; выполнение заданий строго по инструкции;

в) эмоционально-социальная сфера: безразличие, избегание неформальных контактов; отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу; избегание тем, связанных с работой; самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

– Психосоматические реакции и  снижение иммунитета; неспособность  к релаксации в свободное время; бессонница, сексуальные расстройства; повышение давления, тахикардия, головные боли; боли в позвоночнике, расстройства пищеварения; зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

– Разочарование и отрицательная  жизненная установка; чувство беспомощности  и бессмысленности жизни; экзистенциальное отчаяние.

Согласно М. Буришу сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте [36].

Таким образом, настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома «эмоционального выгорания», но несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе «человек–человек». Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности [8]. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.

 

 

    1.  Роль и место эмпатии в работе медицинских работников

Развитая способность к эмпатии  является профессионально важным качеством  для людей, чья работа непосредственно связана с людьми.

Эмпатия – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания [48]. Сочувствие и сопереживание, часто путают друг с другом, но это не одно и то же.  Сочувствие – это эмоциональным беспокойство, в то время как эмпатия является отражением эмоционального понимания.  Применение эмпатии широко распространено, и особенно актуально в таких областях, как медицина, где успешное лечение пациентов зависит от эффективности взаимодействия между пациентом и врачом[43]. 

Эмпатия является эмоциональным обменом между наблюдателем и субъектом, в котором наблюдатель, основываясь на зрительные и слуховые сигналы, определяет и временно испытывает эмоциональное состояние субъекта [11].  Например, врач сталкивается с пациентом, у которого депрессия. Он сообщает врачу о том, что недавно скончался его близкий родственник. Это может вызвать у врача подсознательное воспоминание о его эмоциональном состоянии в подобной ситуации, когда умер близкий родственник.  Кроме того, он может и не иметь такого опыта, но может понять эмоции пациента.  В обоих случаях он в состоянии реагировать эмпатически, потому что он понимает горе пациента.  В другой ситуации, врач может иметь другие культурные традиции, в которой смерть связана не с грустью, а, наоборот, с радостью.  В связи с противоречивой ассоциацией со смертью, врач может не понять, почему пациент опечален.  Без понимания природы и обстоятельств эмоционального состояния пациента, врачу может быть будет сложно его понять. Врач, который понимает пациента на личном уровне и испытывает сочувствие, имеет гораздо больше шансов провести более эффективное лечение, чем врач, который не имеет такого уровня понимания пациента[39].

Важно также, чтобы врач обладал достаточными навыками общения, чтобы передать чувства, которые она испытывает. В повседневной жизни людей, которые не могут адекватно выражать свои чувства, часто не понимают окружающие. Таким образом, нежелательно для врача, чтобы его воспринимали как «черствого» человека, хотя на самом деле, он может испытывать сочувствие, но не уметь его выражать.  С другой стороны, врач, который не испытывает сочувствия может иметь отличные коммуникативные навыки и понимать как необходимо себя вести в конкретной ситуации [13]. Как показывают эти примеры, многие факторы влияют на выражение и восприятие эмпатии.

Зарубежные исследователи, изучая роль эмпатии в медицине,  пришли к различным выводам.  Некоторые утверждают, что для врача невозможно искренне сочувствовать каждому пациенту – сделать это трудно из-за недостатка времени [22]. Эти исследователи рисуют образ врача, который наилучшим образом подходит для ухода за своими пациентами, оставаясь «эмоционально отстраненным». Он не связан с пациентами эмоционально, и поэтому принимает более объективные решения, касающиеся их лечения.

 Тем не менее, появляется  все больше доказательств того, что при выборе врача, пациенты  ценят эмоциональное участие не менее, чем его компетентность [22].  При описании пациентами характеристики «хорошего врача»,  есть один атрибут, который всегда упоминается как необходимый – «быть хорошим врачом – значит быть хорошим слушателем».  Каждый пациент хочет, чтобы его лечили с учетом не только его физического, но и психологического состояния. Врач может внимательно слушать пациента, но единственный способ для пациента понять, что врач понимает его проблемы – это эмпатическая реакция. Врач должен найти компромисс в данной ситуации: став слишком эмоционально связанным с пациентом, он может утратить объективность; недостаточная вовлеченность может оцениваться как бесчеловечность.

 Исследования показали, что  эмпатия полезна и на других уровнях, было установлено, что за счет сопереживания снижается тревожность у пациентов [42].  Когда пациент чувствует, что врач понимает его состояние и опасения, он чувствует себя более комфортно и доверяет врачу. Этот процесс является не только терапевтическим, но также может способствовать процессу заживления. Кроме того, пациенты часто не указывают на их психосоциальные проблемы [3], которые могут являться причиной многих физических (соматических) заболеваний. И, наконец, эмпатия является полезным навыком для врачей, поскольку было продемонстрировано, что врачи, которые учитывают социально-психологические потребности своих пациентов, реже испытывают «эмоциональное выгорание» [40].

Таким образом, эмоциональное соучастие  помогает врачу установить психологический контакт с больным, получить более полную и точную информацию о нем, его состоянии, внушить уверенность в компетентности врача, в адекватности осуществляемого им лечебно – диагностического процесса, вселить веру в выздоровление. Однако, при очень высоком уровне эмпатии врачу часто свойственно болезненно развитое сопереживание, тонкое реагирование на настроение собеседника, чувство вины из-за опасения причинить другим людям беспокойство, повышенная психологическая уязвимость и ранимость – качества, препятствующие выполнению профессионального ролевого поведения, с недостаточной выраженностью таких свойств, как решительность, настойчивость, целеустремленность, ориентация на перспективу. Избыточное эмпатическое вовлечение в переживания больного приводит к «эмоциональному выгоранию» и физическому истощению.

 

 

    1.  Тревожность и ее влияние на работу медицинских работников

 

Тревожность — индивидуальная психологическая  особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную  тревогу по относительно малым поводам [16].

Тревожность относится к элементам психической адаптации, связана с восприятием угрозы и имеет сигнальное биологическое значение. При умеренной выраженности или острой стрессовой ситуации она имеет адаптивное значение. При выраженной тревоге, не соответствующей развившейся ситуации, или хронической психической напряженности тревога превращается в фактор, нарушающий адаптацию индивидуума, рассматривается как дезадаптивный процесс, приводящий к развитию психической или психосоматической патологии. [15].

Ч. Д. Спилбергер исследуя тревожность как личностное свойство и тревогу как состояние, разделил эти два определения на «реактивную» и «активную», «ситуативную» и «личностную» тревожность [49].

По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги  или ситуативная тревожность, возникают  «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические  стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность как черта, свойство дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности. Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность» [34].

Информация о работе Особенности эмоционального выгорания сотрудников хирургического отделения