Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:36, дипломная работа
Цель исследования: выявить особенности «эмоционального выгорания» у медицинских работников хирургического отделения.
Задачи исследования:
− провести теоретический анализ проблем «эмоционального выгорания» в отечественной и зарубежной литературе;
− охарактеризовать социально-демографические особенности медработников хирургического профиля;
− выявить уровень «эмоционального выгорания» у медработников хирургического профиля;
− определить уровень эмпатии у медработников хирургического профиля;
− оценить показатели тревожности у медработников хирургического профиля.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ…………………………………………..6
1.1. Синдром «эмоционального выгорания» в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………….6
1.2. Проявление синдрома «эмоционального выгорания», его характеристика и стадии………………………………………………………….8
1.3. Роль и место эмпатии в работе медицинских работников………...15
1.4.Тревожность и ее влияние на работу медицинских работников…..17
1.5. Профессиональная деформация медицинских работников как следствие «эмоционального выгорания»………………………………………19
Выводы по теоретической части…...………………………………….…24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ…………………………………………...26
2.1. Организация и методологические основы исследования………….26
2.2. Методики проводимого исследования……………………………...26
2.3. Результаты исследования……………………………………………30
2.3.1. Социально-демографический профиль медработников хирургического отделения………………………………………………………30
2.3.2. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников хирургического профиля ……………………………………………………….32
2.3.3. Уровень эмпатии у медработников хирургического профиля..33
2.3.4. Показатели тревожности у медработников хирургического профиля ………………………………………………………………………….38
2.4. Методические рекомендации по профилактике и лечению синдрома «эмоционального выгорания» ………………………………………39
Выводы по эмпирической части…………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………48
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...51
В-четвертых, помимо использования лонгитюдного метода проводятся кросс-культурные исследования «выгорания». Например, результаты сравнения пяти профессиональных групп (образование, социальная служба, медицина, психиатрия и тюрьма) показали схожие профили «выгорания» у специалистов США и Голландии.
В-пятых, предметом исследования американских психологов выступил антипод феномена «выгорания». В качестве такового К. Маслач было предложено понятие «вовлеченность», которое характеризуется направленностью на работу, энтузиазмом, положительным отношением к своему труду [47].
В-шестых, наблюдается «выход» синдрома «выгорания» из узкого толкования его в рамках трудовой деятельности и приобретение им статуса экзистенциального явления. «Выгорающий» или «выгоревший» человек ощущает сложную симптоматику душевных потерь вследствие длительного психического напряжения в эмоционально или когнитивно сложных ситуациях профессионального взаимодействия с другими людьми. В результате возникает психическое (субъективное) и физическое неблагополучие, снижается или утрачивается трудовая активность и работоспособность, исчезает удовлетворенность качеством жизни и осуществлением смысла жизни. В.Е. Орел пишет: «Американские психологи выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают «выгорание» как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности» [26].
В отечественной науке существуют
разногласия в понимании
В первом случае, акцент делается на эмоциональной составляющей синдрома «выгорания», но это определение не совсем корректно, т.к. наличие эмоционального компонента в структуре синдрома «выгорания» не до конца отражает суть рассматриваемого явления.
Второй термин является несколько
размытым, потому что относит данное
явление к довольно обширной группе,
включающей множество состояний
определяющихся как психические. В
таком понимании синдром «
Таким образом, термин «профессиональное выгорание» наиболее полно отражает суть данного явления, поскольку оно существует лишь в контексте профессиональных отношений. Вне данной сферы человеческой практики синдром «выгорания» не может быть определен.
Синдром «эмоционального выгорания» проявляется в нарастающем эмоциональном истощении. Врачи называют это просто переутомлением.
Данный синдром проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, дегуманизации в форме растущего негативизма по отношению как к пациентам или клиентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, ощущении неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания [35].
Развитию данного состояния
способствует необходимость работы
в напряженном ритме с большой
эмоциональной нагрузкой
Фрейденберг указывал, что подобное состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивым, склонным к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. В этом случае синдром «эмоционального выгорания» может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [26].
Феномен «эмоционального выгорания» был детализирован Маслач, Пельманом и Хартманом в 1982 году [29], в результате чего выделился этот синдром. Последние из авторов, обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность.
Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.
Деперсонализация связана с
возникновением равнодушного и даже
негативного отношения к людям,
обслуживаемым по роду работы. Контакты
с ними становятся формальными, обезличенными;
возникающие негативные установки
могут поначалу иметь скрытый
характер и проявляться во внутренне
сдерживаемом раздражении, которое
со временем прорывается наружу и
приводит к конфликтам. Подобные состояния
имеют место в замкнутых
Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности.
К трем основным факторам, играющим существенную роль в «эмоциональном выгорании», относят следующие: личностный, ролевой и организационный [6].
Среди личностных особенностей, способствующих «выгоранию», Фрейнденберг выделяет эмпатию, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность [26]. Имеются данные, что у женщин эмоциональное истощение наступает быстрее, чем у мужчин, хотя это подтверждается не во всех исследованиях. А. Пайнс с коллегами установили связь «выгорания» с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководства [10]. Значимость работы является барьером для развития «выгорания». В то же время неудовлетворенность профессиональным ростом, потребность в поддержке, недостаток автономии способствую «выгоранию». В.И. Ковальчук отмечает роль таких личностных особенностей, как самооценка и локус контроля. Людям с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля больше угрожает напряжение, поэтому они более уязвимы и подвержены «выгоранию».
К. Кондо наиболее уязвимыми, «выгорающими» считает тех, кто разрешает стрессовые ситуации агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой, а также «трудоголиков», т.е. людей, решивших посвятить себя только реализации рабочих целей, кто нашел свое призвание и работает до самозабвения [26].
Ролевой фактор по Кондо и Куунарпуу проявляется в ролевой конфликтности, ролевой неопределенности.
К организационному фактору, способствующему развитию «выгорания», относят: многочасовой характер работы, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности; неадекватность содержанию работы характера руководства со стороны начальства и т.д.
Как отмечает В.И. Ковальчук [14], среди организационных факторов «выгоревшие» лица указывают на следующие причины «выгорания»: чрезмерный уровень напряжения и объем работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения; монотонность работы вследствие слишком большого количества повторений; вкладывание в работу больших личностных ресурсов и недостаток признания и положительной оценки; физическое изнеможение, недостаточный отдых или отсутствие нормального сна; работа без дальнейшего профессионального совершенствования; напряженность и конфликты в межличностных отношениях; недостаточная поддержка со стороны коллег; эмоциональная насыщенность или когнитивная сложность коммуникации и др.
В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с синдромом «эмоционального выгорания». Прежде всего, следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который довольно часто сопутствует синдрому «эмоционального выгорания». При синдроме хронической усталости типичны жалобы клиентов (пациентов): прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; расстройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания. У лиц, страдающих синдромом хронической усталости, может регистрироваться длительный субфебрилитет, боли в горле. При постановке этого диагноза следует учитывать, что при этом должны отсутствовать другие причины или заболевания, способные вызвать появление подобных симптомов [31].
Выделяются три ключевых признака синдрома «эмоционального выгорания». Развитию синдрома «эмоционального выгорания» предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак – истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.
Вторым признаком синдрома «эмоционального выгорания» является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту (клиенту), расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.
Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках «выгорания». Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности [30].
А. Чиром считает «эмоциональное выгорание» комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактор – эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты «burn-out» являются следствием поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации или собственно когнитивно-эмоциональному выгоранию, которое выражается в редуцировании персональных достижений [10].
В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома «эмоционального выгорания», но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе «человек-человек» [26]. Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.
У людей, пораженных синдромом «эмоционального выгорания», как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти, внимания), нарушения сна, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются: головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.
Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома «эмоционального выгорания» [45]:
Информация о работе Особенности эмоционального выгорания сотрудников хирургического отделения