Особенности эмоционального выгорания сотрудников хирургического отделения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности «эмоционального выгорания» у медицинских работников хирургического отделения.
Задачи исследования:
− провести теоретический анализ проблем «эмоционального выгорания» в отечественной и зарубежной литературе;
− охарактеризовать социально-демографические особенности медработников хирургического профиля;
− выявить уровень «эмоционального выгорания» у медработников хирургического профиля;
− определить уровень эмпатии у медработников хирургического профиля;
− оценить показатели тревожности у медработников хирургического профиля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ…………………………………………..6
1.1. Синдром «эмоционального выгорания» в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………….6
1.2. Проявление синдрома «эмоционального выгорания», его характеристика и стадии………………………………………………………….8
1.3. Роль и место эмпатии в работе медицинских работников………...15
1.4.Тревожность и ее влияние на работу медицинских работников…..17
1.5. Профессиональная деформация медицинских работников как следствие «эмоционального выгорания»………………………………………19
Выводы по теоретической части…...………………………………….…24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ…………………………………………...26
2.1. Организация и методологические основы исследования………….26
2.2. Методики проводимого исследования……………………………...26
2.3. Результаты исследования……………………………………………30
2.3.1. Социально-демографический профиль медработников хирургического отделения………………………………………………………30
2.3.2. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников хирургического профиля ……………………………………………………….32
2.3.3. Уровень эмпатии у медработников хирургического профиля..33
2.3.4. Показатели тревожности у медработников хирургического профиля ………………………………………………………………………….38
2.4. Методические рекомендации по профилактике и лечению синдрома «эмоционального выгорания» ………………………………………39
Выводы по эмпирической части…………………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………48
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...51

Файлы: 1 файл

Диплом Эмоциональное выгорание.docx

— 301.28 Кб (Скачать файл)

Проявления тревожности в различных  ситуациях не одинаковы. В одних  случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.

Тревожность является одной из самых распространенных проблем человечества, которая вызывает предрасположенность человека к многим физическим болезням, психическим расстройствам и нарушениям поведения.  Особенно это актуально для медицинского персонала, поскольку их  работа постоянно проходит в стрессовой обстановке.  Постоянное  напряжение может оказать негативное воздействие на психическое здоровье и производительность медсестер и врачей. 

Определенный уровень тревожности  — естественная и обязательная особенность  активной деятельности личности. У  каждого человека существует свой оптимальный  или желательный уровень тревожности  — это так называемая полезная тревожность. Есть категория людей, тревожность которых очень высокая, которая представляет реальную угрозу для самооценки и даже жизнедеятельности [4].

Профессия медицинского работника  относится к числу социально важных, ответственных и сложных видов деятельности, которая связана с высоким уровнем нервно-эмоциональных и умственных нагрузок. Отдельные отрасли здравоохранения по риску возникновения профессиональных болезней могут сравниться с некоторыми ведущими отраслями промышленности. Результаты исследований показали, что профессиональные заболевания врачей протекают более длительно и тяжело по сравнению с представителями других профессиональных групп [23]. 

Неблагоприятные факторы, воздействию  которых могут подвергаться медицинские  работники в процессе своей деятельности, могут быть самыми разнообразными.

К наиболее значимым факторам, влияющим на функциональное состояние  врача, относятся биологические (возраст, пол, профессиональные вредности), психоэмоциональные и интеллектуальные нагрузки. Выраженность влияния психоэмоциональных факторов связана с частотой возникновения  стрессовых ситуаций на работе, сложностью контакта с больными и родственниками, работой в условиях дефицита времени, интеллектуальная нагрузка определяется способностью быстро и точно запоминать и воспроизводить информацию, необходимостью постоянной учебы, повышения уровня знаний и умений и как следствие порождает тревожность [23].

Таким образом, деятельность человека в ситуации, порождающей тревожность, непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности мер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.

 

 

1.5. Профессиональная деформация медицинских работников как следствие «эмоционального выгорания»

 

В настоящее время нет единого  взгляда на структуру синдрома «выгорания», но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он предопределяет личностную деформацию [2].

Заложенный в нас природой механизм сопереживания, сочувствия другому  человеку устроен таким образом, что мы сначала подсознательно отождествляем  себя с партнером по общению, автоматически  отражаем, как в зеркале, его телесно-эмоциональное  состояние. Инстинктивно воспроизводя ощущения, вызванные эмоциями другого  человека, мы принимаем их за свои и  в результате «заражаемся» чужим  настроением. Как это ни парадоксально, «эмоциональное выгорание» развивается  вследствие действия естественных механизмов психологической защиты, в первую очередь – вытеснения эмоций, с  помощью которых человек неосознанно  пытается отгородиться от неприятных переживаний. Вытесненные из сознания эмоции превращаются сначала в телесный дискомфорт, а со временем – в  расстройства [19].

Профессиональная деформация развивается  постепенно из профессиональной адаптации, которая является необходимой для  медицинского работника. Адаптация  к новым условиям достигается  ценой затрат функциональных резервов организма. Реакция организма на внешние и внутренние воздействия  протекает в зависимости от силы фактора, времени его воздействия  и адаптационного потенциала организма, который определяется наличием функциональных резервов. Нарушение регуляторных процессов приводит сначала к функциональным, а затем и к морфологическим изменениям в организме, свидетельствующим о развитии болезни.

Склонность к профессиональной деформации особенно часто наблюдают  у представителей определенных профессий, которые обладают трудно контролируемой и ограничиваемой властью. От решения  и воли этих людей зависят здоровье и жизнь других людей. Обладание  властью приводит к общественной и психической деформации, особенно если отсутствуют действенные обратные связи – общественный контроль, критика и возможность лишить носителя деформации власти. Медицинский  работник тоже обладает определенной властью над больными [17].

У медицинского работника, который  в начале своей профессиональной карьеры очень бурно переживал  все события, тяжело влияющие на психику  больных (страдания, операции, кровотечения, смерть), постепенно развивается определенная эмоциональная сопротивляемость. Профессиональными  деформациями являются поведение и  выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется черствость по отношению  к больным в такой степени, что у окружающих создается впечатление  бездушности и даже цинизма. Профессионально  деформированный лечащий специалист производит на больного впечатление  незаинтересованности и безразличия, не осознавая этого [38].

Следствием «эмоционального выгорания» является такое негативное проявление профессиональной деятельности, как  стандартизация общения, применение в  работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок, подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением  своих обязанностей, желание снизить  объем работы, т. к. медсестре в  этом состоянии кажется, что ее чувство  хронической усталости и напряжения связаны с перегрузкой. У нее  появляется желание устраниться  от дополнительных нагрузок, увеличить  дистанцию в общении с пациентами и коллегами, избегать новых обязанностей. Формализация общения приводит к  тому, что медицинская сестра начинает прятаться за правила, инструкции и  становится менее открытой для контакта. Одним из очень серьезных следствий  профессионального стресса у  медицинских сестер считается появление  или заметное учащение соматических заболеваний, поэтому следует задуматься над тем, что беспричинно учащаемые  головные боли, повышение артериального  давления, частые ОРЗ могут быть соматическими эквивалентами эмоциональных  расстройств [20].

Наряду со стремлением снижать  эмоциональную нагрузку в ситуации профессионального стресса часто  наблюдают обратный вариант, связанный  с «трудоголизмом» – стремлением компенсировать ощущение своей недостаточной профессиональной успешности еще большим усердием и напряжением в работе, нередко за счет семейных, дружеских и других значимых для человека отношений. У многих медицинских работников нет никого, кроме сyпpyги/сyпpyга или паpтнеpа, с кем можно обсудить личные вопросы. Внося профессиональные вопросы в семью, они рискуют испортить личные взаимоотношения. Они не в состоянии выполнять другие обязанности и получать от этого удовольствие. Образ родителя, который не способен отключаться от работы и недоступен для своих детей, остается печальным стереотипом [17].

Многие специалисты, находясь в  синдроме «сгорания», искренне убеждены, что жесткие социальные стандарты  медицинской профессии накладывают  ограничения не только на стиль поведения, но и на чувства («я не вправе чувствовать  злость, раздражение, страх, вину, иначе  я – плохой специалист»). И это  создает отчуждение от самого себя. Если же при этом медицинская сестра неосознанно стремится играть роль «родителя» или «спасителя», отвечающего  за все, – это прямой путь к профессиональному  стрессу [20].

Поведение медицинских работников характеризуется двумя крайностями – дистанцированием и полным слиянием. При слишком маленькой пространственной и эмоциональной дистанции между индивидуумом и другим человеком специалист «заражается» его состоянием, как бы втягивается в него, как втягиваются в воронку, где растворяется и теряет «чувство себя». Это один вариант возникновения синдрома «эмоционального выгорания» [6].

Другой вариант – человек  просто не подпускает других к себе. На общение он идет, подстегивая  себя, как бичом, словом «должен». В  этой группе находятся люди, компенсирующие недостаточность своей личной жизни. Например, у человека нет своих  детей или не складываются отношения  с ними, поэтому он компенсирует неудачи частной жизни в отношениях с окружающими. «Выгорание» – не от непосильной включенности в трудовую деятельность, а скорее от плохого знания себя, неполного разрешения личных проблем, которые не дают возможности почувствовать в общении с людьми легкость и радость .

Имеются организационные и экономические  обстоятельства, усиливающие деформированный  подход к больному. При планировании всегда больше внимания уделяют приобретению диагностической аппаратуры и лабораторного  оборудования, чем перестройке больничных отделений в соответствии с требованиями лечебно-охранительного режима. Необходимо помнить, что пациент нуждается  в создании хотя бы минимальных интимных условий. Пациенты в этом отношении  стихийно дискриминируются. Все это  связано с характером профессиональных деформаций, имеющих психологическое  значение, которые проявляются в  профессиональном жаргоне, применяемом  без преград при пациентах. Необходимой  и базовой частью профилактики возникновения  синдрома «эмоционального выгорания» является личностная психологическая  подготовка специалистов «помогающих» профессий. Здесь имеется в виду не только и не столько теоретическое  обучение основам психологии (хотя и оно не теряет своей значимости), сколько практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости профессионала [6].

Индивиды могут переносить значительный стресс без повышенного риска  развития психического или соматического  заболевания, если они получают адекватную поддержку. На практике это означает уважение и принятие человеческой природы  медицинского работника и такой  его жизни за пределами работы, чтобы он мог удовлетворять собственные  потребности наряду с потребностями  пациентов, а также создание материальной заинтересованности в результатах  труда.

Основным психологическим качеством, обеспечивающим стрессоустойчивость, является уровень личностной зрелости специалиста. Здесь подразумевается  степень осознания себя, способность  б


Информация о работе Особенности эмоционального выгорания сотрудников хирургического отделения