Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:14, курсовая работа
Задачи:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме.
2. Подобрать методики для исследования. Дать их описание.
3. Провести анализ результатов исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1.Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………….............................................................................5
1.2. Особенности функционирования и развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития………………...…………………….. .9
1.3. Структурные компоненты эмоциональной сферы, характерные для детей с задержкой психического развития………………………………….... …12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация и ход исследования …………………………………... 15
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
Институт социально-гуманитарных технологий и коммуникации
Кафедра психологии и социальной работы
Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
курсовая работа
Выполнила:
Студентка 3 курса
очной формы обучения
специальности «Специальная психология»
Дерид Анжелика Валерьевна
Научный руководитель:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1.Особенности эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста……………………….............
1.2. Особенности функционирования и развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития………………...…………………….. .9
1.3. Структурные компоненты эмоциональной сферы, характерные для детей с задержкой психического развития………………………………….... …12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация и ход исследования …………………………………... 15
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
В ходе исследования нарушений
развития, важнейшим направлением выступает
определение специфики для
В ходе изучения психологических особенностей детей с нарушениями развития мое внимание было направлено на обнаружение специфики их познавательных процессов, что связано с необходимостью организации обучения. Формирование эмоциональной сферы таких детей оказалось в центре научного исследования относительно недавно, поэтому в немногочисленных работах в этой области описаны частные и наиболее общие аспекты эмоционального поведения, характерные для разных типов дизонтогенеза.
В настоящее время остро встал вопрос о проблеме изучения эмоционального развития при тех вариантах дизонтогенеза, где недостатки эмоциональной сферы занимают наиважнейшее место в структуре общего нарушения (в частности, при задержанном, искаженном или дисгармоническом типе развития) (Т.Н. Павлий, О.С. Никольская, А.И. Захаров, Ю.М. Миланич и др.) [5] Характерной чертой для подобных дизонтогенетических расстройств выступает дефицитарность регуляции эмоционального поведения, что часто является главным препятствием для взаимодействия с окружающими и сталкивается с трудностью социализации ребенка с отклонениями в развитии.
В то же время, некоторые аспекты мало изучают эмоциональное развитие детей с отклонениями: есть лишь отдельные работы, посвященные выявлению этой закономерности у дошкольников с разным типом дизонтогенеза, хотя именно этот возрастной этап считается периодом активного формирования эмоциональной сферы.
Недостаточность знания особенностей эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями развития, обусловливает актуальность изучения данной проблемы.
Цель исследования: изучить специфику эмоций и чувств у нормальных детей и детей с ЗПР.
Объект исследования: эмоциональные состояния нормальных детей и детей с ЗПР.
Предмет исследования: специфика эмоций и чувств у нормальных детей и детей с ЗПР.
Гипотеза исследования: при интерпретации результатов детей с задержкой психического развития будет проявляться специфика их эмоционального отношения к окружающей реальности, отличающаяся от эмоционального отношения к окружающей реальности у нормальных детей.
Задачи:
1. Провести анализ
литературных источников по
2. Подобрать методики для исследования. Дать их описание.
3. Провести анализ результатов исследования.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ научной литературы, изучение современной российской и зарубежной практики.
2. Эмпирические: общение, наблюдение, тест тревожности для детей дошкольного возраста, методика «Изучение высших чувств».
Глава 1. Теоретическое исследование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1 Особенности эмоциональной
сферы детей дошкольного
Дошкольный период – это очень короткий отрезок жизни человека, всего семь лет, но он имеет очень большое значение в развитии. В этот период развитие идет как никогда быстро и стремительно. Из абсолютно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец вырастает в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста и развития человека. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование личности.[10]
Ребенок начинает осознавать свое "Я", свою активность, деятельность, начинает объективно оценивать себя. Появляется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения. Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: познаются новые эмоции, формируются чувства.
Маленькому ребенку
трудно управлять своими эмоциями.
Его чувства быстро возникают
и так же быстро исчезают. С развитием
эмоциональной сферы у
Развитию эмоций способствуют все виды деятельности ребенка: общение с взрослыми, со сверстниками, посещение секций и кружков.
Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и чувства других людей. Он начинает различать эмоции по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок учится сопереживать, сочувствовать литературному герою, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоции.
Чувства дошкольника
непроизвольны и не предсказуемы.
Они резко вспыхивают, ярко выражаются
и молниеносно гаснут. Бурное веселье
часто и резко сменяется
Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не умеет. Поэтому дети сильнее подвержены переменам настроения, чем взрослые. Детей легко развеселить, легко огорчить и обидеть, так как они не знают меры и не умеют владеть собой. Поэтому они способны пережить множество чувств и волнений за очень короткий период времени. Ребенок может кататься по полу от смеха, а через некоторое время может заливаться плачем, а еще спустя несколько минут снова зальется смехом. Подобное поведение детей совершенно нормально и адекватно.
С развитием эмоций у
дошкольника постепенно происходит
отделение субъективного
Развитие эмоций и чувств у ребенка связано с определенными ситуациями в его жизни. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению новых реакций, а также страха. Подавление новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние). Когда ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или просто рисует страшные сны, это сигнал о неблагополучном эмоциональном состоянии.[13]
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий:
1. Эмоции и чувства ребенка формируются в процессе общения со сверстниками.
Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем меньше ребенок и чем больше его беспомощность, тем больше проявляется его зависимость от условий, в которых он воспитывается.
При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь.
Воспитателю необходимо стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком.
Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - это важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.
Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы - сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует и переживает, например, выпавшему зубу.
В семье ребенок может испытывать целую гамму переживаний. Очень важно объяснять ему как вести себя и воспринимать те или иные эмоции. [4]
Неправильное
общение в семье может
- к односторонней привязанности, чаще к матери. На фоне этого отпадает потребность в общении со сверстниками;
- к ревности и зависти при появлении второго ребенка в семье, первый ребенок чувствует себя обделенным;
- к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. Страх может быть внушен ребенку его близкими. Как пример, страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себе будет пугать его. [17]
Ребенку необходимо помогать
в выделении и осознании
2. При посещении секций
и кружков (музыкальной школы)
дети учатся испытывать
3. Эмоции и чувства
очень интенсивно развиваются
в соответствующем возрасте
4. В процессе выполнения
совместных занятий (уборка
В зависимости от сложившейся
ситуации любые качественно
В целом дети относятся
к жизненным ситуациям оптимист
Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием многих психических процессов и в наибольшей степени - с речью. [11]
Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Нужно постоянно спрашивать о пройденном дне. Что их веселило, смешило, чему обрадовался, чему огорчился, а кто-то мог и вовсе плакать. Если дети не могут ответить, нужно помогать им - напомнить забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли они друг друга. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них.