Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:14, курсовая работа
Задачи:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме.
2. Подобрать методики для исследования. Дать их описание.
3. Провести анализ результатов исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1.Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………….............................................................................5
1.2. Особенности функционирования и развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития………………...…………………….. .9
1.3. Структурные компоненты эмоциональной сферы, характерные для детей с задержкой психического развития………………………………….... …12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация и ход исследования …………………………………... 15
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
10. Агрессивное нападение. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?"
11. Уборка игрушек. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) убирает игрушки".
12. Изоляция. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?"
13. Ребенок с родителями. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) со своими мамой и папой".
14. Еда в одиночестве. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) ест".
Следует обратить внимание на то, что при предъявлении рис.3 (объект агрессии), 8 (выговор), 9 (игнорирование), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция) экспериментатор не дает никаких пояснений к содержанию ситуаций. Во время обследования ребенку не задают никаких дополнительных вопросов. Все высказывания ребенка, его интерпретацию ситуаций на рисунках заносят в специальный протокол, куда записывают также выбор, сделанный ребенком.
ЦЕЛЬ: Изучить особенности высших чувств школьников.
Необходимый материал: картина "Утро" Т.Н. Яблонской.
Методика выполнения: Ученикам демонстрируется картина "Утро" Т. Н Облонской и предлагается описать своё отношение к картине, описать, что на ней изображено.
После анализа на основании полученных результатов, эстетических, моральных и познавательных чувств, возникающих под воздействием этой картины, экспериментатор сравнивает их, поясняет, в чём их различие. Экспериментатор оценивает также уровень проявления эмоций детей при описывании картины, наличие экспрессивных оборотов в речи также является одним из критериев оценивания эмоций и способности к проявлению эмоций у детей с нормальным уровнем развития и у детей с задержкой психического развития.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Результаты исследования детской тревожности
На основании данных
протокола вычисляется индекс тревожности
(ИТ) ребенка. ИТ представляет процентное
отношение эмоционально-
Дети в возрасте 7 лет по ИТ разделяются на 3 группы:
0-20% - низкий уровень тревожности; 20-50% - средний; свыше 50% - высокий.
Качественный анализ
данных позволяет определить особенности
эмоционального опыта ребенка в
различных ситуациях, которые могут
быть разделены на ситуации с положительной,
отрицательной эмоциональной
К ситуациям с положительной эмоциональной окраской относятся представленные на рис.1 (игра с младшими детьми), 5 (игра со старшими детьми) и 13 (ребенок с родителями).
Ситуации с отрицательной эмоциональной окраской изображены на рис.3 (объект агрессии), 8 (выговор), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция).
Двойной смысл имеют ситуации на рис.2 (ребенок и мать с младенцем), 4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве), 7 (умывание), 9 (игнорирование), 11 (уборка игрушек) и 14 (еда в одиночестве). Особенно высоким проективным значением обладают рис.4 (одевание), 6 (укладывание спать в одиночестве) и 14 (еда в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности могут обладать высокой степенью тревожности. Дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирование) и 11 (уборка игрушек) с большой вероятностью могут обладать высоким или средним уровнем тревожности.
Для уточнения источника тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рис.1,3,5,10и12 моделируют взаимоотношения между детьми (ребенок-ребенок); ситуации на рис.2, 6, 8, 9, 11 и 13 - взаимоотношения между ребенком и взрослыми (ребенок-взрослый); ситуации на рис.4, 6, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребенка, которую он совершает один; ситуация на рис.6 с одинаковым основанием может быть отнесена как к ситуациям типа “ребенок-взрослый”, так и к ситуациям “ребенок-ребенок”.
При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяют судить об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье, в детском саду, школе.
Модификация методики. При предъявлении рисунков все время дают одну и ту же инструкцию: “Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? ” После ответа, который заносят в протокол, задают вопрос “Почему? ” Данные изменения в процедуру обследования были внесены с целью расширения проективных возможностей методики. При использовании авторского варианта дети в большинстве случаев повторяли раскрываемое экспериментатором содержание картинки. В модифицированном варианте возрастает степень свободы для ответов детей, а, следовательно, расширяется перечень источников переживаемой тревоги.
При интерпретации результатов теста тревожности для детей дошкольного возраста стало видно, что у 74% детей с задержкой психического развития средняя оценка от 45 до 65 баллов, что рассматривается, как показатель высокого уровня тревожности. Это объясняется тем, что они пытаются уйти от насущных проблем, трудностей, волнений. Стремятся преодолеть барьер, который по их мнению отделяет их от других - эти дети считают существующую обстановку враждебной и требующей от них слишком много. Испытуемые страдают от воздействия обстоятельств, признаваемых в существующий момент неблагоприятными и упорно им сопротивляются, эмоционально расстроены. Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. В ситуациях общения со взрослыми наблюдается основная масса негативного восприятия изображённой ситуации. Это свидетельствует об имеющемся негативном эмоциональном опыте взаимодействия.
Средняя оценка у нормальных детей от 0 до 20 баллов, - это показатель низкого уровня тревожности. Нормальные дети, в отличие от детей с отклонениями ищут роскоши, чувственного комфорта, пытаются улучшить свое положение и престиж, и трудности не вызывают у них высокой тревожности. Эти учащиеся охотно участвуют во всем, что обещает им возбуждение или ощущение полноты жизни, хотят чувствовать себя веселыми, бодрыми.
Целью данной методики было изучение особенностей высших чувств школьников. После обработки результатов у нормальных детей получилось следующее: описывая картину Н.Я. Яблонской “Утро”, ребята не просто описали все увиденное, а продемонстрировали свое отношение к ней так, как будто прочувствовали ее, они выразили свои чувства на листах бумаги. Особенностью высших чувств школьников, явилось то, что описания были не сухими, а насыщенными эмоциональностью, яркими вспышками чувств.
После окончания эксперимента, вся группа очень бурно обсуждала проделанную работу. Было заметно, что она им очень понравилась. Все свои чувства ребята вложили в это мини-сочинение.
Из этого можно сделать вывод, что высшие чувства у нормальных детей развиты и находятся на достаточно высоком уровне. Им не трудно подбирать слова, что бы выразить то или иное чувство к кому-либо или чему-либо.
Интерпретируя результаты детей с задержкой психического развития, можно сделать вывод о том, что многие дети (90%) просто описали картину, т.е. то, что на ней изображено. Свое отношение к ней выразили так: “Мне понравилась картина" или “Мне не понравилась эта картина”, а почему, объяснить не смогли. В описании преобладала в основном констатация фактов: “На картине изображена девочка, она делает зарядку. На улице наступило утро. В комнате стоит стол, на столе - завтрак…”
Ни в одной из работ нет, какого бы то ни было сравнения, или восторга, или красноречивого описания. Все четко и жестко. Дети с задержкой психического развития разделились на группы:
1) с потребностью в эмоциональной и рациональной помощи экспериментатора,
2) с неадекватными ответами.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что высшие чувства у детей с задержкой психического развития, находятся на низком уровне, недостаточно развиты.
В данной работе была рассмотрена специфика эмоций и чувств у нормальных детей и детей с задержкой психического развития.
В результате экспериментального
исследования эмоций и чувств по нескольким
методикам, были показаны особенности
эмоциональной сферы у
Особенностью эмоциональной сферы дошкольника, является его значительная эмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка. Вместе с ним эмоции ребенка малоустойчивы, подвижны. Свои эмоциональные переживания, впечатления, возникшие под воздействием окружающей среды, ребенок выражает в творчестве. Поэтому очень важно, зная особенности его эмоциональной сферы, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития высших эстетических и нравственных чувств личности.
Сравнительное исследование эмоционального отношения к окружающему у нормальных детей и детей с ЗПР, доказало гипотезу о том, что уровень эмоционального отношения к действительности ребенка с ЗПР качественно отличается от уровня эмоционального отношения нормального ребенка, а именно оказался ниже. Это подтвердили данные эксперимента.
При всем этом, личность
аномального ребенка
1. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 год.
2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976 г.
3. Дети с временными задержками развития. Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. - М: Педагогика.
4. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М. - Политиздат, 1978 год.
5. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка, - Вопросы психологии, 1974 г.
6. И. Изард К. Эмоции человека. - Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1980 г.
7. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.
8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т.1 - М.: Педагогика, 1983 г.
9. Максименко Ю.Б. Цветовая
символика в экспериментально-
10. Общая психология: Учебн. посибие. Под ред. Петровского - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1977 г.
11. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - Пер. с польск М.: Прогресс, 1979.
12. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб., 2001
13. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: Изд-во, 1957 г.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, изд.2.
15. Руденко А.В. Учебное пособие по педагогической психодиагностике. Министерство образования Украины. ДИСО. Донецк: 1998 год.
16. Симонов П.В. Что такое эмоция? - М.: Наука, 1966г.
17. Фетискин Н.П. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. - М., 1990
18. Шингаров Г. X. Место эмоции в структуре личности. - В кн.: Проблема личности.
19. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №4. С.6-21.
20. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. - М. - изд-во 1961 г.
21. Якобсон П.М. Психология чувств. - 2-е издание: доп. - И. 1958 г.
Рисунки для девочек:
1.
2.
3.
4.
5.