Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:14, курсовая работа
Задачи:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме.
2. Подобрать методики для исследования. Дать их описание.
3. Провести анализ результатов исследования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1.Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………….............................................................................5
1.2. Особенности функционирования и развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития………………...…………………….. .9
1.3. Структурные компоненты эмоциональной сферы, характерные для детей с задержкой психического развития………………………………….... …12
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация и ход исследования …………………………………... 15
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.2 Особенности функционирования
и развития эмоциональной
Термин "задержка психического развития" употреблялся и до сих пор и в разных значениях. Изначально в этом смысле использовали термин "задержка умственного развития", но потом ученые и практики доказали, что целесообразнее говорить о "задержке психического развития", так как трудно представить себе, что личность ребенка развивается одновременно с возрастом: формируются интересы, нравственные понятия, взгляды на жизнь а умственное развитие отстает. [7]
Тем более, что понятие "задержка" предполагает некий отрезок времени, поэтому термин звучал как "временная задержка умственного (психического) развития", но оказалось, что "временное" состояние так растянуто во времени, что "задержка психического развития" может сохраняться долгие годы. Вопрос о том, на каком возрастном этапе уже не приходится говорить о "задержке", остается неопределенным.
Поэтому в специальной литературе в зависимости от года издания можно встретить разные вариации названий одних и тех же состояний.
На практике принято говорить о "задержке психического развития" у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ставя диагноз детям старшего возраста, можно скорее говорить о "задержке психического развития в прошлом".
Говоря о диагнозе "задержка психического развития", следует иметь в виду клинический диагноз. Врач-психоневролог или члены медико-педагогических комиссий определяют причину задержки и указывают ее вид.
Однако чаще этот термин употребляется в более широком значении, когда специалисты, врачи или патопсихологи, констатируют замедление детского развития. В тех случаях, когда диагноз еще не установлен, но очевидно отставание в развитии, говорят о "задержке". [3]
Часто это происходит при диагностике детей младшего дошкольного возраста, когда нужно пролонгированное наблюдение и дополнительные исследования для того, чтобы поставить точный диагноз. В этом случае медицинский диагноз может быть самым разным: генетическое заболевание, начальная стадия психического заболевания, умственная отсталость, сенсорный дефект. Тогда диагноз "задержка психического развития" является лишь сигналом возможной патологии развития. [12]
Очень часто дети с резидуально-органическими нарушениями нервной системы отличаются от своих сверстников неразвитостью эмоциональной сферы. На вопросы "Какое у тебя настроение?", "Что ты чувствуешь?" такой ребенок обычно отвечает "Хорошо", "Плохо", "Не знаю", не дифференцируя различные оттенки своих состояний. Как изучено, зрелый, интеллектуально полноценный человек обладает богатым набором эмоциональных реакций (как положительных, так и отрицательных) на всевозможные ситуации. Эмоциональная сфера дошкольников с ЗПР имеет следующие особенности: низкая осознанность эмоциональных переживаний, неадекватность, сниженный по сравнению с нормой уровень контактности, большое количество отрицательных реакций. Эти особенности проявляются как преобладание пассивной позиции с оборонительной реакцией; депрессивные черты, отражающиеся в повседневном поведении и игре, хроническое эмоциональное напряжение и невротические симптомы. К линиям развития эмоциональной сферы детей с ЗПР могут быть отнесены преобладание установок на недоверие взрослым вплоть до открытой враждебности; агрессивные тенденции, сочетающиеся с выраженной асоциальной симптоматикой. [8]
У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, легкость смены настроения и контрастных проявлений эмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдателя, часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот. [14]
Отмечается не толерантность к фрустрирующим ситуациям. Пустяковый повод может вызвать эмоциональный взрыв и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуацию. Такой ребенок то проявляет доброжелательность к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.
Нередко у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность.
В отличие от нормально развивающихся детей дошкольники с задержкой психического развития фактически не нуждаются во взаимодействии со сверстниками.
Играть они предпочитают в одиночестве. У них нет выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений к кому-то, т.е. не выделяются друзья, межличностные отношения очень неустойчивы.
Взаимодействие носит
Существенно отметить своеобразие проявлений регулирующей роли эмоций в деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Трудности, с которыми сталкиваются дети при выполнении заданий, часто вызывают резкий всплеск эмоций, аффективные вспышки. Эти реакции возникают не только в ответ на действительные неудачи. Эта боязнь очень снижает продуктивность детей, решение интеллектуальных задач приводит к формированию низкой самооценки. [16]
Недоразвитие эмоциональной
1.3 Структурные компоненты
Структура нарушений эмоциональной сферы включает системные характеристики и наиболее важные эмоциональные проявления. Системные характеристики включают в себя: личностную тревожность, тревогу, обусловленный соматизацией (механизмом психологической защиты человека), внезапная агрессия. Наиболее важные эмоциональные проявления, определяющие специфику группы детей с ЗПР, - неадекватная вербальная активность в эмоциогенных ситуациях, низкая эмоциональная компетентность, высокая эмоциональная лабильность, выраженная эмоциональная истощаемость. Выявленные характеристики одновременно являются параметрами оценки эмоциональных нарушений дошкольников с ЗПР. [18]
Кроме выделения структуры
Личностная тревожность - повышенная склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований. Бывает связана как с гормональным фоном организма, так и привычными способами привлечения к себе внимания или играя роль жертвы. В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу, складывается в результате действия социальных и личностных факторов. В детстве причиной может стать нарушение отношений с родителями, а также тревожность может порождаться внутренними конфликтами. Тревожность является показателем неблагополучия психического развития и в свою очередь оказывает на него отрицательное влияние.
Тревога, обуславливающая соматизацию - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха, как реакции на реальную опасность, тревога – это переживание не явной, безобъективной угрозы. Согласно другой точки зрения, страх испытывается при угрозе жизни (целостности и существования организма, человека как живого существа), а тревога - при социальной угрозе. Во многих контекстах тревога и страх могут использоваться как взаимозаменяемые понятия. Частое проявление тревоги может стать причиной обострения хронических заболеваний, ухудшению иммунитета и другим нарушениям здоровья. [21]
Иррациональная агрессивность - устойчивая или временная черта характера, проявляющаяся во враждебности человека по отношении к другим людям, животным, а также к предметам окружающего мира, стремление нанести им вред, уничтожить, сломать. Агрессивность не проявляется как вынужденная, ответная реакция на угрозу или враждебные действия в отношении самого себя. Агрессия может быть вызвана разными причинами: неправильное воспитание, ненормальное психическое состояние, частые фрустрации.
Высокая эмоциональная лабильность - быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому.
Низкая эмоциональная компетентность - низкая способность к выражению чувств.
Эмоциональная истощаемость - быстрая утрата эмоциональных сил, невозможность деятельности в течение длительного периода времени.
Аффект – сильное,
но в тоже время кратковременное
эмоциональное переживание, сопровождаемое
резко выраженными
Астенические эмоции – это слабо выраженные и, как правило, отрицательные эмоциональные переживания, снижающие активность человека, общий физический и психологический тонус, а также отрицательно влияют на работоспособность человека: грусть, тоска, печаль, разочарование, подавленность, отчаяние. [16]
Недоразвитие эмоций - отсутствие или недостаточность эмоциональных реакций на окружающую среду. В дошкольном возрасте снижен или отсутствует дифференцированный интерес к окружающим, к игровой деятельности. Наблюдается при выраженном психическом недоразвитии.
Эмоциональная неадекватность - несоответствие основного оттенка настроения, формы аффективного реагирования актуальной ситуации, парадоксальность или тусклость эмоциональных реакций, отсутствие эмоциональной созвучности и сопереживания.
Эмоциональная холодность - нехватка эмоциональных реакций, связанных с межличностными отношениями.
Эмоциональная незрелость - состояние эмоциональной сферы, которое выражается в крайней изменчивости и неустойчивости эмоциональных реакций, капризности с инфантильным оттенком. В этих случаях не всегда можно с точностью решить, какие именно ощущения и представления вызвали внезапную перемену в настроении.
Выявленные характеристики одновременно являются параметрами оценки эмоциональных нарушений дошкольников с ЗПР. Таким образом, для исследования эмоциональной сферы детей с ЗПР нужно диагностировать степень выраженности некоторых компонентов. Мы в своем исследовании проведем диагностику тревожности и высших чувств детей с нормальным уровнем психического развития и детей с ЗПР.
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.1. Организация и ход исследования
Эмпирическое исследование проводилось в Детском саде №46 и лицее №35 г. Калининград. Из детского сада исследование проходили дети 7 лет, из них 10 человек - дети с задержкой психического развития, а из лицея участвовали 10 детей 7 лет с нормальным уровнем психического развития.
Для обследования детей я использовала тест тревожности для детей дошкольного возраста и методику «Изучение высших чувств».
Я выбрала данные методики, так как они наиболее полно подходят для проведения диагностического обследования эмоциональной сферы и каких-либо ее отрицательных проявлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Тест, разработанный американскими
психологами Р. Тэмлом, М. Дорки и
В. Аменом, предназначен для определения
тревожности у детей с
Для проведения обследования необходимо иметь 14 рисунков: каждый состоит из основного и дополнительного, находящегося под основным. Размер основного рисунка 11х8,5 см, дополнительного - 2,3х8,5 см. Рисунки выполнены в двух вариантах: для мальчиков (а) и девочек (б). Лицо ребенка, являющегося главным персонажем, на основном рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. На дополнительном рисунке изображены две детские головки, по размеру и ракурсу точно соответствующие контуру головы на основном. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни дошкольника ситуацию. Рисунки предъявляются ребенку в строго указанном порядке. Обследование проводят индивидуально с каждым ребенком, в отдельном помещении.
При предъявлении каждого рисунка экспериментатор дает строго определенную инструкцию:
1. Игра с младшими детьми. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) играет с малышами".
2. Ребенок и мать с младенцем. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом".
3. Объект агрессии. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?"
4. Одевание. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) одевается".
5. Игра со старшими детьми. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) играет со старшими детьми".
6. Укладывание спать в одиночестве. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) идет спать".
7. Умывание. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) в ванной".
8. Выговор. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?"
9. Игнорирование. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?"