Особенности конфликта как определенного вида взаимодействия людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 00:13, контрольная работа

Описание работы

Что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Содержание работы

1. Особенности конфликта как определенного вида взаимодействия людей.
2. Типы конфликтов.
3. Проблемы управления конфликтными отношениями. Предупреждение конфликтной ситуации.
4. практическая часть (тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации»).

Файлы: 1 файл

контрольная психология.docx

— 68.58 Кб (Скачать файл)

 

План.

1. Особенности конфликта  как определенного вида взаимодействия  людей.

2. Типы конфликтов.

3. Проблемы управления  конфликтными отношениями. Предупреждение  конфликтной ситуации.

4. практическая часть (тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации»).

 

1. Особенности конфликта  как определенного вида взаимодействия  людей.

Очевидно, каждому из нас  приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются  в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми.

Что же такое конфликт? В  психологии конфликт определяется как  столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций  в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях  или межличностных отношениях индивидов  или групп людей, связанное с  отрицательными эмоциональными переживаниями. Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Понятие конфликта неразрывно связано с философским понятием противоречия. Одним из существенных его признаков является противоположность интересов. Американские авторы Фишер Р. и Юри У., рассматривая пути разрешения конфликтов, подчеркивают, что нужно говорить об интересах, а не о позициях, чтобы достичь разумного решения необходимо примирить интересы, а не позиции. Таким образом, интересы — главное понятие, необходимое для анализа общественного конфликта.

Некоторые авторы определяют конфликт только через противоположность  целей. Например, так: конфликт — это борьба за противоположные цели. Отрицать наличие элемента цели в конфликтах невозможно. Присутствие при анализе категории цели означает, что конфликт — поведение и действие целеполагаемое, а, следовательно, в той или иной степени осознанные субъектом. Осознанность противоположности интересов, ценностей, целей — непременный признак конфликта.

Корректное понимание  общественного конфликта предполагает прежде всего выяснение сущности социального противоречия как его основы. Социальное противоречие есть не что иное, как общественное отношение между определенными социальными субъектами и другими элементами социальной системы. Всякое социальное противоречие имеет и объективную, и субъективную сторону. Одни из них связаны с сущностью социальной системы, другие — со спецификой составляющих ее подсистем, третьи — с разнородностью элементов общественной системы, с ее сложностью, с такими процессами, как инерция в действиях людей, в стремлении одних к прогрессу, а других к регрессу, к объединению и разъединению и т.д. Социальные противоречия нередко обусловлены социально-психологическими, этническими и иными свойствами человеческих общностей. Множество противоречий между людьми возникает на почве нарушения норм, общепринятых ценностей, в результате ошибочных действий управляющих структур и т.п. Одни противоречия закономерны и действительно выступают внутренним источникам динамизма общественной системы, другие — случайны и возникают под влиянием временно складывающейся ситуации. Но и они имеют определенную объективную сторону. Соответственно и конфликты рождаются как на базе закономерных объективных противоречий, так и под определяющим воздействием субъективных факторов, в результате ошибок управляющих субъектов или разного рода нарушений нормального хода общественного процесса.

Итак, конфликт есть социальное противоречие на высшем уровне его напряжения. Естественно, не всякое противоречие является конфликтом, а только то, которое из латентного, объективного отношения развилось в явное субъективное отношение. Конфликт — это состояние конкретного противоречия, при котором на первый план выходят противостоящие общественные субъекты, вступающие в борьбу за свои противоречивые интересы и цели, а в случае единства цели — за взаимоисключающие средства для ее достижения.

Возникновение и  развитие конфликтов обусловлено действием  четырех групп факторов  и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы факторов носят  в основном объективный характер, третья и четвертая – главным  образом субъективный.

К числу объективных  причин конфликтов можно отнести  те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и  т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановке – объективного компонента предконфликтной ситуации.

Субъективные  причины конфликтов в основном связаны  с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые  приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решение проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается вместе с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие, а выбирает стратегию противодействия.

Жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, по-видимому, неправомерно. Любая объективная  причина играет свою роль в возникновении  конкретной конфликтной ситуации, в  том числе по причине действия субъективных факторов. Предположим, человек  начал конфликт из-за собственной  повышенной агрессивности, казалось бы, по чисто субъективной причине. Однако не исключено, что одной из главных  причин повышенной агрессивности человека является повышенная агрессивность социально – экономической  среды, в которой он родился, вырос и живет. Таким образом, в основе, казалось бы чисто субъективной причины конфликта может в конечном счете лежать фактор, от человека мало зависящий, т.е. объективный фактор.

Нет ни одного конфликта, который в той или иной степени  не был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами. В любом  межличностном конфликте всегда ту или иную роль играет субъективный фактор. Если человек субъективно  не примет решение о начале конфликтного противодействия, конфликта не будет. Поэтому, практически у любого конфликта  существует комплекс объективно-субъективных причин.

Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Этим причинам элемент субъективизма присущ в несколько большей степени по сравнению с объективными причинами. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп и  в свою очередь подразделяются на:

  • структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается;
  • функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками;
  • личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности;
  • структурно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач.

К числу социально-психологических  относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы. Одной  из таких причин являются возможные  значительные потери и искажения  информации в процессе межличностной  и межгрупповой коммуникации. Второй типичной социально-психологической  причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. Следующая причина межличностных конфликтов – непонимание людьми того, что при обсуждении проблем, особенно сложной несовпадение позиций часто может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах на одно и то же, подходом к проблеме с различных сторон. Еще одна причина – выбор различных способов оценки результатов деятельности друг друга. Психологическая несовместимость – одна из важных причин возникновения межличностной напряженности и конфликтов между людьми. Напряженные межличностные отношения, сложившиеся между людьми в ходе предшествующего взаимодействия, могут выступать психологической причиной конфликтов. Существует еще ряд социально-психологических причин межличностных отношений и межгрупповых конфликтов: внутригрупповой фаворитизм, присущий человеку конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами, ограниченные способности человека к децентрации, нередко свойственное человеку осознанное желание получать от окружающих больше, чем отдавать им, стремление к власти, другие причины.

Личностные причины конфликтов связаны прежде всего с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они  обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими  людьми и окружающей средой:

  • оценка поведения другого человека как недопустимого;
  • низкий уровень социально-психологической компетентности (человек может не знать о том, что существует несколько способов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций);
  • не достаточная психологическая устойчивость к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия;
  • плохо развитая у человека способность к эмпатии;
  • завышенный или заниженный уровень притязаний;
  • холерический тип темперамента;
  • различные акцентуации характера (они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетаний у конкретного человека и представляют крайние варианты норм, граничащие с психопатиями).

Существуют негативные и  позитивные феномены, возникающие в  результате возникновения конфликта. К негативным проявлениям конфликта  относят:

  • неадекватное, социально неоправданное восприятие конфликтующими сторонами друг друга, а также непонимание их коренных интересов;
  • снижение активности сотрудничества конфликтующих сторон во время конфликта и после него;
  • ухудшение социально-психологического климата в конфликтной группе, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта;
  • создаются виртуальные, мнимые проблемы в отношениях и взаимодействии конфликтующих сторон, формируется дух конфронтации и противоборства в ущерб эффективному решению реальных проблем и преодолению разногласий;
  • возрастают материальные, эмоциональные, системные затраты процесса достижения результатов и целей деятельности организации.

К положительным эффектам при существовании конфликта  можно отнести:

  • стимулирование системы к изменению и развитию, инновационным преобразованиям и усовершенствованиям;
  • конфликт способствует лучшей структурированности группы, возрастанию степени ее сплоченности и организованности;
  • определяет активную информационную и коммуникативную функцию, так как противоборствующие стороны стремятся лучше узнать друг друга;
  • стимулирование предприимчивости и творчества конфликтующих сторон, развитие их личности, чувства ответственности, индивидуальной значимости;
  • усиливает групповую динамику, мониторинг ролевого поведения и систему внутригрупповой управляемости;
  • конфликт выполняет диагностическую функцию, показывая реальную картину отношений между членами группы.

 

2. Типы конфликтов.

 В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от критериев, которые берутся за основу.

В зависимости от специфики  возникновения противоречий, можно  выделить экономические, политические, производственные конфликты.

По составу участников существуют внутриличностные, межличностные, групповые, конфликты в больших  социальных группах, организационные (между подразделениями организаций).

Внутриличностный конфликт может принимать различные формы. Это конфликт в самой личности, при котором происходит столкновение субъективно значимых мотивов, интересов, ценностей, идеалов и других личностных образований. Он далеко не всегда виден окружающим. Часто человек не осознает его сам, конфликт протекает в форме сложных переживаний человека, сопровождается состоянием страха, тревоги, депрессии, стресса. Формой защиты от внутриличностных конфликтов является невроз.

Межличностные конфликты  наиболее распространены и охватывают практически все сферы человеческих отношений. Они представляют собой столкновение интересов двух людей. Любой конфликт, в конечном счете, сводится к межличностному. Складываются напряженные отношения, в которые втягиваются личностные ресурсы противоборствующих сторон: потребности, цели и ценности, мотивация, установки и интересы, эмоции и воля, интеллект. Каждый участник стремится самоутвердиться, удовлетворить свои потребности, достичь своих интересов. Причины возникновения межличностного конфликта могут быть следующие:

  • поведенческие факторы – предполагающие неадекватное поведение (агрессивность, эгоизм и др.);
  • факторы отношений – определяют конфликт и проявляются во взаимодействии сторон;
  • информационные факторы – связаны с неприемлемостью информации для одной или всех сторон конфликта (неточная, неполная информация, дезинформация);
  • ценностные факторы – охватывают сферы личностных систем верований и поведения;
  • структурные факторы( возраст, закон, время, доходы).

Любые межличностные конфликты  формируются на фоне структурных  факторов, которые формируют конфликт извне и существенно влияют на его ход. В качестве таких факторов выступают власть, системы управления, политические партии и объединения, социальные нормы, право собственности, религии, правосудие, статус, роли, стандарты  поведения, изолированность или  открытость, географическое положение.

Информация о работе Особенности конфликта как определенного вида взаимодействия людей