Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 00:13, контрольная работа
Что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.
1. Особенности конфликта как определенного вида взаимодействия людей.
2. Типы конфликтов.
3. Проблемы управления конфликтными отношениями. Предупреждение конфликтной ситуации.
4. практическая часть (тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации»).
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12.а) Зачастую я избегаю
занимать позицию, которая
б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13.а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я постараюсь, чтобы все было сделано, по-моему.
14.а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я показываю другому логику и преимущества моих взглядов.
15.а). Я стараюсь успокоить другого и сохранить ношения.
б) Я стараюсь делать все необходимое, чтобы избегать напряжения.
16.а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.а) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19.а) Первым делом я
пытаюсь определить то, в чем
состоят все затронутые
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.
20.а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21.а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.а) Я пытаюсь найти
позицию, которая находится
б) Я отстаиваю свою позицию.
23.а) Как правило, я
озадачен тем, чтобы
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность при решении спорного вопроса.
24.а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь убедить другого идти на компромисс.
25.а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26.а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27.а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29.а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30.а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
В опросе участвовали три человека: Валентина – 47 лет; Олег – 32 года; Татьяна – 29 лет. Они показали следующие результаты:
Обработка результатов 1 (Валентина).
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
а |
б + | |||
2 |
б |
а + |
|||
3 |
а + |
б | |||
4 |
а |
б + | |||
5 |
а + |
б |
|||
6 |
б + |
а |
|||
7 |
б + |
а |
|||
8 |
а |
б + |
|||
9 |
б |
а + |
|||
10 |
а |
б + |
|||
11 |
а |
б + | |||
12 |
б |
а + |
|||
13 |
б |
а + |
|||
14 |
б + |
а |
|||
15 |
б + |
а | |||
16 |
б + |
а | |||
17 |
а |
б + |
|||
18 |
б + |
а | |||
19 |
а + |
б |
|||
20 |
а |
б + |
|||
21 |
б + |
а |
|||
22 |
б |
а + |
|||
23 |
а + |
б |
|||
24 |
б |
а + | |||
25 |
а + |
б | |||
26 |
б |
а + |
|||
27 |
а |
б + | |||
28 |
а + |
б |
|||
29 |
а |
б + |
|||
30 |
б + |
а |
Валентина – результаты обследования показали, что в конфликтной ситуации она предпочитает форму поведения «компромисс». Суть его заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. В целом, по результатам обследования поведение Валентины является гибким, она умеет анализировать ситуацию, находить нужный подход к людям; умеет настоять на своем и уступить оппоненту.
Обработка результатов 2 (Олег).
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
а + |
б | |||
2 |
б + |
а |
|||
3 |
а + |
б | |||
4 |
а + |
б | |||
5 |
а |
б + |
|||
6 |
б |
а + |
|||
7 |
б + |
а |
|||
8 |
а |
б + |
|||
9 |
б + |
а |
|||
10 |
а + |
б |
|||
11 |
а + |
б | |||
12 |
б |
а + |
|||
13 |
б |
а + |
|||
14 |
б |
а + |
|||
15 |
б + |
а | |||
16 |
б + |
а | |||
17 |
а |
б + |
|||
18 |
б |
а + | |||
19 |
а + |
б |
|||
20 |
а + |
б |
|||
21 |
б |
а + |
|||
22 |
б |
а + |
|||
23 |
а |
б + |
|||
24 |
б + |
а | |||
25 |
а |
б + | |||
26 |
б |
а + |
|||
27 |
а + |
б | |||
28 |
а |
б + |
|||
29 |
а |
б + |
|||
30 |
б + |
а |
Результаты опроса Олега показали, что он предпочитает в конфликтной ситуации форму поведения «избегание». Этот стиль реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон ни с кем не сотрудничает для выработки решения и невовлеченность в него не отражается на развитии конфликта либо просто сторона не желает тратить время и силы на ее решение. Олег не стремится приспосабливаться, но и не конфликтует, умеет найти общий язык с окружающими; но более предпочитает оставаться в стороне, не вступать в конфликт.
Обработка результатов 3 (Татьяна).
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
а + |
б | |||
2 |
б |
а + |
|||
3 |
а + |
б | |||
4 |
а |
б + | |||
5 |
а + |
б |
|||
6 |
б + |
а |
|||
7 |
б + |
а |
|||
8 |
а |
б + |
|||
9 |
б + |
а |
|||
10 |
а + |
б |
|||
11 |
а + |
б | |||
12 |
б + |
а |
|||
13 |
б + |
а |
|||
14 |
б + |
а |
|||
15 |
б + |
а | |||
16 |
б + |
а | |||
17 |
а + |
б |
|||
18 |
б + |
а | |||
19 |
а + |
б |
|||
20 |
а + |
б |
|||
21 |
б + |
а |
|||
22 |
б |
а + |
|||
23 |
а |
б + |
|||
24 |
б + |
а | |||
25 |
а + |
б | |||
26 |
б |
а + |
|||
27 |
а + |
б | |||
28 |
а + |
б |
|||
29 |
а + |
б |
|||
30 |
б + |
а |
Татьяна – результаты показали. Что обследуемый является конфликтным человеком; его результаты – 10 баллов по форме поведения в конфликтной ситуации «соперничество». Это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, игнорируя интересы другой стороны. Татьяна в конфликтной ситуации проявляет гибкость, умение найти правильный выход. Не умеет приспосабливаться, не избегает конфликтов; при выраженной конфликтности умеет сотрудничать и находить компромисс.
Всем обследуемым по тесту К. Томаса можно порекомендовать: развивать коммуникативные способности; каждую конфликтную ситуацию анализировать, искать адекватные выходы из конфликтов, развивать толерантность через тренинги и занятия.
Заключение.
В данной работе было проведено исследование такого понятия как конфликт, рассмотрена его классификация, изучены основные типы конфликтов, причины возникновения, стратегии поведения человека в конфликтной ситуации. Также были найдены основных путей разрешения конфликтных ситуаций, эффективные приемы и методы по управлению и по предотвращению конфликтов.
Конфликт представляет собой сложный
и динамичный процесс. Он является одним
из важнейших социальных процессов,
поэтому им можно и нужно управлять,
более того, им нужно уметь управлять.
Современная точка зрения заключается
в том, что даже в организациях
с эффективным управлением
В заключение можно сказать, что умелое поведение и, как следствие, разрешение конфликта может быть получено при учете личностных качеств каждого члена социума, его темперамента, характера, интересов. Но зато в конечном итоге можно иметь коллектив друзей, сплоченных общей идеей, где ссоры могут уже не нести значения и не затрагивать душевных качеств индивида.
Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны сопровождать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.
Информация о работе Особенности конфликта как определенного вида взаимодействия людей