Особенности конфликта как определенного вида взаимодействия людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 00:13, контрольная работа

Описание работы

Что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Содержание работы

1. Особенности конфликта как определенного вида взаимодействия людей.
2. Типы конфликтов.
3. Проблемы управления конфликтными отношениями. Предупреждение конфликтной ситуации.
4. практическая часть (тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации»).

Файлы: 1 файл

контрольная психология.docx

— 68.58 Кб (Скачать файл)

б) Я пытаюсь найти компромиссное  решение.

11.а) Первым делом я  стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые  вопросы.

б) Я стараюсь успокоить  другого и главным образом  сохранить наши отношения.

12.а) Зачастую я избегаю  занимать позицию, которая может  вызвать споры.

б) Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также идет навстречу.

13.а) Я предлагаю среднюю  позицию.

б) Я постараюсь, чтобы  все было сделано, по-моему.

14.а) Я сообщаю другому  свою точку зрения и спрашиваю  о его взглядах.

б) Я показываю другому  логику и преимущества моих взглядов.

15.а). Я стараюсь успокоить  другого и сохранить ношения.

б) Я стараюсь делать все  необходимое, чтобы избегать напряжения.

16.а) Я стараюсь не  задеть чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить  другого в преимуществах моей позиции.

17.а) Я обычно настойчиво  стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать  все, чтобы избежать бесполезной  напряженности.

18.а) Если это сделает  другого человека счастливым, я  дам ему возможность настоять  на своем.

б) Я дам другому возможность  остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19.а) Первым делом я  пытаюсь определить то, в чем  состоят все затронутые интересы  и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить спорные  вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20.а) Я пытаюсь немедленно  преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее  сочетание выгод и потерь для  нас обоих.

21.а) Ведя переговоры, стараюсь  быть внимательным к другому.

б) Я всегда склоняюсь  к прямому обсуждению проблемы.

22.а) Я пытаюсь найти  позицию, которая находится посередине  между моей и другого человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

23.а) Как правило, я  озадачен тем, чтобы удовлетворить  желания каждого из нас.

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность при  решении спорного вопроса.

24.а) Если позиция другого  кажется ему очень важной, я  стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь убедить  другого идти на компромисс.

25.а) Я пытаюсь убедить  другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26.а) Я обычно предлагаю  среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь  удовлетворить интересы каждого  из нас.

27.а) Зачастую стремлюсь  избежать споров.

б)  Если это сделает  другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.а) Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего.

б)  Улаживая  ситуацию,  я  обычно  стремлюсь  найти  поддержку у другого.

29.а) Я предлагаю среднюю  позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит  волноваться из-за возникающих разногласий.

30.а) Я стараюсь не  задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую  позицию в споре, чтобы мы совместно  могли добиться успеха.

В опросе участвовали три  человека: Валентина – 47 лет; Олег – 32 года; Татьяна – 29 лет. Они показали следующие результаты:

Обработка результатов 1 (Валентина).

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

2

3

4

5

6

1

     

а

б +

2

 

б

а +

   

3

а +

     

б

4

   

а

 

б +

5

 

а +

 

б

 

6

б +

   

а

 

7

   

б +

а

 

8

а

б +

     

9

б

   

а +

 

10

а

 

б +

   

11

 

а

   

б +

12

   

б

а +

 

13

б

 

а +

   

14

б +

а

     

15

     

б +

а

16

б +

     

а

17

а

   

б +

 

18

   

б +

 

а

19

 

а +

 

б

 

20

 

а

б +

   

21

 

б +

 

а

 

22

б

 

а +

   

23

 

а +

 

б

 

24

   

б

 

а +

25

а +

     

б

26

 

б

а +

   

27

     

а

б +

28

а +

б

     

29

   

а

б +

 

30

 

б +

   

а


Валентина – результаты обследования показали, что в конфликтной  ситуации она предпочитает форму поведения «компромисс». Суть его заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. В целом, по результатам обследования поведение Валентины является гибким, она умеет анализировать ситуацию, находить нужный подход к людям; умеет настоять на своем и уступить оппоненту.

Обработка результатов 2 (Олег).

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

2

3

4

5

6

1

     

а +

б

2

 

б +

а

   

3

а +

     

б

4

   

а +

 

б

5

 

а

 

б +

 

6

б

   

а +

 

7

   

б +

а

 

8

а

б +

     

9

б +

   

а

 

10

а +

 

б

   

11

 

а +

   

б

12

   

б

а +

 

13

б

 

а +

   

14

б

а +

     

15

     

б +

а

16

б +

     

а

17

а

   

б +

 

18

   

б

 

а +

19

 

а +

 

б

 

20

 

а +

б

   

21

 

б

 

а +

 

22

б

 

а +

   

23

 

а

 

б +

 

24

   

б +

 

а

25

а

     

б +

26

 

б

а +

   

27

     

а +

б

28

а

б +

     

29

   

а

б +

 

30

 

б +

   

а


Результаты опроса Олега  показали, что он предпочитает в  конфликтной ситуации форму поведения  «избегание». Этот стиль реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон ни с кем не сотрудничает для выработки решения и невовлеченность в него не отражается на развитии конфликта либо просто сторона не желает тратить время и силы на ее решение.  Олег не стремится приспосабливаться, но и не конфликтует, умеет найти общий язык с окружающими; но более предпочитает оставаться в стороне, не вступать в конфликт.

Обработка результатов 3 (Татьяна).

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

2

3

4

5

6

1

     

а +

б

2

 

б

а +

   

3

а +

     

б

4

   

а

 

б +

5

 

а +

 

б

 

6

б +

   

а

 

7

   

б +

а

 

8

а

б +

     

9

б +

   

а

 

10

а +

 

б

   

11

 

а +

   

б

12

   

б +

а

 

13

б +

 

а

   

14

б +

а

     

15

     

б +

а

16

б +

     

а

17

а +

   

б

 

18

   

б +

 

а

19

 

а +

 

б

 

20

 

а +

б

   

21

 

б +

 

а

 

22

б

 

а +

   

23

 

а

 

б +

 

24

   

б +

 

а

25

а +

     

б

26

 

б

а +

   

27

     

а +

б

28

а +

б

     

29

   

а +

б

 

30

 

б +

   

а


Татьяна – результаты показали. Что обследуемый является конфликтным  человеком; его результаты – 10 баллов по форме поведения в конфликтной  ситуации «соперничество». Это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, игнорируя интересы другой стороны. Татьяна в конфликтной ситуации проявляет гибкость, умение найти правильный выход. Не умеет приспосабливаться, не избегает конфликтов; при выраженной конфликтности умеет сотрудничать и находить компромисс.

Всем обследуемым по тесту  К. Томаса можно порекомендовать: развивать  коммуникативные способности; каждую конфликтную ситуацию анализировать, искать адекватные выходы из конфликтов, развивать толерантность через тренинги и занятия.

 

 

Заключение.

В данной работе было проведено исследование такого понятия как конфликт, рассмотрена  его классификация, изучены основные типы конфликтов, причины возникновения, стратегии поведения человека в  конфликтной ситуации. Также были найдены основных путей разрешения конфликтных ситуаций, эффективные  приемы и методы по управлению и по предотвращению конфликтов.

Конфликт представляет собой сложный  и динамичный процесс. Он является одним  из важнейших социальных процессов, поэтому им можно и нужно управлять, более того, им нужно уметь управлять. Современная точка зрения заключается  в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые  конфликты не только возможны, но и  желательны. Во многих ситуациях они  помогают выявить разнообразие точек  зрения, дают дополнительную информацию, позволяют выявить большее число  альтернатив и т.д. Это, в свою очередь, делает процесс принятия решения  группой более эффективным, а  также дает людям возможность  выразить свои мысли и тем самым  удовлетворить личные потребности  в уважении и власти.

В заключение можно сказать, что  умелое поведение и, как следствие, разрешение конфликта может быть получено при учете личностных качеств  каждого члена социума, его темперамента, характера, интересов. Но зато в конечном итоге можно иметь коллектив  друзей, сплоченных общей идеей, где  ссоры могут уже не нести значения и не затрагивать душевных качеств  индивида.

Несмотря на то, что взаимоотношения  с другими людьми должны сопровождать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать  споры и разногласия, чтобы ткань  общественной жизни не рвалась с  каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и  развивать общие интересы.

Информация о работе Особенности конфликта как определенного вида взаимодействия людей