Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 00:13, контрольная работа
Что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.
1. Особенности конфликта как определенного вида взаимодействия людей.
2. Типы конфликтов.
3. Проблемы управления конфликтными отношениями. Предупреждение конфликтной ситуации.
4. практическая часть (тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации»).
Существует также конфликт между личностью и группой, между малыми группами, между средними и большими социальными группами.
В зависимости от типа противоречия
конфликты можно делить на возникшие
как результат
В зависимости от интенсивности
выделяют конфликты низкой, средней
и высокой интенсивности. Конфликт
низкой интенсивности протекает
в форме спора между
В зависимости от
сфер жизнедеятельности
Конфликты подразделяются на
конфликты между равными по рангу
участниками (горизонтальный конфликт);
между нижестоящими и вышестоящими
на социальной лестнице субъектами (вертикальный
конфликт) и смешанные, в которых
представлены и те и другие. Наиболее
распространенны конфликты
В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, когда в основе конфликта лежит одна причина; многофакторные конфликты, возникающие в силу двух и более причин, а так же кумулятивные конфликты, когда несколько причин накладываются одна на другую, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.
Исходя из временных параметров,
конфликты делятся на кратковременные
(чаще всего являются следствием взаимного
непонимания или ошибок, которые
быстро осознаются); затяжные (связаны
с глубокими нравственно-
Конфликты различают и по их значению для организации, а так же по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Любой конфликт конструктивен по своей природе как инструмент развития. Конструктивный конфликт во многих случаях формирует и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников, играет роль предохранительного клапана для безопасного и конструктивного выхода эмоций. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации, создают напряженные отношения в коллективе, тяжело сказываются на нервно-психологическом состоянии сотрудников.
3. Проблемы управления
конфликтными отношениями.
Межличностные методы управления
конфликтами – это методы, в
которых принимают участие
Графически это изображается посредством сетки Томаса – Килменна, которая определяет место и название стилей поведения (рис.1) и поможет определить собственный стиль или стиль любого другого человека. Если реакция пассивна, то человек будет стараться выйти из конфликта, если она активна, то будет предпринята попытка разрешить его.
Рисунок 1. – Сетка Томаса – Килменна.
Исходя из предложенной модели выделяют пять способов регулирования конфликтов:
Стиль конкуренции – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Человек, использующий этот стиль, должен быть очень жизненно активен. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения, заставляя людей их принимать. Такой стиль наименее эффективен, но наиболее часто встречается.
Стиль уклонения. Он противоположен соперничеству (конкуренции). Для него характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Это не бегство от проблемы, но может быть конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.
Стиль приспособления означает принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека. Возможен, когда оппонент действительно прав. Этот стиль означает, что вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы (а не отталкиваете от себя проблему, как в предыдущем случае).
Стиль сотрудничества применим, когда участники ситуации приходят к альтернативе. Этот стиль является среди прочих стилей самым трудным, однако он позволяет выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решения в сложных и важных конфликтных ситуациях.
Стиль компромисса, или обмен уступками для частичного удовлетворения своего желания и желания другого человека.
Корни любого конфликта лежат в эмоциональной сфере. В основном к источникам конфликта относятся три вида эмоций: раздражение, недоверие, гнев. Они могут подпитывать раздражение другого человека. А как быть с эмоциями охваченного гневом партнера? Лучший подход в этом случае – просто слушать. Если с этим человеком необходимо продолжать отношения, необходимо научиться переубеждать человека, охваченного раздражением или страхом, но главное, зная свойство раздражительности за собой, убедить себя в необходимости контроля над собой.
А чтобы легче извлечь уроки из создавшейся ситуации, подумайте, чему может научить конфликт, не давайте конфликту снизить вашу самооценку, помните, что конфликты составляют только малую часть вашей жизни. Избавьтесь от отрицательных эмоций, оставшихся после конфликта.
Управление конфликтом предполагает не только регулирование уже возникшего противостояния, но и создание условий для его предупреждения. Причем наибольшую значимость в управлении имеет профилактика.
Профилактика конфликта
1) знанием общих принципов
2) уровнем общетеоретических
3) глубиной анализа на этой
общей теоретической основе
4) степенью соответствия
Профилактика конфликтов требует от руководителя социальной группы не только знания способов воздействия на коллективную, групповую психологию, но и знания особенностей индивидуальной психологии, умения влиять на поведение отдельных людей. При этом важно учитывать, что существуют психологические типы, играющие особую роль в возникновении конфликтов, выделяющиеся некоторыми специфическими чертами характера.
Среди управляющих воздействий
по отношению к конфликту
Большинство условий и
факторов успешного разрешения конфликтов
носит психологический
Условия разрешения конфликта:
Успешность завершения конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие влияние на этот процесс. К ним относятся:
Критериями конструктивного
разрешения конфликта являются степень
разрешения противоречия, лежащего в
основе конфликта, и победа в нем
правого оппонента. Важно, чтобы
при разрешении конфликта было найдено
решение проблемы, из-за которой
он возник. Чем полнее разрешено
противоречие, тем больше шансов для
нормализации отношений между участниками,
меньше вероятность перерастания конфликта
в новое противоборство. Не менее
существенной является победа правой
стороны. Утверждение истины, победа
справедливости благоприятно сказываются
на социально-психологическом
4. Практическая часть.
Тест «Исследование
Тест предназначен для определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Выделяют пять основных стратегий конфликтного поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Оптимальным поведением в конфликте считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Преобладание одной из стратегий свидетельствует о том, что человек ориентируется преимущественно на эту линию поведения в конфликте. Выбор стратегии определяется личными и социальными факторами. Ориентация на ту или иную стратегию от преобладающего отношения к окружающим, уровня агрессивности. На выбор стратегии поведения в конфликте влияют возраст человека, тип деятельности, склонности к нормативному или асоциальному поведению.
Текст опросника:
1.а) Иногда я предоставляю
возможность другим взять на
себя ответственность за
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2.а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3.а) Я обычно стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4.а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувства другого.
5.а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избегать бесполезной напряженности.
6.а) Я пытаюсь избегать неприятностей для себя
б) Я стараюсь добиться своего.
7.а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8.а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9.а) Я думаю, что не
всегда стоит волноваться из-
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
Информация о работе Особенности конфликта как определенного вида взаимодействия людей