Особенности конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 08:55, контрольная работа

Описание работы

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания – конфликтология.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 56.47 Кб (Скачать файл)

Введение.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт – это признак  неэффективной деятельности организации  и плохого управления. В наше время  теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке  зрения, что некоторые конфликты  даже в самой эффективной организации  при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования  в современном обществе столь  велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область  знания – конфликтология.

 

1.Особенности  конфликта как вид взаимодействия  людей.

«Взаимодействие – это  процесс непосредственного или  опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий  их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность  составляет главную особенность  взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих  сторон выступает как причина  другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной  стороны, что определяет развитие объектов и их структур»[[13]]. В этой довольно обстоятельной и полезной работе раскрывается сущность иного подхода  к пониманию и осмыслению каждого из перечисленных выше социально-психологических феноменов. Раскрывая философские и социологические основы связей и влияния людей друг на друга, делается вывод, что сначала возникает взаимодействие, а потом уже как его следствие общественные и психологические отношения между людьми. И это соответствует реальности. 

Процесс взаимодействия не всегда происходит в желаемом направлении. Между людьми, которые контактируют, могут возникнуть частичные противоречия, а может проявляться и антагонизм позиций, порождённый наличием в  них ценностей, целей и мотивов, что противоречат друг другу. Тогда  отношения осложняются до такой  степени, что говорят о возникновении  межличностного конфликта, под которым  принято понимать столкновение противоположных  взглядов, интересов и действий отдельных  людей и групп.

На психологическом  уровне противоречие проявляется в  сильных негативных переживаниях участников относительно ситуации, оппонентов и  самих себя. То есть в конфликте  высокая психологическая цена - многообразие негативных эмоций, стрессов, переживаний, разочарований, потерь, грехов. Конфликт может привести к изменению системы  отношений и ценностей. В условиях конфликта люди, словно по-другому  начинают воспринимать реальность, прибегать  к действиям, которые обычно им не свойственные. Важно подчеркнуть, что в конфликт перерастает не либо какое противоречие, а, как правило, такое, в котором представлены важные потребности, стремления, интересы, цели людей, социальный статус личности, ее престиж.

Если конфликт своевременно не решается, то это может привести к неврозу, болезненному состоянию, стойкому расстройству отношений между  индивидами, которые взаимодействуют.

С точки зрения социальной психологии нужно определить собственный  аспект анализа в конфликте, поскольку  эта проблема является предметом  изучения ряда других дисциплин, таких  как социология, политология и  т.д.

Поэтому социальная психология в первую очередь сосредоточивает  внимание на таких аспектах конфликта, как : осознание ситуации конфликта его участниками; выделение социально-психологических составляющих, которые предопределяют внутреннюю характеристику конфликта, т.е. совокупность мотивов, реальных интересов, ценностей, побуждающих человека или группу лиц участвовать в развязывании разногласий; выяснение причин и стадий формирования субъективного образа конфликтной ситуации.

Социальная и  индивидуальная важность межличностного конфликта может быть неоднозначной. При одних условиях конфликт может  возникнуть как результат различия базовых ценностей, моральных качеств, особенностей мировосприятия отдельных  индивидов, в противном случае противоречия, которые возникают, могут базироваться на «мелких» причинах.

Хотя здесь следует  отметить, что для самих сторон конфликта повод, который привел к непониманию, не считается «мелочью», поскольку они накладывают на него большое количество дополнительного  контекста. Имеет значения и тот  факт, что в межличностном конфликте  уменьшается способность его  участников к саморегуляции, сознательному самоконтролю, часто наблюдаются аффективные действия, снижается устойчивость к стрессам и фрустрации.

Конечно, бывают ситуации, когда именно конфликты помогают решить злободневные проблемы. То есть, с одной стороны, конфликты создают  напряженные взаимоотношения между  людьми, переключают их внимание с  непосредственных забот на «выяснение отношений», тяжело сказываются на нервно-психическом состоянии сторон конфликта, а с другой, межличностные  конфликты могут иметь не только деструктивную, разрушительную , но и творческую силу, когда их преодоления способствует улучшению отношений, взаимопонимания между людьми.

Конструктивная, позитивная роль конфликта может также заключаться  в росте самосознания участников конфликта, если тот преследует социально  значимую цель. Во многих случаях конфликт формирует и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников, играет роль предохранительного клапана  для безопасного и даже конструктивного  выхода эмоций. Таким образом, до самого факта конфликта нельзя относиться однозначно. Анализируя его, следует  учитывать как социальную природу  конфликта, так и психологические  последствия.

Социальные и  индивидуальные причины возникновения  конфликта успешно выясняются при  наличии адекватной понятийной схемы, характеризующей конфликт. В социальной психологии в основном сложилось  представление о конфликте, его  структуре, динамике, функции и типологии.

Относительно структуры  конфликта, то можно выделить следующие  его основные элементы:

  • участники конфликта, которые называются оппонентами (от лат. opponens - тот, что отрицает), соперниками, противниками и представляют не менее двух сторон;
  • позиция сторон (внутренняя и внешняя);
  • конфликтная ситуация;
  • инцидент, то есть действие, которое направлено на создание конфликта;
  • объект конфликта (реально имеющаяся объективная причина, по которой оппоненты вступают в «борьбу»);
  • предмет конфликта (и внутренняя причина, например, личная неприязнь, которую имеет каждый оппонент, который вступает в конфликт);
  • развитие и разрешение конфликта.

Поскольку в конфликте  участвуют отдельные лица, прежде всего защищающие не собственные  интересы, а интересы группы, то оппоненты, которые вступают в конфликт, имеют  разный «вес», «силу», которые и определяют возможность победы. Указанную характеристику «силы» в теории и практике конфликта  называют рангом оппонента. При этом оппонентом первого ранга становится человек, который действует от своего имени и преследует в конфликте  достижения личных целей.

Участником второго  ранга является «личность», которая  отстаивает в конфликте интересы малой группы. Участником третьего ранга называют структуру (или отдельную  личность), состоящую из взаимосвязанных  групп (например, организация), преследующую в этом конфликте общую цель. Можно  выделить и четвертый ранг, при  котором оппонент имеет возможность  говорить от имени социальной системы, олицетворять собой культуру, нравственность и др.

Также ведут речь и о так называемом нулевом  ранге, который воплощает особенности  нарушителя определенных социальных норм. В ходе разрешения конфликта сознательно  или бессознательно оппоненты пытаются повысить свой ранг и снизить ранг противоположной стороны вплоть до нулевого.

Социально-психологическая  сущность конфликта осознается и  понимается скорее и эффективнее, если проведена некоторая классификация (типология) конфликтов по их признакам. Хотя единой классификации не создано  через разнообразие форм проявления конфликтов, различий в характере  их протекания, возможных последствий  и т.п., однако обычно для создания классификации выбирается основной отличительный признак и за ним осуществляется группировка.

По непосредственным социально-психологическим причинам, выделяют такие виды межличностных  конфликтов:

  1. конфликты, вызванные недоразумениями в передаче и восприятии информации (отсутствие или недостаток информации; ошибочная информация; различия в понимании важности информации; различия в интерпретации информации; непохожесть в порядке и способах оценки информации);
  2. конфликты, вызванные особенностями взаимодействия (выразительные эмоции; неправильное толкование и стереотипность мышления;
  3. отсутствие обратной связи; часто повторяющиеся негативные поступки, различия в критериях оценки идей и поведения и т.д.);
  4. конфликты, возникшие на уровне служебно-коммуникативного взаимодействия, т.е. «вертикальные» и «горизонтальные» (первые могут быть типа «работник - руководитель» или наоборот, в зависимости от того, кто является инициатором конфликта, а вторые - типа «работник - работник », инициатива может идти от одного из сотрудников или же от обоих одновременно).

По признаку «объективность - субъективность причины» конфликты  разделяют на: деловые (в основе делового конфликта лежит вполне конкретная объективная причина, связанная  с предметно-деловыми разногласиями) и эмоциональные (источники эмоциональных  конфликтов кроются, прежде всего, в  личностно-прагматических интересах  оппонентов, их психологической несовместимости.

Конфликты между  двумя участниками (так называемые диадные конфликты) являются наиболее распространенным типом межличностного делового или эмоционального конфликта, где в роли оппонентов встают два человека, каждый из которых является субъектом - носителем определенных ценностей, интересов и мнений. И именно диадный конфликт отличается эмоциональным запалом и напряженностью, протекает, как правило, в открытой форме.

Этот конфликт обычно возникает на почве личных симпатий - антипатий, но в определенной группе эмоциональные отношения между  людьми всегда оказываются тесно  переплетенными с деловыми, карьерными и другими интересами.

Относительно конфликтов между личностью и группой, то они оказываются как противоречие между ожиданиями и требованиями отдельной личности и сформированными  в группе нормами поведения.

Известны и другие признаки, по которым классифицируют межличностные конфликты:

  • по признаку «продолжительность течения» (конфликты разделяют на кратковременные и затяжные);
  • по степени их влияния на эмоциональное состояние и деятельность оппонентов (конфликты, которые нарушают эмоциональную и деловую стабильность участников недоразумения, и разрушительные конфликты).

Среди общих причин возникновения конфликтов, связанных  с психологическими и социально-психологическими особенностями участников межличностного взаимодействия, можно назвать следующие:

  • ценностные факторы (принципы, которые провозглашает человек или отвергает; личностные системы убеждений, верований и т.п.);
  • особенности отношений, связанных с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствием (учитываются их основа, сущность, баланс силы, значимость для себя и других, продолжительность, совместимость / несовместимость сторон и др.);
  • поведенческие факторы (ущемлению интересов, подрыва самооценки, эгоизм, безответственность, несправедливость, скептицизм, сосредоточение внимания на мелочах, грубость, давление и т.д.);
  • незнание тех или иных характерных, психологических свойств другого лица;
  • неправильное толкование мыслей, поступков (отсутствие неформального общения, в результате чего создается поверхностное представление о собеседнике; психологическая скованность, неумение или боязнь продемонстрировать свои истинные качества; психологическая насыщенность, когда однообразие лиц, условий работы, ритма труда вызывает негативные эмоции); несоблюдение общепринятых моральных норм, переоценка собственных возможностей и недооценка возможностей других.

Динамика протекания конфликта зависит от поведения  его оппонентов. Поскольку люди неодинаково  ведут себя во время конфликта, то вопрос, который является предметом  разногласий, может решаться как  в форме совета, просьбы, так и  в форме коренной ломки взаимоотношений.

Известны такие  формы протекания конфликта:

  • открытый конфликт, который характеризуется очевидным, ярко выраженным, эмоционально насыщенным столкновением сторон;
  • скрытый конфликт (реальные различия скрываются оппонентами за внешне безупречными формами отношений);
  • так называемый «слепой» конфликт (один или оба участника вообще не осознают его наличия);
  • «неизвестный» конфликт (реальные противоречия маскируются, а на поверхности отношений остается слабо выраженная неприязнь).

Одновременно каждая форма течения конфликта имеет  свой специфический тип поведения  и взаимоотношения людей. На стадии, когда состояние напряженности  скрыто, чрезвычайно важно почувствовать  момент осознания ситуации как конфликтной, то есть момент понимания того, что  противоречие, которое возникло, привычным  образом не разрешится.

Информация о работе Особенности конфликта